ИЕРАРХИЯ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иерархия
греч. "iero", "священный" и "arch", "начало", "власть") - "священноначалие".

Источник: Философия политики: глоссарий

ИЕРАРХИЯ
расположение частей или элементов целого в порядке возрастания от высшего к нисшему, соподчинение.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Иерархия
принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящих в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке их движения и структурирования от высшего к низшему.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Иерархия
начальствую) — священноначалие, последовательный порядок представителей священной власти. Иерарх, представитель высшей священной власти. К ним относятся: патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Иерархия
расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или, наоборот, вхождение или функциональное соподчинение систем, при которых меньшие подсистемы составляют большие системы, сами являющиеся подсистемами еще более крупных систем.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Иерархия
греч. hieros — священный + arche — власть) — в буквальном смысле слова — господство святых, субординация священников; в переносном смысле — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему (например иерархия наук, иерархия ценностей).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИЕРАРХИЯ
(Hierarchie; от греч. hieros — «священный» и arche — «господство») — господство святых, затем субординация священников (иератическая), иерархия власти в государстве и др. В переносном смысле — структура с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов; например, иерархия наук, иерархия ценностей. Иерархию наук разрабатывал, например, Конт.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИЕРАРХИЯ
(от греч. «священная власть») – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействия между уровнями в порядке от высшего к нижнему и характеризующий взаимную корреляцию и соподчинение процессов на различных уровнях системы и обеспечивающий ее функционирование и поведение в целом. Литература: [61, 53, 74, 127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ИЕРАРХИЯ
[гр. hieros священный + arche власть] – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. В социологии — для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в общей теории систем — для описания любых системных объектов; в теории организации — принцип управления. Иерархия – это свидетельство более высокого интеллектуального и культурного развития. Оно обусловлено продуктивным научно-техническим творчеством, связанным с объективным осмыслением мира. Напр.: иерархия целей и задач диссертационного исследования.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Иерархия
(от греч. hieros – священный + archia – власть) – способ организации сложного сущего, заключающийся в том, что каждый более простой уровень оказывается управляющим по отношению к граничащему с ним более сложному. В результате структура такого сущего выстраивается как «вертикаль», а сущие одного уровня И. образуют «горизонталь». В обыденном языке управляющий уровень именуется высшим, а управляемый – низшим.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения)в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 143-144.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Иерархия
гр. hieros - священный + arche - власть]- священная власть, последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. При исследовании естественных и общественных систем применяют понятия "более высокие" или "низшие" порядки, которые обозначают не качество, но взаимосвязь, обусловленную классификацией, либо взаимодействием: "более высокое" не может, например, существовать без "низкого" (предшествующего). В обиходном сознании очень часто смешивают понятия "более высокое", "высшая ступень" и т.д. с "лучшим". На самом деле чаще всего имеет место отношение не "лучше-хуже", а "другое", "следующее".

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Иерархия
от греч. hierarchia: hieros — священный и arch? — власть) — расположение частей целого в определенном порядке. Термин введен в V в. Дионисием Псевдо-Ареопагитом в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии». Иерархически организованные формы существуют во всех сферах объективной реальности: неорганической, биологической, социальной; с возникновением общей теории систем понятие «иерархия» стало применяться для описания любых системных объектов. В синергетике особое значение имеет качественная корреляция уровней иерархии: порядок предыдущей структуры является хаосом для последующего образования элементов, так что в саморазвитии системы получается постоянное движение от хаоса к порядку и наоборот.

Источник: История и философия науки

ИЕРАРХИЯ
(hieros — священный и arche — власть) — важнейший принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный вышележащим. В иерархически построенной системе имеет место структурная и функциональная дифференциация, т.е. каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций. На более высоких уровнях И. осуществляются преимущественно функции согласования, интеграции. Необходимость иерархического построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. Понятие И. широко применяется в различных областях современной науки в связи с распространением идей и методов кибернетики и системного подхода. В социологии исследуется И. престижа, богатства, власти.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ИЕРАРХИЯ
важнейший организационный принцип сложных систем, включая общество. Ее формирование определяется необходимостью обеспечить возможность управления системой в целом и на всех этажах, например большим обществом, при одновременном сохранении нагрузки на каналы информации в допустимых пределах, превышение которых снижает возможности управления.
Этот процесс составляет один из аспектов роста разнообразия общества.
Каждый из уровней управления представляет собой определенную социальную группу, которые а целом на определенном этапе развития общества могут составить костяк сословного общества. Формирование сословий сталкивается с противодействием, с культурой, тяготеющей к уравнительности, к двухэлементной модели общества. В таком обществе И. стимулирует возникновение дискомфортного состояния, может вызвать вечевой бунт, антимедиацию. И. может быть снята в процессе развития демократии, т.
способности гражданина нести реальную ответственность на каждом уровне управления, включаться в процесс принятия решений. Уничтожение социальной И. без соответствующего развития ответственности личности равносильно ликвидации разнообразия, точек роста, что означало бы развал общества.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

