Исследование

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Исследование
процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его свойств, а также закономерностей возникновения, развития и изменения этого объекта.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Исследование
способ научного познания, заключающийся в получении новых знаний об объективной реальности с помощью разумных логических умозаключений или экспериментов.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

ИССЛЕДОВАНИЕ
вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Исследование
элемент естественной деятельности человека на планете Земля. Этим элементом человек начинает свою жизнь. Существуют различные общественные институты, управляющие этим видом деятельности человека, направляющие его активность в нужное им русло.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ИССЛЕДОВАНИЕ
(буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле научное исследование – цикл научной деятельности, направленный на решение конкретной научной проблемы.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

исследование
ИССЛЕДОВАНИЕ — понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и междисциплинарных И. Ретроспективно об И. можно говорить, начиная с античной науки («Начала» Евклида, работы Архимеда и Птолемея). Тем не менее во второй половине 20 в. в связи с необходимостью управления научными работами и их оценки (большинство современных научных работ должны быть проведены в заданные сроки, качественно и при ограниченных ресурсах) стало формироваться новое понятие научного И. В этом смысле научное И. есть специализированный вид научной деятельности, которая организована так, что становятся возможным и оценка и управление связанной с этой деятельностью научной работы.         Анализ работ Архимеда показывает, что первые образцы научных И. создавались, когда античная наука отделилась от философии и сложились стандартные способы научного познания и решения теоретических задач. Из письма Архимеда «Послание к Эратосфену о механических теоремах» мы видим, что геометрические способы доказательства ранее сформулированных теорем давно являются общепринятыми, а автор предлагает добавить к ним новый метод — механический. Этот же анализ показывает, что научное И. в смысле Архимеда предполагает: научный поиск (на него, как мы видим из письма, ушло несколько лет); постановку в рамках научной теории (геометрии) новой задачи (доказать такое-то положение); построение идеального объекта, отвечающего этой задаче и выделенному объекту изучения; сведение в ходе доказательства к построенному идеальному объекту более сложных случаев; теоретическое описание выделенной предметной области (особенно это видно на работе «О плавающих телах»); наконец, организацию всей работы в соответствии с идеалами античной научной строгости (так, хотя знания, содержащиеся в работе «О плавающих телах», описывают условия устойчивости кораблей, т.е., с нашей точки зрения, относятся к технической науке, Архимед получает их тем же способом, как и математические знания, поскольку в идеале античной науки не было различения математических, естественных и технических наук).         Сегодня мы различаем не только математические, естественные, технические и гуманитарные науки, но и науки философские и даже паранауки. Результатом научной работы в настоящее время является не только новое теоретическое знание или теоретическое объяснение (описание) определенного явления, но и построение новой концепции (теории), различного рода прикладные И. («монодисциплинарные» и «комплексные»), методологические И. и разработки (критика, рефлексия, программирование, проектирование и т. д.), конституирование (в аспекте интеллектуального, знаниевого обеспечения) новых практик, научная рефлексия сложившихся практик, направленная, напр., на их совершенствование, и другие работы. В связи с этим научные И. дифференцируются и приобретают разную структуру.         Объяснение в теории определенного явления является, пожалуй, наиболее типичным видом научного И. Чаще всего интересующее исследователя явление существует в эмпирическом слое (т.е. это феномен практики). Для того чтобы ввести явление в теорию, его, как правило, сначала проблематизируют. Затем, уже под углом данных проблем, феномен схематизируют, описывают. В результате он переводится в форму эмпирических знаний (эмпирических закономерностей). Следующий шаг — построение идеального объекта, который, с одной стороны, может быть истолкован как теоретическое представление схематизированного феномена, а с другой — как удовлетворяющий принципам выбранной теории. Чтобы ввести построенный идеальный объект в теорию (при этом он часто уточняется и перестраивается), необходимы специальные рассуждения и процедуры сведения, включающие иногда построение новых схем объекта. Параллельно исследователь теоретически объясняет выделенный феномен и снимает относящиеся к нему проблемы.         