греч., букв. — священновластие) — совокупность церк. чинов снизу доверху, в порядке их подчиненности. Сказанное Ф. Энгельсом о католич. церкви: «Свою собственную иерархию она установила по феодальному образцу» (с. 22, с. 306) - можно отнести и к правосл. церквам. В протестантизме И. ц. значительно упрощена. Свои особенности И. ц. имеет в нехрист. течениях.
ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ
ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ
Источник: Атеистический словарь
ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ
(греч., букв. - священноначалие) организационная форма, порядок подчинения нижестоящих органов, священнослужителей и должностных лиц вышестоящим по строго определенным ступеням иерархическая лестница. «Черное» духовенство: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит, игумен, иеромонах, иеродиакон. «Белое» духовенство: протопресвитер, протоиерей, иерей, диакон.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ
Состоит из трех основных степеней: нижней, средней и высшей; к нижней относятся: иподьякон (младший дьякон), дьякон и протодьякон (старший дьякон); к средней – собственно священники (иереи или пресвитеры); к высшей – архиереи. В каждой епархии есть свой архиерей.
Священники делятся на иереев и протоиереев (старших иереев). Старший священник в приходе называется настоятелем. Им поручено возглавлять церковную жизнь при приходах городских и сельских.
Служители, совершающие богослужение в храме все вместе называются причтом. Совокупность всех служителей одного церковного прихода, в противоположность пастве, называется клиром (от греч. kleros – часть, надел). Паств ой называются все верующие христиане, являющиеся прихожанами какого либо храма. Происхождение слова связано с уподоблением верующих овцам. А священников пастухам (пастырям).
В административном отношении все православные христиане являются единой вселенской апостольской Церковью, формально возглавляемой константинопольским патриархом. Каждая Поместная Церковь возглавляется также патриархом (от греч. pater и arche – родоначальник) или архиепископом, являющимся предстоятелем самостоятельной Церкви, включающей в себя различное количество отдельных митрополий, епархий и экзархатов. Экзарх занимает среднее положение между митрополитом и патриархом. Митрополит подчиняется непосредственно патриарху. Заместителем высшего духовного лица в сане епископа, архиепископа или митрополита является викарий; в православной Церкви должность викария введена во всех епархиях с 1865 г. Каждая епархия возглавляется епископом и подчиняет различное количество отдельных церквей и благочиний, состоящих из отдельных приходов – наименьшей административной единицы Церкви, имеющей свой клир и церковную общину (прихожан).
Священники делятся на иереев и протоиереев (старших иереев). Старший священник в приходе называется настоятелем. Им поручено возглавлять церковную жизнь при приходах городских и сельских.
Служители, совершающие богослужение в храме все вместе называются причтом. Совокупность всех служителей одного церковного прихода, в противоположность пастве, называется клиром (от греч. kleros – часть, надел). Паств ой называются все верующие христиане, являющиеся прихожанами какого либо храма. Происхождение слова связано с уподоблением верующих овцам. А священников пастухам (пастырям).
В административном отношении все православные христиане являются единой вселенской апостольской Церковью, формально возглавляемой константинопольским патриархом. Каждая Поместная Церковь возглавляется также патриархом (от греч. pater и arche – родоначальник) или архиепископом, являющимся предстоятелем самостоятельной Церкви, включающей в себя различное количество отдельных митрополий, епархий и экзархатов. Экзарх занимает среднее положение между митрополитом и патриархом. Митрополит подчиняется непосредственно патриарху. Заместителем высшего духовного лица в сане епископа, архиепископа или митрополита является викарий; в православной Церкви должность викария введена во всех епархиях с 1865 г. Каждая епархия возглавляется епископом и подчиняет различное количество отдельных церквей и благочиний, состоящих из отдельных приходов – наименьшей административной единицы Церкви, имеющей свой клир и церковную общину (прихожан).
Источник: Православие. Основные понятия.
ИЕРАРХИЯ церковная
(греч. hierarchia, букв. - священновластие) - совокупность церк. чинов снизу доверху, в порядке их подчиненности. Христ. церковь, сложившаяся в осн. чертах как гос. религ. орг-ция Римской империи и занимавшаяся в течение мн. веков религ. обслуживанием феод. строя, построила свою структуру так, что в общих чертах она соответствовала устройству феод. общества. Эта структура сохранялась до и после разделения церквей, а также после образования автокефальных правосл. церквей. Оказанное Ф. Энгельсом о католич. церкви: «Свою собственную иерархию она установила по феодальному образцу» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 306) - полностью относится и к правосл. церквам. Общины верующих, к-рые в первонач. христианстве самостоятельно решали свои дела, были подчинены духовенству (клиру), а духовенство разделилось на низшее, не имеющее сана («церковнослужители»: причетники, клирики; рядовые монахи), и имеющее сан «священнослужителя». Для последних были установлены три степени «священства» с более дробными подразделениями внутри них: дьяконы, священники (и аббаты, игумены), архиереи или епископы (епископы, архиепископы, кардиналы, митрополиты, а также патриархи и папы). Все церк. дела были сосредоточены в руках «князей церкви» - архиереев во главе с церк. монархом (папой, патриархом, митрополитом или архиепископом) они осуществляли церк. власть, проводили церк. политику, распоряжались церк. богатствами, поддерживали тесный контакт со светской верхушкой эксплуатат. общества О незначит. вариантами (напр., синод вместо патриаршества в русской правосл. церкви после церк. реформы Петра I до 1917) эта организац. структура сохраняется правосл. и католич. церквами до сих пор. В протестантизме, отражавшем при своем зарождении в эпоху Реформации стремление буржуазии разрушить феод.-церк. ин-ты и устроить «дешевую церковь», И. ц. была значительно упрощена, хотя и не всюду в одинаковой степени. И. ц. в нехрист. церк. орг-циях (напр., в ламаизме) имеет своеобр. особенности. Г. Г. Уткин