ИЕРАРХИЯ
букв. священностаршинство. Принцип соподчиненного подразделения с возрастающим значением и убывающим кол-вом чл. Типичные визуальные символы И. — сужающаяся кверху лестница, пирамида, конус и т.п. Отличие И. от принципа субординации (лат. sub — под, внизу + ordinatio — упорядочение, распоряжение) закл. в том, что соподчинение частей И. не привнесено извне, а явл. проявлением ее сущности. Как способ упорядочивания категорий и понятий, И. применялась в доклассич. и классич. философии повсеместно. Таковы, напр., И. идей и добродетелей в учении Платона, И. уровней эманации сущего в неоплатонизме, иерархия форм познавательной деятельности в учении Канта и т.д. Особое значение принцип И. имел в филос. и богосл. традиции Средних веков, где разл. комплексы иерархически соподчиненных понятий приводились в соответствие так, чтобы выстроенная т.о. символич. система манифестировала господство сверх-И. (чаще всего, Св. Троицы). Напр., И. церк. чинов, несмотря на постоянное усложнение структуры церк. организации, символически всегда оставалась основанной на принципе «троечиния», восходящем еще к апостольским временам. В совр. науч.-филос. лит-ре термин «И.» в осн. утратил свое сакральное значение и чаще всего употребляется по отношению к властно-регулятивным структурам об-ва, в т.ч. и в ироническом смысле. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИЕРАРХИЯ
греч. hieros — священный и arche — власть) — тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Понятие И. широко применяется в различных областях совр. науки вследствие распространения идей и принципов кибернетики и системного подхода. Иерархические отношения имеют место во многих системах, для к-рых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. способность к реализации определенного круга функций, причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции, согласования. Необходимость иерархического построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших массивов информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы в целом. В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИЕРАРХИЯ

- (от греч. hieros и arche - священноначалие). 1) У Псевдо-Дионисия Ареопагита (предположительно - VI в.) - основной и неизменный принцип организации космического и сверхкосмического порядка сущего, согласно которому низшие чины иерархии подчинены высшим и черпают у них силы для своего обращения и устремления к божественному Свету, тогда как высшие чины промыслительно заботятся о низших и являются посредниками в передаче благ свыше. Мир в целом предстает у Псевдо-Дионисия как многоуровневая структура глобального охвата, где все расставлено по своим местам раз и навсегда, - это иерархия ангелов и продолжающая ее на земле иерархия людей на земле, посвященных в церковное служение. Здесь была утрачена мистическая интуиция истории как мировой драмы, завершающейся последней битвой и Судом. 2) Н.Бердяев принял, что "сама идея личности связана с иерархией", и выступил в защиту "духовного аристократизма" против демократизации культуры, "плебейского духа" гуманизма и стадного сознания массовой культуры, где торжествуют секуляризация, "хамизм", пренебрежение к иерархическому преемству и варварство, напирающее изнутри и снаружи, "самодовольное и наглое полупросвещение". В такой ситуации утрачены сакральные и культовые корни деятельности и творчества. Современный кризис культуры, по Бердяеву, это кризис элиты, творческого меньшинства, не довольного культурой, ибо она не созидает нового бытия. Но не дано миновать культуру на пути социального обновления, ибо именно культуре принадлежит, по Бердяеву, "духовный примат" в общественной жизни, а не политике и экономике. "Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению", путь святости - "путь высшей культуры духа"; святость, как и творческая гениальность, по Бердяеву, - два великих двигателя культуры, питающиеся духовными энергиями надкультурного происхождения, энергиями иных миров.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ИЕРАРХИЯ
принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе имеет место как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. каждый уровень специализируется на выполнении определ. круга функций, причем на более высоких уровнях И. осуществляются преим. функции согласования, интеграции. Необходимость иерархич. построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отд. стороны функционирования системы; на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом. В реальных системах иерархич. структура никогда не бывает абсолютно жесткой - И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней но отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации. Понятие И. широко применяется в различных областях совр. науки в связи с распространением идеи и методов кибернетики и системного подхода.
Термин «И.» был введен не ранее 2-й пол. 5 в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христ. церкви. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословноклассового деления антагонистич. общества (напр., феод. И.) и характеристики структуры власти, в особенности бюрократии. В совр. бурж. социологии многочисл. исследования посвящаются И. престижа, богатства, власти и контроля как выражению социальной стратификации общества, обществ. неравенства.

