ИКОНОГРАФИЯ

Найдено 1 определение
ИКОНОГРАФИЯ
изображения великих существ (будд, бодхисаттв). В основе иконографических канонов буддийских школ ваяния и живописи лежат древние правила, согласно которым образ Будды представлялся сознанию созерцающего адепта. По каноническим палийским сутрам (сутта), а также ранним махаянским текстам хорошо известны несколько версий полного списка (матрика) 32 знаков-отметин, помогавших воссоздавать этот образ в каждодневных практиках созерцания ещё в те времена, когда не было его изваяний. Состав списка различается в основном порядком перечисления пунктов: одни тексты начинают перечислять знаки-отметины головы и завершают знаками-отметинами конечностей, другие — наоборот. Важно, что оба порядка перечисления правомерны, поскольку произошли от одной особой техники медитации на 32 части собственного тела: «Ученик созерцает тело от подошвы ступни вверх и от макушки головы вниз». Правда, эта описываемая ещё в палийских текстах медитация предназначалась для контроля над телесными проявлениями и очищения от нечистот всех внешних и внутренних органов. Данная же ниже матрика из «Дхарма-санграхи» (приписываемой Нагарджуне) «кодировала» порядок созерцания образа великого существа, используя опыт медитации над собственным телом, в том числе и её 32 пункта, но уже с новым содержанием. В палийском каноне, например в «Дигха-никае», тоже имеются два схожих списка: один о знаках Будды Шакьямуни в «Лаккхана-сутте» (III, 147), второй о знаках Будды Випассина в одноименной сутте (II, 17). Нужно помнить, что в раннем буддизме считалось невозможным изобразить Будду, и его нет на самых древних из сохранившихся барельефов буддийских памятников: в Бхархуте, Санчи, Амаравати. Его присутствие лишь условно передано каким-либо символом или атрибутом, например, священным «Колесом Закона». Тем не менее 32 знака Будды палийских сутт, первоначально использовавшиеся для медитации только монахами-адептами, позднее стали доктринальным изобразительным каноном. 32 знака-отметины великих существ 1. Ладони и подошвы ног отмечены знаком колеса. «Колесо» отождествляется с солнцем, что передает тысяча спиц (лучей) колеса или золотой цвет. Символ буддийского Законоучения — колесо со спицами и втулкой. 2. Ладони и подошвы ног красивой формы. 3. Пальцы рук и ног соединяются сеточкой. Относительно природы этой сеточки (возможно, из света), или перепонки, между пальцами буддисты спорили издревле. Не разрешили этой задачи и современные учёные. «Перепончатость» явно подсказывает зооморфную природу этого и нескольких других (11, 18, 25, 32 и отчасти 13) признаков великих существ. 4. Ладони рук и подошвы ног мягки и нежны. 5. Семь частей тела — руки, ноги, туловище, шея и голова — великолепные, красивые. 6. Пальцы длинные. 7. Пятки широкие. 8. Тело стройное. 9. Ступни ног с подъёмом. 10. Волоски (на теле) приподняты. 11. Голени как у чёрной антилопы-самки. 12. Руки длинные: у стоящего прямо Великого человека руки достигают колен. 13. Мужской член с покрытой головкой сокрыт внизу живота. Сокрытость фаллоса великого существа вовсе не означает, что он маленького размера. Данные китайских источников сообщают, что мужской орган великого существа, «как у Царя-коня», другие источники поясняют значение этого образа, прямолинейно отождествляя половые органы коня (или даже слона) и великого существа, но у последнего орган всегда сокрыт и втянут внутрь, как у коня в спокойном состоянии. Если судить по тантрическому искусству Ваджраяны Индии и Тибета, изображавшему будд и бодхисаттв с лингамами огромных размеров (исходя из пропорций тела), то надо признать справедливость таких отождествлений, которые показывают, что великое существо и в этом отношении, как и во всем остальном, превосходит известные человеческие мерки. 14. Цвет тела золотистый. Китайцы даже полагали, что от такого тела исходят лучи, сияние. 15. Кожа нежная, приятная. 16. Каждый её волосок вьётся вправо. 17. Лоб украшает [чистое] пятно, обрамлённое [белыми волосками между бровей]. Урна — выдающийся признак великих существ — означает белые, как снег или серебро, волоски, растущие с завитком вправо и обрамляющие по кругу безволосое пятно между бровей. На изваяниях Будды урна отображается круглой шишечкой или драгоценным камнем во лбу. В махаянских сутрах урна описывается как источник лучей света, освещающего миры. 18. Передняя часть тела как у льва. 19. Плечи округлые. 20. Плечи широкие. 21. Вкус — лучший из вкусов. 22. Пропорции тела как у баньянового дерева. Баньяновое дерево (ньягродха) кажется круглой сферой. Пропорции тела великого существа таковы: длина его раскинутых рук равна высоте стоящего тела, поэтому руки прямо стоящего Будды достигают колен. 23. На голове сверху выпуклость [со светящимся ореолом] — ушниша. Китайцы понимали ушнишу более чем натуралистически: «На макушке головы великой личности имеется мясистая шишка-узел. Полностью круглая, словно узел волос, и в виде раковины моллюска, завивающейся вправо». 24. Язык длинный. 25. Челюсти как у льва. 26. Зубы белые. 27. Зубы ровные, одинаковые. 28. Голос как у Брахмы. «Голос Брахмы, подобный раскатам грома, звучит в восьми тонах. Он сладчайший, чистый и очень глубокий» («Лотосовая сутра»). 29. Зубы стоят плотно друг к другу, без зазоров. 30. Всего зубов сорок. 31. Ярко-синие глаза. 32. Ресницы как у быка. Нужно подчеркнуть, что эти отметины появляются не вдруг, а в процессе постепенного, во многих воплощениях совершающегося изменения внешнего вида человека, творящего благие дела в соответствии с Законоучением и занимающегося духовными практиками. В этом смысле рождение царём предпочтительнее, поскольку это уже плод хорошей кармы: царю многое дано, и он многое может, но зато с него большой спрос. Одно из лучших раннемахаянских объяснений причин появления на теле «великого человека» каждого знака даёт Нагарджуна в «Драгоценных строфах» (II, 76–96). Медитация на 32 «больших» знака-отметины долгие века оставалась главным средством воспроизведения в уме облика Просветлённого. С начала новой эры в большинстве школ (но далеко не во всех) прежний запрет художественно изображать образ Будды отменили. И очень скоро обнаружилось, что 32 правил недостаточно. Нужна более тонкая детализация образа. Трудно сказать, явилась ли эта причина основной при создании учения о 80 малых признаках облика Шакьямуни и других будд. Скорее всего, дополнительные особенности Тела Просветлённого открылись в созерцаниях мастеров медитации, адептов буддийского Закона. Судя по тому, что разночтения в списках этих признаков незначительны, должно было произойти их авторитетное признание. Самые ранние источники со списком 80 признаков датируются началом новой эры. Во второй половине II в. Нагарджуна уже мог свидетельствовать о них как о предмете общеизвестном («Драгоценные строфы», II, 97–101). Также он указал, что нельзя даже сопоставлять качества «одинаковых» признаков (как о том утверждалось в древнем варианте учения) у «великих мужей» и у «просветлённых существ». Существующие списки 80 малых признаков Будды различаются мало, в основном лишь порядком их указания в середине перечня. Все списки начинаются с характеристики ногтей Будды и заканчиваются описанием знаков на ладонях и подошвах. Среди знаков на последних некоторые тексты упоминают колесо, лотос, ваджру, рыбу и т.д. (см.: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны… С. 187–197, 522–563; Он же. Будда Шакьямуни… С. 354–367). Стоит помнить и о другой важной функции учения о 32 отметинах – это применение его в ритуально-обрядовой сфере. Речь идёт о почитании святых лиц и образов, а также ступ и храмов — (санскр. чайтья, тиб. mchod rten – в отличие от тибетского чортена, санскритский термин означает любые места захоронения посмертных останков святого). В Индии на таких местах возводились не только ступы, но и колонны, храмы и даже высаживались деревья. Аджитамитра (VII–VIII вв.) — комментатор «Драгоценных строф» Нагарджуны — писал: «Эти места священны потому, что в них либо содержатся мощи или тексты Закона (дхарма-дхату), либо их посетил Будда и они предназначены для свершения поклонения (пуджа), как сказано об этом в «Уддхарите»: Благодатный Будда учил, что место священно (чайтья), если там собраны чистые тексты Закона и не творятся злодеяния. Когда благородные (арья) пребывают в священном месте, они вершат поклонения, почитая всеми средствами и способами. Эти места должны быть защищены от вреда, порчи и снабжаться всем необходимым для служб и почитания».