Второй тип — монодисциплинарное и комплексное прикладное И. В первом случае для решения поставленной исследователем практической задачи используется определенная существующая теория. Чтобы решить монодисциплинарную прикладную задачу, сначала необходимо в выбранной теории создать теоретическое представление, описывающее интересующее исследователя явление. По характеру эта часть научного И. относится к предыдущему типу, но имеет одну особенность. Так как И. здесь нацелено на решение прикладной задачи, проблематизация и идеальный объект строятся так, чтобы обеспечить это решение. Затем на основе построенного идеального объекта и опирающихся на него теоретических объяснений исследователь создает схемы и представления, которые используются непосредственно для решения прикладной задачи. В случае комплексного прикладного И. он обращается к нескольким теоретическим дисциплинам и поэтому вынужден интегрировать (конфигурировать) заимствованные из них теоретические представления. Для этого исследователь строит «диспозит-тные схемы» (конфигураторы), которые объективируются и истолковываются как изображения новой идеальной действительности (напр., таким образом были получены многие психологические и педагогические понятия — деятельности, установки, гештальта, образования, дисциплины, содержания обучения и другие).         Построение новой теории (концепции, науки) — тоже достаточно распространенный тип И. Нередко эта работа начинается с критики существующих, неудовлетворительных теорий и концепций, а также методологической проблематизации. Следующий шаг — формулирование нового подхода и методологии изучения, на основе которых дальше формируются предмет и объект изучения. Формирование предмета и объекта изучения позволяет перейти к построению идеальных объектов, а затем — новой теории. Процесс построения и разворачивания теории включает в себя также анализ контпримеров (смотри работы И. Лакатоса) и обоснование теории.         Поскольку можно назвать, по меньшей мере, четыре идеала научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный и социальный), структура работы для разных видов наук существенно различается. Если исследователь ориентируется на первый идеал, он стремится в теории разрешить сформулированные им проблемы и теоретически описать феномены, образующие сформированный предмет, — и только. Реализуя идеал естественной науки, он вынужден экспериментально подтверждать свои теоретические построения и ориентировать их на технические приложения (прогнозирование изучаемых явлений и управление ими). Разделяя идеал гуманитарной науки, ученый стремится, во-первых, реализовать свое видение действительности, во-вторых, так объяснить эту действительность, чтобы в ней нашлось место для него самого и другого человека. При этом ученый-гуманитарий не должен экспериментально подтверждать свои теоретические построения. Наконец, исследователь, разделяющий идеал социальной науки, должен быть озабочен построением такой теории, которая отвечала бы его пониманию характера социального действия и природы социальной действительности.         В качестве самостоятельного научного И. может выступить не целиком весь указанный здесь состав работ, а какая-нибудь одна его часть, напр., методологическая проблематизация и критика, или экспериментальное обоснование теории, или построение нового идеального объекта, или обоснование теории, или разрешение контрпримеров и т.д. Это связано с тем, что каждая такая часть общей работы может потребовать значительных интеллектуальных усилий и организации и должна быть в определенной мере методически отрефлектирована.         Если говорить о предъявлении научного И., то, помимо уже известных, ставших в значительной мере формальными моментов (указание на проблему, задачи, методы, иногда новизну, внедрение), нужно отметить следующее. В настоящее время часто важно не только успешно провести научное И., но и публично продемонстрировать реальный способ решения научной задачи, а также соотнести свой подход с существующими в научной культуре. Для этого нужно и то и другое отрефлектировать в понятной форме. Специфической особенностью современной научной работы все чаще является кооперация исследователя с методологом и организатором (нередко эти три фигуры совмещаются в одном лице). Методолог помогает исследователю осуществлять правильную проблематизацию, анализирует средства и методы его работы, помогает наметить новые способы мышления и деятельности. Организатор научной работы структурирует ее так, чтобы работа могла быть осуществлена в намеченные сроки и качественно. Кооперация исследователя с философом осуществляется только в точках экзистенциального или культурного кризиса, что, впрочем, характерно для нашего тревожного времени глобальных кризисов, перемен и реформ.         Решение современных методологических и философских проблем предполагает проведение также специальных И. Подобные И., ориентированные на философию или методологию, можно назвать философскими или методологическими. Теоретически можно мыслить даже религиозные и эзотерические И.         В.М. Розин         И. — один из видов научного познания, направленный на производство нового знания. Процесс И. осуществляется в виде комплекса разнообразных познавательных процедур. В методологии науки выделяют два взаимосвязанных между собой уровня И.: эмпирический и теоретический.         