Источник: Советский философский словарь

Иерархия
Нормативная классификация, устанавливающая связи господства, зависимости или подчинения. Норму чаще всего задают власть или деньги. Подобную иерархию называют социальной, и она заставляет усомниться в самой идее иерархии. Если все люди равны в правах и достоинстве, как можно классифицировать их по значимости или ценности? Дело, однако, в том, что иерархия, если речь идет о законной иерархии, рассматривает не столько индивидов, сколько их функции и творения. Именно такова иерархия внутри государства или партии, предприятия или Церкви, в искусстве или спорте. Из факта равенства людей в правах и достоинстве отнюдь не вытекает равенство власти, ответственности или талантов. Этимология (hieros по‑гречески значит «священный») в данном случае лишь вводит нас в заблуждение: ничего священного в понятии иерархии нет; оно подразумевает лишь организацию или эффективность. Доказательством тому служит протокол как внешнее выражение иерархичности – это регламентированный свод правил, ничего не говорящий о ценности индивидуумов, но подчеркивающий некоторые черты власти или других институтов. Как всегда, лаконичную формулировку находим у Паскаля: «Господин Н. – математик лучший, чем я; и в таком качестве он хочет пройти впереди меня: я скажу ему, что в этом он ничего не смыслит. Математика относится к природному величию; она требует предпочтительного уважения, но люди не связывают с ней никаких внешних предпочтений. Поэтому я пройду впереди него; и буду уважать его больше, чем себя, как математика» («Три беседы…», 2). Иерархия власти не равнозначна иерархии талантов, как иерархия рождения не равнозначна иерархии добродетелей. Снова послушаем Паскаля: «Я не обязан вас уважать потому, что вы – герцог, но я обязан вам кланяться». Не существует абсолютной иерархии. Это не отменяет все иерархии, но оправдывает их множественность. Особенно справедливо это утверждение для демократии: равенство граждан ничего не говорит об исполняемых ими функциях и соответствующих заслугах и не требует восхищаться одними и подчиняться другим. Таким образом, идея иерархии сохраняется, но выступает во множественном числе и исключает возможность абсолютизации.

Источник: Философский словарь.

ИЕРАРХИЯ
греч. hieros - священный, arche - власть) - принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия по закону от высшего к низшему (инволюция) и, наоборот, от низшего к высшему (эволюция). Любой уровень n может быть рассмотрен как управляющий по отношению к уровню (n-1) и управляемый со стороны уровня (n+1). И. подразумевает как структурную и функциональную, так и информационную дифференциацию внутри системы. И. бывает жесткой и гибкой. Жесткие И. предлагаются в ряде научных дисциплин. Гибкие И. существуют во всех реальных структурах бытия. В этом случае каждый уровень И. является более или менее автономным и, в то же время, подчиненным высшим структурам систем. Понятие И. широко применяется практически во всех философско-религиозных учениях. Термин И. был введен около 2-й половины 5 в. Псевдо-Дионисием Ариопагитом в трактатах "О небесной И." и "О церковной И.". В христианстве И. олицетворяется с небесной И. - лестницей Иакова: ангелы, архангелы, начала, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы (бесплотные духовные силы). В буддизме И. представлена Светлыми силами Бодхисатв и Тар (мужских и женских божеств); в индуизме - И. пантеонов Богов, Ману (Учителей), Риши - которые являются воплощениями единого Брахмана. В исламе И. утверждается рядом Пророков, а также эта тема была разработана ибн Араби в учении о Святых, святости и их И. В Агни Йоге говорится, что И. есть "закон Мироздания" и "планомерное сотрудничество". Философия платонизма и неоплатонизма строится на И., во главе которой сверхсущее Единое-Благо, эманирующее в мир через ступени Ума и Души. Конфуций, Лейбниц, гностицизм, школа русского космизма признают И. как ведущий принцип всеединства, универсальности, цельности мироздания. Понятие И. используется в идеологии ряда социально-политических систем (авторитаризм, тоталитаризм, кастовость и др.), и характеризует структуры власти. В современной западной социологии исследуются И. престижа, богатства, власти, контроля как выражение стратификации (деления) общества. И. можно трактовать как один из архетипов сознания.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