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
338.53 кб

С. Н. Булгаков «Византийский гуманист» ХХ века (иконография Софии Премудрости и софиология С. Н. Бул

Ваганова Н. А.
Вопрос о связи иконографии Софии Премудрости и софиологии как особого направления русской философской культуры неоднократно становился предметом философско-богословского и искусствоведческого рассмотрения.
Читать PDF
216.32 кб

Емельянов Б. В. , Куликов В. Б. Иконография русской мысли

Гутов Евгений Викторович
В рецензии дается краткий критический анализ текста научной монографии Б.В.Емельянова и В.Б.Куликова «Иконография русской мысли» (Нижневартовск, 2013), определяется научная новизна исследования и его целевая аудитория.
Читать PDF
171.47 кб

Эстетика человеческого образа в жизни и иконография античных философов в искусстве

Дорофеев Даниил Юрьевич
Акустически-визуальное понимание человека является актуальным в современной философии.
Читать PDF
338.53 кб

С. Н. Булгаков - «Византийский гуманист» ХХ века (иконография Софии Премудрости и софиология С. Н. Б

Ваганова Н.А.
Вопрос о связи иконографии Софии Премудрости и софиологии как особого направления русской философской культуры неоднократно становился предметом философско-богословского и искусствоведческого рассмотрения.
Читать PDF
107.52 кб

Современная визуальная антропология и антропологическая эстетика в свете античной иконографии

Дорофеев Д. Ю.
В XX в. одной из основных философских проблем был язык. В начале XXI в. на смену нарративности пришло понимание значимости визуальности. Это может активизировать развитие современной философской антропологии.
Читать PDF
123.45 кб

Взаимодействие герметической и христианской иконографии в алхимическом трактате «Розарий философов»

Зотов С.О.
В исследовании рассматривается иконография известной алхимической параллели «Иисус Христос философский камень» (Lapis-Christus-Parallele).

Похожие термины:

  • ИКОНОГРАФИЯ ИНДУИЗМА

            Истоки индуистского изобразительного канона следует искать в Индской цивилизации (2300—1700 гг. до н. э.), древнейшей на территории субконтинента. Изображение трехликого, рогатого божества, с
  • ИКОНОГРАФИЯ ВАДЖРАЯНЫ

    (Алмазной колесницы) занимает совершенно уникальное место не только в буддийском (и мировом) искусстве, но и в собственно духовном совершенствовании членов религиозных общин. Ибо созданный образ