интеллектуальные системы
интеллектуальные системы
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (от лат. intellectus — ум, рассудок) — компьютерные системы, которые реализуют некоторые черты человеческого интеллекта, дающие возможность осиливать трудные задачи, решение которых человеком в реальное время невозможно. И. с. являются основным продуктом исследований искусственного интеллекта. Характерной особенностью компьютерных систем, являющихся интеллектуальными, считается использование как подсистемы представления знаний и фактов, так и подсистемы Решателя задач, который реализует когнитивные рассуждения. И.с. имеют следующую архитектуру: И. с. = Решатель (задач) + информационная среда + интеллектуальный интерфейс, где: Решатель = Рассуждатель + Вычислитель + Синтезатор, информационная среда = база знаний (БЗ) + база фактов (БФ), а интеллектуальный интерфейс образован из подсистемы диалога, подсистемы представления результатов И. с. (включая графику) и подсистемы комфортного научения пользователя работе с И. с. Подсистемой, осуществляющей логические процедуры, является Рассуждатель. Он реализует синтез познавательных процедур посредством когнитивных рассуждений, благодаря которым из БФ и БЗ извлекаются новые знания — результаты работы И. с. Кроме правдоподобных рассуждений, Рассуждатель может иметь подсистему автоматического доказательства теорем, реализующую дедукцию. Важной особенностью И. с. является использование БФ для осуществления машинного обучения на примерах посредством использования индукции. Подсистема Синтезатора комбинирует работу Рассуждателя и Вычислителя, реализующего вычислительные методы и комбинаторные алгоритмы. И. с, использующие взаимодействие Рассуждателя и Вычислителя, называются гибридными И. с. Кроме того, Синтезатор осуществляет выбор стратегий решения задач, функционируя в интерактивном режиме. Таким образом, И. с. являются человеко-машинными системами, способными не только имитировать интеллектуальные возможности человека, но и усиливать их благодаря когнитивным рассуждениям и производительности компьютера, имеющего комфортный интеллектуальный интерфейс. И. с. применяются для решения задач наук о жизни и о социальном поведении, управления, экологии и задач из различных других областей, где знания слабо формализованы, а данные могут быть структурированы так, что процедурно может быть установлено сходство между фактами. Экспертные системы, возникшие до появления И. с, основаны на продукционных правилах, образующих БЗ. Эти системы обладают сравнительно простой архитектурой и работают в автономном режиме. И. с. являются инструментом, включенным в исследование; они осуществляют познавательный процесс, повышая уровень формализации знаний в предметной области в соответствии со схемой эволюционной эпистемологии: Р1->ТТ->ЕЕ->Р2,где: Р1 — класс задач, решаемых И.с; ТТ — пробная теория, представленная в базе знаний и базе фактов; ЕЕ — коррекция ТТ и исправление ошибок в интерактивном режиме партнерства человека и И. с; Р2 — новая проблема (класс задач), возникающая после анализа результатов И. с. В.К. Финн Лит.: Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб., 2000; Эволюционная эпистемология и логика социальных наук (Карл Поппер и его критики). / Ред. Садовский В.Н. М., 2000; Гаскаров Д.В. Интеллектуальные информационные системы. М., 2003; Люггер Д.Ф. Искусственный интеллект (Стратегии и методы решения сложных проблем). М., СПб., Киев, 2003; Вагин В.Н., Головина Е.Ю., Загорянская А.А., Фомина М.В. Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах. М., 2004; Финн В.К. Об интеллектуальном анализе данных // Новости искусственного интеллекта. 2004. № 3. С. 3 — 1 8.