Иерархия
(Hierarchy).
Система управления в Церкви, имеющая три основные характеристики: (!)разделение духовенства и мирян; духовенство обладает исключительным правом на совершение таинств и управление Церковью; (2) священнослужители (духовенство) прямые наследники Христа и апостолов и выступают их представителями в Церкви; (3) духовенство повсюду в мире создает многоуровневую структуру управления (папа, епископы, священники и т.д.).
Подобная иерархическая система церковного управления получила наибольшее развитие в Католической церкви, где иерархия подразделяется на две категории. Иерархия по духовному порядку наделена духовной властью, напр. совершать таинства и отпускать грехи. Она учреждена Церковью и состоит из епископов (включая папу в его епископском служении), священников, диаконов и церковнослужителей более низкого ранга (субдиаконов, аколуфов и т.д.). Иерархия по юрисдикции (пастырскому руководству) руководит внутренней церковной жизнью, утверждает церковные и вероучительные нормы. Эта иерархия включает в себя папу, епископов, кардиналов, легатов и церковнослужителей более низкого ранга. Т.о., епископы подпадают под обе категории иерархии.
Англиканская церковь и Протестантекая епископальная церковь в США частично отвечают принципу иерархии, провозглашая преемственность от апостолов, а также имея иерархическую структуру духовенства, состоящую из епископов, священников и диаконов. Методистские церкви сохранили рудименты иерархической структуры, включающей епископов, старейшин (пресвитеров) и диаконов, однако не претендуют на апостольскую преемственность; к-ром е того, различия между духовенством и мирянами у них в значительной степени стерты.
Большинство других протестантских церквей не имеют иерархического управления; они опираются на учение НЗ, согласно к-ром у все верующие есть священники перед Богом (1Пет 2:9; 1 Тим 2:5; Евр 7:2328; 10:1920). К-ром е того, они считают невозможным существование в настоящее время института, подобного единственному в своем роде апостольскому служению (Ин 14:26; Деян 1:2,26; ???? 9:1; 15:79; 2 Кор 12:12; Гал 1:1; 1 Фес 2:6; Откр 21:14. Ни Тимофей, ни другие помощники Павла не титулуются "апостолами"); место апостолов сейчас занимают книги НЗ, написанные или авторизованные апостолами (Ин 14:26; Еф 2:20; Евр 1:12; ???? 14:37; 2 Кор 13:23,10; 2 Фес 3:14; Иуд 3); слово "епископ" (надзирающий) в НЗ употребляется лишь как синоним слова "старейшина" (Тит 1:57; Деян 20:17,28; 1 Тим 3:12 и 5:1719; 1 Пет 5:2).
W.A. Gkudem (пер.Ю.Т.) Библиография: К. Morsdorf,"Hierarchy", Sacramentum Mundi, III, 2729: J.?. Crehan,• literarchy in the Early Church", A Catholic Dictionary of Theology, II, 1519MSt, IV,23335.
См. также: Управление церковью; Церковнослужители; Епископ; Папство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ИЕРАРХИЯ
от греч. hieros — священный, arche— власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему, с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов (напр., И. ценностей, И. науки т.п.). И. были особенно характерны для средневековой философии, в которой всякая исследуемая область вытягивалась в цепочку взаимосвязанных и последовательно подчиненных ступеней. Эта цепочка всегда была конечна, и ее «низ» представлялся интересным прежде всего потому, что он отражал и символизировал «верх». «Символизм и иерархизм — такова формула средневекового мировоззрения и такова формула всей средневековой культуры... Средневековье создало... иерархическое общество, иерархию чинов духовных и светских, иерархию общественных союзов, корпораций, «университетов», образующих вместе общую universitas, христианско-феодальный мир. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья» (П.М. Бицилли). Поскольку Бог, вершина всех И., мыслился как высшее благо и совершенство, то мир в целом и все ступени И., его составляющей, получали нравственную оценку. «В средневековой «модели» мира нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения» (А.Я. Гуревич).
Противоположностью И. является равенство. Средневековые мыслители весьма своеобразно, можно сказать мистически, соединяли «ранжирование душ и движений» с идеей совершенного равенства. Напр., Фома Аквинский изображал небеса как иерархическую структуру со многими уровнями святости и в то же время как светлое единство, в которой даже самый большой святой не испытывает ни малейшей гордости за свое положение. Низведение вертикальной структуры к одноплоскостной общности, смыкание «верха» и «низа» в конечном счете призваны были дать эффект обновления и восстановления принципов классификации и порядка.
Тяготение к И. характерно для всех коллективистических обществ и сообществ (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). В частности, в тоталитарном обществе И. универсальны и устойчивы. «Совершенно еще не изученный вопрос — стереотипность иерархий абсолютно во всех сферах жизни общества. Даже похороны имеют свою иерархию. Недостатки, например, разделяются на недосмотры, просмотры, упущения, недоделки, просчеты, недоработки, промахи, ошибки, грубые ошибки, грубейшие ошибки, непростительные ошибки, провалы и т.п. Достижения разделяются на сдвиги, подъемы, оживления, достижения, успехи, некоторые успехи, заметные успехи, серьезные успехи, крупные достижения и т.п.» (А.А. Зиновьев). В коллективистическом представлении об И. находят свое преломление все иные особенности коллективистической культуры: удвоение мира, разделение его на реальный и умопостигаемый (И. устанавливается во имя последнего и призвана соединять два мира), символизм (связь между уровнями И. является прежде всего символом какого-то иного содержания), тяга к универсальности (И. охватывает все), схематизм вещей и их связей (ступени И. четко очерчены) и т.д.