В рамках первого уровня обычно устанавливаются основные характеристики изучаемых объектов и формы их взаимодействия между собой, что обеспечивает реализацию описательной функции науки. Эмпирическое познание, в отличие от теоретического, предполагает обязательность непосредственного контакта ученого и тех фрагментов действительности, с которыми его деятельность связана. Поэтому к основным формам эмпирического И. относятся процедуры наблюдения, эксперимента и предметного моделирования. В последнее время все большее значение приобретает процедура измерения, входящая в различной степени в каждую их этих форм. Благодаря осуществлению множества познавательных актов, составляющих содержание эмпирического познания, устанавливаются так называемые «факты науки», которые представляют собой обобщение результатов, полученных различными исследователями и многократно проверенных независимыми экспертами. Установленные факты становятся эмпирическим базисом различных теорий, составляющих основное содержание второго уровня научного познания.         Хотя все процедуры эмпирического И. связаны с непосредственным взаимодействием ученого и объекта его внимания, они не сводятся, однако, к простому чувственному восприятию человеком явлений окружающего мира. И наблюдение, и эксперимент, и предметное наблюдение — все они предполагают обязательное оформление в языке соответствующих научных дисциплин, что влияет на способ их представления в системах знания. При этом процедура наблюдения строится таким образом, чтобы сделать воздействие исследователя на наблюдаемые явления минимальным. Тогда как эксперимент, представляющий собой особую форму наблюдения, предполагает активное вмешательство ученого в изучаемые процессы, необходимо создание таких познавательных ситуаций, в которых оказывается возможным фиксировать стороны и свойства объектов, в других условиях не проявляющиеся. Предметное моделирование осуществляется в виде наблюдения или эксперимента, направленных не на объект, интересующий ученого, а на какой-то другой, обладающий сходством с ним в значимых, с точки зрения исследователя, параметрах и потому замещающий его в познавательных процедурах.         Теоретический уровень И. связан с установлением законов, регулирующих поведение объектов изучения, и с объяснением сущности обнаруженных явлений действительности. В его рамках реализуются две другие важнейшие функции науки: объяснение и прогнозирование. На этом уровне эмпирические факты и зависимости, установленные прежде, используются в качестве элементов для построения абстрактно-теоретической модели соответствующей предметной области, обеспечивающей понимание глубинной природы всех фактов, составляющих содержание данной области. Однако часто бывает так, что при попытке систематизировать имеющиеся в распоряжении ученого факты, обнаруживаются какие-то пробелы в знаниях, не позволяющие решить поставленную задачу. Поэтому одной из важнейших составляющих теоретического И. является проблема. Ее формулировка представляет собой постановку познавательной задачи, вопрос, ответ на который позволяет определить характер систематизации известных данных и объяснение их сущности. Проблема задает направленность поисковой деятельности ученых и служит определенным критерием, позволяющим отбирать только те полученные решения, которые соотносимы с контекстом поставленной задачи. Предполагаемый ответ на вопрос, содержащийся в проблеме, называется гипотезой. Методология науки выдвигает целый ряд требований, определяющих способы построения гипотез и выбора одного из имеющихся вариантов. Наиболее важные из них — это простота предполагаемого решения, возможность его эмпирической проверки и способность предсказывать новые факты, еще неизвестные науке. Принятые учеными гипотезы и следствия из них, прошедшие опытную проверку, входят в структуру теоретических систем, характеризующих как конструктивные особенности изучаемых объектов, так и способы человеческого взаимодействия с ними.         Эффективность такого взаимодействия во многом определяется реализацией прогностической функции теоретического уровня. Действительно, зная законы, регулирующие осуществление каких-то событий действительности, исследователь может описывать возможные результаты еще не осуществленного в реальности человеческого взаимодействия с определенными объектами. Тем самым человеческое воздействие на окружающий мир может осознанно регулироваться так, что осуществление событий, благоприятных для людей, будет стимулироваться, а опасные или нежелательные последствия можно будет блокировать. Теоретическое познание включает в себя и такие формы исследования, как планирование исследовательских процедур, осуществляемых и на эмпирическом, и на самом теоретическом уровне; определение дальнейших направлений научного поиска; конструирование новых языковых средств, используемых при реализации познавательных функций; введение норм и идеалов, определяющих специфику каждого этапа познавательной деятельности и всего научного познания в целом.         Из этого следует, что если эмпирическое И. обеспечивает исходное основание науки, то теоретическое оказывается фактором, организующим весь комплекс познавательных средств и процедур в единую систему. Конечно, вряд ли возможно говорить об абсолютном доминировании теоретического уровня над эмпирическим, но о растущем значении первого из этих уровней свидетельствует и то обстоятельство, что сегодня степень зрелости какой-то научной дисциплины существенным образом определяется и тем, какое внимание ее представители уделяют анализу оснований самой этой дисциплины и выявлению закономерностей ее организации и развития. Поэтому, характеризуя природу научного И., следует иметь в виду ее принципиальную синтетичность, поскольку различные формы и уровни научного познания взаимно дополняют и обосновывают друг друга.         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
134.96 кб

