название для теоретического и практического вида "интеллектуального", которое явно или скрытно предоставляет интеллекту - хотя и критическому, но слепому по отношению к себе - управление действиями и поступками. В теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике - возможность научить добродетелям, в педагогике отдает предпочтение образованию умственному перед нравственным.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Интеллектуализм
(лат. intellec-tualis — умственный) — философское идеалистическое учение, выдвигающее на первый план познание посредством интеллекта и метафизически отрывающее его от чувственного познания и практики. И. родствен рационализму. Представителями И. в античной философии являются те, кто, отрицая за чувственным познанием истинность, считали единственно достоверным лишь интеллектуальное познание (элеаты, платоники). И. в новой философии выступает против односторонности сенсуализма и представлен Декартом и картезианцами, отчасти спинозизмом. В совр. буржуазной философии И., значительно отягощенный агностицизмом, проводится логическим позитивизмом.. Диалектический материализм признает единство чувственного и интеллектуального познания (Познание, Теория и практика).
Источник: Философский словарь. 1963
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
лат. intellectualis — умственный) — философское учение, выдвигающее на первый план познание посредством интеллекта и метафизически отрывающее его от чувственного познания и практики. И. родствен рационализму. Представители И. в античной философии — элеаты и платоники. И. в новой философии выступает против односторонности сенсуализма и представлен Декартом и картезианцами, отчасти спинозизмом. В более узком смысле И. противопоставляется волюнтаризму, романтизму (с его предпочтением эмоций интеллекту), а в немецкой классической философии под И. подразумевается учение, отдающее предпочтение рассудку перед разумом. В совр. зап. философии И., часто связанный с агностицизмом, проводится логическим позитивизмом. Диалектический материализм признает единство чувственного и интеллектуального познания (Познание, Теория и практика).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
(Intellektualismus) — ошибочное название для теоретического и практического вида «интеллектуального», которое явно или скрытно предоставляет интеллекту — хотя и критическому, но слепому по отношению к себе — управление действиями и поступками. В теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике, в противоположность эмоциональному переживанию, — возможность научить добродетелям; или, если охарактеризовать более точно, эта позиция означает intellectus volúntate superior, из чего следует детерминизм. В педагогике интеллектуализм отдает предпочтение образованию умственному перед нравственным. Интеллектуализм несовместим с результатами и требованиями всестороннего способа рассмотрения человека и мира. Противоположность — Волюнтаризм.
М. Wundt. Der I. in d. griech. Philos. 1907; T. Litt. Wissensch., Bildung, Weltanschauung, 1928; N. Chomsky. Die Verantwortlichkeit der Intellektuellen, 1971; E. R. Wiehn. Intellektuelle in Politik und Gesellschaft, 1971.
М. Wundt. Der I. in d. griech. Philos. 1907; T. Litt. Wissensch., Bildung, Weltanschauung, 1928; N. Chomsky. Die Verantwortlichkeit der Intellektuellen, 1971; E. R. Wiehn. Intellektuelle in Politik und Gesellschaft, 1971.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
доктрина, отстаивающая первенство и первичность интеллектуальных феноменов над феноменами чувств и воли. Так, например, Лейбниц утверждал, что чувства, которые вызывает у нас прослушивание симфонии, сводятся к смешанному восприятию математических отношений; чувство гармонии, таким образом, выражает, по сути, восприятие «гармонических отношений». Интеллектуализм предполагает наличие логики во всех психических феноменах. Он противостоит волюнтаризму, который, наоборот, у истока любого выражения и даже любого понимания идей ставит чувство, веру или волевое решение (Шопенгауэр). Одна из линий, продолжающих мысль Канта и Гегеля, противопоставляет интеллектуализм еще и рационализму: интеллектуализм сводит человеческий ум к способности воспринимать отношения между объектами чувственного мира (математического, физического); рационализм же, наоборот, различает разум и понимание, «человека» и «философа» и признает безграничность человеческого духа, проявляющуюся в моральном долге или стремлении, эстетическом чувстве, религиозной вере или самой метафизике.
Источник: Философский словарь
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
(от лат. intellectualis — умственный) — понятие, выражающее некоторые особенности философского и теоретического познания человеком объективного мира, при признании в этом процессе исключительной и выдающейся роли разума. В философии Нового времени идеи И. были обоснованы европейским рационализмом и его главой — французским философом ХVII в. Р. Декартом (1596—1650), который утверждал всеобщее и решающее значение логического и математического знания и мышления. В связи с этим под И. принято понимать особый, наиболее достоверный тип, склад мышления, отличающийся философской и концептуальной направленностью. В области культуры И. находит выражение в теории прогресса и в трактовке истории мировой цивилизации как поступательного движения от ранних периодов «варварства» к более совершенным и разумным формам общественной жизни. В этом случае разум признается решающей силой не только в познании законов объективного мира, но и в управлении социальными процессами. Такой взгляд на историю человечества наиболее последовательно был выражен деятелями европейского Просвещения и был довольно широко распространен в историко-культурном сознании 1-й пол. ХIХ в., когда западная капиталистическая цивилизация промышленного типа объявлялась вершиной развития всего мирового сообщества. В ХХ в. традиции И. применительно к теории развития мировой цивилизации и культуры были поддержаны В.И. Вернадским (1863—1945), создателем «космической философии» К.Э. Циолковским (1857—1935), а также П. Тейяр де Шарденом (1881—1955). Своеобразным проявлением И. в современной культуре является все более частое использование технических средств и достижений технического прогресса в творческом процессе, в производстве и распространении художественной продукции.