«Нормальная» наука также тяготеет к символам и И., выстраивая в иерархические цепочки как теоретические положения, так и изучаемые факты. И. пронизаны и такие коллективистические сообщества, как армия, церковь, тоталитарные религиозные секты и т.д. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1990; Зиновьев А.А. Зияющие высоты. М, 1992. Кн. 2; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1995.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ИЕРАРХИЯ
важнейший принцип структурной организации многоуровневых динамических систем, характеризующий взаимную корреляцию и соподчинение процессов на различных уровнях системы и обеспечивающий ее функционирование и поведение в целом. Представления об иерархии основываются на идее уровней внутреннего строения систем и процессов. Структуры и функции процессов на вышележащих уровнях надстраиваются над структурами и процессами нижележащего уровня, обеспечивая их регулирование и самоорганизацию. Понятие «иерархического порядка», как отмечал один из лидеров системного движения 20 в. Л. фон Берталанфи, является, «несомненно, фундаментальным для общей теории систем... Иерархия проявляется как в структурах, так и в функциях». Каждый уровень и каждая подсистема не только характеризуются особенностями своего внутреннего строения, но специализируются на выполнении достаточно определенных функций. Интеграционные процессы в системах трактуются как процессы управления, обеспечивающие и взаимообусловливающие согласованные взаимодействия подсистем на различных уровнях их организации.
Можно выделить две предельные формы иерархической организации: иерархия, основанная на принципе жесткой детерминации, и иерархия, базирующаяся на принципе вероятности (случайности). Первая означает, что все параметры каждого из структурных уровней строго однозначным образом связаны с параметрами других уровней. Эта форма иерархической организации свойственна процессам управления в обществе. Если в некотором коллективе, организованном по принципам жесткой детерминации, одного из индивидов наделить правом на инициативу, то функционирование этого коллектива возможно за счет подавления инициативы всех других индивидов. При наличии инициативы хотя бы у двух членов коллектива функционирование его будет парализовано, поскольку инициатива Предполагает определенные самостоятельные и независимые действия и решения. Зачастую под иерархией понимают именно подобную жесткую организацию. Общественные системы, построенные по принципам жесткой детерминации, получили название тоталитарных систем.
Особенностью второй предельной формы иерархической организации является то, что их элементы, их состояния и поведение не зависят, не определяются и не коррелируют друг с другом. Единство таким системам придают внешние обстоятельства, внешние условия. Целостные характеристики систем определяются не конкретным поведением каждого отдельного элемента, а программами, структурой его возможных состояний и поведения.
Реальные иерархические системы включают в себя как жесткие, однозначно определяемые зависимости, так и подвижные, лабильные взаимоотношения, сохраняющие независимость отдельных подсистем и элементов, содержат в себе множество уровней. Каждый уровень характеризуется самоорганизацией с особой структурой, на каждом действуют специфические закономерности и решаются свои задачи, что придает иерархическим системам внутреннюю гибкость. Дж. Николис подчеркивал особую функциональную значимость иерархии для сложных систем. Известно его высказывание о том, что сложность подрывает устойчивость, если не умеряется иерархической структурой. Иерархический способ организации любых систем придает значительный потенциал развития этим системам. По мнению Г. Саймона, среди всех сложных систем только иерархии располагают достаточным временем на развитие.
Ю. В. Сачков
В философской традиции иерархия рассматривается как одна из координат в системе координат, описывающих духовный и социальный порядок. Другой координатой в этой системе является свобода. Иерархия, совершенно подавившая свободу, становится хрупкой и рушится. Свобода, разрушившая иерархию, разрушает саму себя. Культура начиналась с двух иерархий — таинственных сил и священной власти. Племена отличались друг от друга преобладанием той или другой. У одних «светская» ориентация, нет влиятельного жречества, обряды совершает вождь. У других забота о таинственном глубже, есть корпорация жрецов, занятых общением с таинственными силами, и власть получает свое освящение от жречества. Великие культуры Индии и Китая различаются примерно так же.
В архаический период (до философии) по крайней мере некоторые культуры Средиземноморья тяготели к «индийскому» типу иерархии; единой цивилизации всего региона тогда не было. Греко-римская античность создана племенами «светской» ориентации. Средневековые мировые религии в целом утверждали превосходство духовного и вечного над временным, земным. При этом христианство сильнее акцентирует потустороннее, чем ислам, в котором нет монашества, нет различия между градом земным и градом Божьим (священна сама власть халифа), и нет централизованной религиозной общины. Христианство создало иерархию «церкви воинствующей», порядок старшинства священных чинов и развило ветхозаветные представления о небесной иерархии. В трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита иерархия определяется как «священный порядок и учение и деятельность, приближающаяся, насколько возможно, к божественному и подымающаяся до подобия Богу в меру божественного вдохновения».
Новое время отрицало средневековую иерархию, затем периодически отрицало само себя, и стало разрушительным для всякой иерархии. Всеобщее раскрепощение привело к кризису свободы, напоминающему кризис античности.
Лит.: Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов.— Системные исследования. Ежегодник— 1969. M., 1969; Николис Дж. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. М., 1989; Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.
Г. С. Померанц