«Исследование» и «Открытие» у Гераклита: рождение философского метода

Вольф Марина Николаевна
В статье обосновывается создание Гераклитом философского метода «исследования (didzesis)», хорошо известного как zetesis в классическую и позднеантичную эпохи.
Читать PDF
318.92 кб

Человек обратной перспективы как философско-антропологический тип (Исследование феномена юродства)

Ростова Н. Н.
В статье исследуется феномен юродства Христа ради с философских позиций. Автор определяет юродивого как человека обратной перспективы, используя язык иконописи, предложенный П. Флоренским в работе «Обратная перспектива».
Читать PDF
356.26 кб

Исследование творчества в коммуникативной парадигме

Гумерова Римма Васивовна
В статье выделены уровни коммуникации личности с миром на основании интенсивности коммуникации. Выявлена сущность творчества на каждом из уровней коммуникации личности с миром.
Читать PDF
109.52 кб

Социально-философское исследование смыслового поля общества потребления: методологический анализ

Шаровская А. В.
В статье предпринята попытка методологического анализа существующих подходов социально-философского осмысления феномена общества потребления и личности, существующей в его контексте.
Читать PDF
3.85 мб

Заметки на полях новой книги о Вл. Соловьеве (Красицкий Я. Бог, человек и зло. Исследование философи

Заикин С. П.
Читать PDF
641.18 кб

Исследование таннина в качестве ингибитора коррозии малоуглеродистой стали в водных солевых раствора

Горелкин И. И.
Читать PDF
285.20 кб

Исследование гностицизма в работах В. С. Соловьева и В. В. Болотова: сравнительный анализ

Слобожанин А. В.
Проводится сравнительный анализ взглядов на исторический гностицизм русских религиозных философов В.С. Соловьева и В.В. Болотова.
Читать PDF
160.41 кб

Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и от

Лукьянов Олег Валерьевич
Рассматриваются теоретико-практические вопросы социально-психологического анализа человеческого взаимодействия на уровне личность мир, опосредованного социальным контекстом.
Читать PDF
394.85 кб

Исследование закономерностей развития математической картины мира и особенностей развития современно

Охлопков Николай Михайлович
Изучены закономерности развития математической картины мира как в историческом, так и в современном плане ее развития: закономерность развития математики, общая схема вычислительного эксперимента как методологии математической тех
Читать PDF
163.88 кб

Исследование онтологии смысла

Иванов Евгений Михайлович
Читать PDF
122.45 кб

2001. 02. 003. Дюгem П. Исследование истории физических теорий. Duhem P. research of the history of

