ЯМАНТАКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЯМАНТАКА
санскр. - дословно «победитель Ямы»; «покончивший с Ямой») - персонаж из разряда идамов в будд. мифологии. Я. впервые уноминается и текстах 3 в. н. э. В мифологии ваджраяны Я. гневный аспект бодхисаттвы Манджушри, эманация дхьяни-будды Акшобхья. Известны много форм Я.: черная, красная, двурукая, четырех-рукая, шестирукая.Наиб. известная форма Я., многократно повторенная в иконографии и скульптуре,— Ваджрабхайрава («угрожающий ваджрой») темно-синего цвета, с 9 головами, 34 руками, 16 ногами. Н. Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЯМАНТАКА
(санскр. yama-antaka, тиб. gshin rje gshed, Положивший Предел Смерти) — в Ваджраяне Покоритель Ямы, Враг смерти. Я. — йидам, гневная ипостась милостивого бодхисаттвы Манджушри из духовного семейства Будды Акшобхьи. Манджушри принял этот облик, чтобы усмирить разбушевавшегося царя адов. Эта победа знаменовала торжество алмазной мудрости над невежеством (авидья), страданием (духкха) и смертью. Другое имя Я. — Ваджрабхайрава (Алмазный и Ужасный) и это одно из имён индуистского бога Шивы. Ваджрабхайрава изображается синим, с девятью бычьими головами (два рога каждой из них символизируют две истины буддизма). Он в окровавленном плаще из слоновьей кожи с трезубцем (атрибут Шивы) и барабанчиком (дамару, его звук — первый во вселенной) в руках (их 32). Часто — в соитии со своей духовной супругой праджней Ваджраветали (её нередко называют Джняна-дакини), которая заставляет двигаться мёртвые тела. Нагота этой пары — символ освобождения от иллюзий и заблуждений. Стоящие дыбом волосы йидама — знак его Просветлённости. Когда Я. изображается в одиночестве (эка-вира), то обязательно с эрегированным фаллосом. На гневных головах Я. — по три глаза, причём третьи созерцают высшую реальность. У Я. 16 ног, которые означают 16 аспектов пустотности (шуньята), и стоит он на индуистских богах. В передних руках он держит нож (григуг) и чашу (габала) — символы мужского и женского начал, на шее у него ожерелье из отрубленных человечесчких голов, символизирующих победу мудрости над эгоизмом. Над каждой из голов Я. — диадема из пяти черепов, в качестве знака излечения от пяти ядов сознания: невежества, жадности, гордыни, гнева и любострастия. На танках в свите (паривара) Я. изображаются три группы божеств: будды созерцания, супруги будд и божества-охранители. «Ваджрабхайрава-тантра» (VIII в.) — текст класса ануттара-йоги-тантры, который объясняет, как в медитации преобразовывать гнев и ярость в высшую мудрость, обретающую единство и недвойственность. Практика, построенная на культе гнева, считается крайне рискованной, поскольку культивирует один из пяти опаснейших ядов сознания и малейшая ошибка приведёт к усугублению кармических последствий. Залогом успеха называют медитацию на Я. Эта тантра происходит от Джняна-дакини и махасиддхи Лалитаваджры. По другим тантрическим источникам Я. — гневное божество семейства Будды Вайрочаны и воплощение милостивого Манджушри, и также один из разряда йидамов. В школе гелуг Я. называют своим покровителем.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.