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иерархия восхождения души в трактате Уолтера Хилтона «Лестница, или Ступени Совершенства» (XIV век)

Черкашенина Анастасия Игоревна
Исследуется узкий аспект в области истории английского христианского мистицизма в позднем средневековье. Рассмотрены представления У. Хилтона, августинианского мистического мыслителя XIV в.
Читать PDF
0.00 байт

Иерархия целей в концепции аттрактивного менеджмента

Мелик-гайказян М. В.
Представлены основания для корреспонденции между теориями управления и разделами нелинейной динамики. Обсуждена роль коллективной мечты в формировании асимптотической цели динамики организации.
Читать PDF
0.00 байт

Иерархия ценностей

Ковалев А. Н.
В данной статье рассматривается вопрос иерархии абсолютных ценностей. Выдвигается гипотеза о ветвевидной системе ценностей
Читать PDF
0.00 байт

Иерархия и неиерархия в онтологическом и гносеологическом осмыслении (о монографии Э. М. Хакимова "д

Киносьян В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Иерархия ценностей: инверсивные отношения

Севостьянов Дмитрий Анатольевич, Шевченко Наталья Петровна
В статье представлены основные принципы исследования иерархии ценностей. В частности, в ней показано, что иерархия ценностей может строиться как на атрибутивных, так и на сущностных принципах.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная иерархия, власть, Со-трудничество: философский анализ социальных отношений в архаических