Али-заде А. А.
Читать PDF
215.43 кб

Исследование процесса глобализации как междисциплинарная проблема

Кочесоков Заурбек Хамидбиевич
Читать PDF
0.00 байт

2013. 03. 028. Цибизова И. М. К столетию Эмиля Чорана. Исследование наследия философа в современной

Читать PDF
289.30 кб

Научное исследование: от личностной максимы к универсальному методу

Ярцев Рустэм Альбертович
В статье рассматриваются возражения М. Полани против существования универсального познавательного метода науки, базирующиеся на его концепции личностного знания.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование синестезии как основы формирования когнитивных потенций эстетического опыта

Зайцева М. Л.
В статье научно обоснован тезис о том, что синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека, доказана взаимосвязь синестезийного восприятия и лучшего понимания социокультурных реалий современного общества, вы

Похожие термины:

  • КОНКРЕТНО СОЦИОЛОГЙЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И АТЕИСТЙЧНОСТИ

    один из видов социологич. исследований. Различают методологию, методику, технику и процедуру исследования. Методология — это система осн. принципов, задаваемых диалектич. и историч. материализмом
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики

    Man for Himself, 1947) - книга Фромма, характеризующая западную цивилизацию как находящуюся в моральном кризисе, обусловленном потерей влияния религии и утратой веры в человеческую автономию и разум. Кризи
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества

    The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society", 1964) - книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему "Одномерное общество", "Одномерное мышление" и "Шанс альтернативы". Согласно идеям
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВ И ТОНОВ

    область психологии, исследующая синестезию цветов и тонов, слышание цветов.
  • ТИПОВ ИССЛЕДОВАНИЕ

    см. Тип.
  • МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    в менеджменте науки и образования: процесс сбора, обработки и анализа данных с целью использования результатов при принятии маркетинговых решений.
  • ОПИСАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    [англ. descriptive research] – исследование, занимающееся измерением некоторого аспекта действительности и не имеющее своей целью развитие или проверку некоторой теории.
  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвя
  • Ильин:Исследование и интерпретация философии Гегеля

    Двухтомная работа И.А. Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" — фундаментальное и новаторское историко-философское сочинение. Само ее опубликование в Москве в 1918г. и з
  • ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ

    An Enquiry Concerning the Principles of Morals (L., 1751; рус. пер. 1966)) — произведение Д. Юма; представляет собой новую редакцию третьей книги «Трактата о человеческой природе» (1739). Основная тема произведения — соотношени
  • ИССЛЕДОВАНИЕ научное

    один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний. Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных опера
  • ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    [англ. еxploratory research] – исследование, ориентированное на обнаружение тех факторов, которые следует учитывать в теории данного предмета. Поисковым также называют научное исследование, направленное
  • ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    пробно-поисковое исследование, проводящееся до начала активного применения разработанного методологического аппарата с целью его доработки, уточнения. В процессе пилотного исследования (иногда
  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    это  действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и ее закономерностей. Оно представлено идеальными объектами
  • ОПЕРАЦИЙ ИССЛЕДОВАНИЕ

    в широком плане – научное направление, нацеленное на обоснование рациональных способов организации человеческой деятельности; прикладное научное направление, изучающее методы количественного
  • ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    особый вид социального (экономич., социологич., социально-психологич., педагогич. и др.) исследования, к-рый предполагает неоднократное изучение одного и того же социального объекта (напр., одной и т
  • Пилотажное исследование

    [англ. рilot research] – предварительное пробное научное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения целей, задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инст
  • ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    понятие, являющееся синонимом понятий «полевое обследование», «полевые работы»; употребляется для значения одного из основных этапов эмпирического исследования – массового сбора первичной инф
  • ИССЛЕДОВАНИЕ, в широком смысле

    процесс выработки систематических знаний о действительности; в узком смысле - вид, часть познавательной деятельности, связанный с определенной задачей.
  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    вид исследования, основанного на более точном описании опытных данных, относящихся к изучаемой предметной области. Эмпирическое исследование характеризуется последовательным переходом от набл