Глатко Михаил Сергеевич
Анализ современной власти невозможен без обращения к архаическому опыту построения социального тела, без выяснения того, на основании каких принципов конституировало себя древнее общество.
Читать PDF
0.00 байт

Scientia, sapientia, philosophia: иерархия форм знания в сочинениях Иоанна Уэльского

Яцык Светлана Александровна
В статье реконструируется иерархия типов знания, фигурировавших в сочинениях францисканского проповедника Иоанна Уэльского.
Читать PDF
0.00 байт

Фанатизм: анализ иерархических и инверсивных отношений

Севостьянов Дмитрий Анатольевич
Данная статья написана с целью философского анализа фанатизма как социального явления. Фанатизм стал важнейшей угрозой в современном мире. Однако без философского анализа данного явления мы оказываемся беззащитными перед ним.
Читать PDF
0.00 байт

Единство порядка и хаоса в иерархических многополюсных системных структурах

Сахарова Юлия Валерьевна
Сложные многоуровневые (многополюсные) системные структуры формируются путем сопряжения процессов упорядочения (интеграции) и разупорядочения (дифференциации).
Читать PDF
0.00 байт

Проблема поиска идеала научности в условиях формирования новой иерархии общечеловеческих ценностей

Калинина Галина Николаевна
В статье сквозь призму философско-культурологического подхода рассматривается проблема поиска и формирования нового идеала научности в соотношении с релятивностью и исторической динамикой основных параметров научной рациональности
Читать PDF
0.00 байт

Иерархическая структура бытия и проблема единства сущего

Анисин Андрей Леонидович
Обосновывается трехуровневая концепция бытия. Физический, органический и духовный уровни бытия обнаруживают принципиальную автономию онтологической конституции.
Читать PDF
0.00 байт

Габитус как совокупность диспозиций: иерархическая структура или целостная система?

Иванова Наталья Александровна
Выявляются общие трактовки понятия «диспозиция», сложившиеся в философской, гуманитарной и социальной традициях и оказавшиеся наиболее устойчивыми и перспективными.
Читать PDF
0.00 байт

Иерархический персонализм Н. О. Лосского

Половинкин С. М.
Неолейбницеанство одно из важнейших направлений европейской и русской философии второй половины XIX первой половины XX века. Н.О.
Читать PDF
0.00 байт

Иерархический персонализм Н. О. Лосского

Половинкин Сергей Михайлович
Неолейбницеанство одно из важнейших направлений европейской и русской философии второй половины XIX первой половины XX века. Н.О.
Читать PDF
0.00 байт

О теории иерархии и двойственной природе её объектов (философско-системные аспекты)

Хакимов Эдвард Муратович, Рафикова Фарида Зиннатовна, Кузина Эльвира Николаевна
В статье рассмотрены философские и системные проблемы построения теории иерархии и предложена, разработанная авторами теория, представляющая собой вариант общей теории систем (ОТС)

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Иерархия наук в античности

    Последовательное разделение в античности философии и науки как точного мышления, с одной стороны, и техники и механики — с другой, предполагает и разделение в рамках самой, науки. Платон стоит на т
  • БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ

    крупнейшая старообрядч. церковь поповского направления, появление к-рой связано со стремлением отд. кругов старообрядчества создать свою высш. иерархию, обладающую канонич. правом посвящать в ду
  • БЕЛОВОДСКАЯ ИЕРАРХИЯ

    славяно-беловодская иерархия - одна из старообрядч. церквей, основанная «архиепископом беловодского ставления» Аркадием (Антоном Пикульским), начавшим архиерействовать в 70-е гг. XIX в. Основание це
  • ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ

    греч., букв. — священновластие) — совокупность церк. чинов снизу доверху, в порядке их подчиненности. Сказанное Ф. Энгельсом о католич. церкви: «Свою собственную иерархию она установила по феодальн
  • ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    см. СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ
  • ИЕРАРХИЯ ЗАВИСИМОСТИ

    явление, которое характеризует отношения находящихся в зависимости друг от друга частей (положение, свойства) психического образа. Даже простой образ, восприятие обнаруживают наличие определенн
  • АНАРХИЯ И ИЕРАРХИЯ

    противопоставление, характерное для постмодернистской философии в связи с критикой ориентации науки на установление субординационных и координационных связей. Панацеей от иерархии, соподчинен