БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ
крупнейшая старообрядч. церковь поповского направления, появление к-рой связано со стремлением отд. кругов старообрядчества создать свою высш. иерархию, обладающую канонич. правом посвящать в духовный сан, и т. о. покончить с зависимостью от никонианской церкви. Название происходит от с. Белая Криница (Австрийская Галиция), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Сторонники учреждения иерархии склонили бывшего босно-сараевского митрополита Амвросия присоединиться к старообрядчеству и в 1846 возглавить старообрядч. иерархию. Б. и. наряду с др. старообрядцами-поповцами была признана рогожской общиной перемазанцев в Москве, куда в 1853 был перенесен духовный центр поповцев. В наст. вр. Б. и. именуется ее приверженцами Старообрядч. архиепископией Московской и всея Руси, имеет в своем составе ряд епархий, возглавляемых епископами и объединяющих ок. 150 религ. об-в в различных районах СССР. Ежегодно издает Старообрядч. церк. календарь и др. духовную лит-ру.

Источник: Атеистический словарь

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ
крупнейшая старообрядч. церковь поповского направления, появление к-рой связано со стремлением отд. кругов старообрядчества создать свою высш. иерархию, обладающую канонич. правом посвящать в духовный сан, и т. о. покончить с зависимостью от никонианской церкви. Название происходит от с. Белая Криница (Австрийская Галиция), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Сторонники учреждения иерархии склонили бывшего босно-сараевского митрополита Амвросия присоединиться к старообрядчеству и в 1846 возглавить старообрядч. иерархию. Б. и. наряду с др. старообрядцами-поповцами была признана рогожской общиной перемазанцев (см. Беглопоповцы) в Москве, куда в 1853 был перенесен духовный центр поповцев. В наст. вр. Б. и. именуется ее приверженцами Старообрядч. архиепископией Московской и всей Руси, имеет в своем составе ряд епархий, возглавляемых епископами и объединяющих ок. 150 религ. об-в в различных районах СССР. Ежегодно издает «Старообрядч. церк. календарь» и др. духовную лит-ру.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ
старообрядч. церковь, занимающая ведущее положение в поповщине. Испытывая недостаток в священниках, обусловленный отсутствием архиереев, «рукополагающих» в священнич. сан, руководители поповщины в 1846 склонили к старообрядчеству босно-сараевского митроп. Амвросия. Центром его старообрядч. митрополии стала Белая Криница, расположенная в Буковине, в пределах тогдашней Австрии, в связи с чем старообрядцев, признающих Б. и., называют также австрийским согласием. Амвросий рукоположил высших церк. иерархов старообрядчества. Вскоре после этого центр Б. и. переместился в Москву, на Рогожское кладбище. После 1862, когда нек-рая часть руководителей Б. и., искавшая сближения с самодержавием, выступила с «Окружным посланием», провозгласив в нем отказ от доктрин, наиболее осуждаемых офиц. православием, произошло разделение сторонников Б. и. на «окружников» и «противоокружников», или «раздорников». В наст. вр. старообрядч. церковь Б. и. в СССР управляется советом во главе с архиепископом московским и всея Руси. В. Ф. Миловидов

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Белокриницкая иерархия
течение поповского направления в старообрядчестве (см. Поповцы). История его возникновения связана с созданием самостоятельной церковной иерархии в старообрядчестве. После раскола поповцы не имели своих священников, поскольку право «рукополагать» в сан священника принадлежало епископам, к-рых у них не было. Впоследствии удалось найти епископа (босно-сараевский митрополит Амвросий), к-рый согласился примкнуть к поповскому толку старообрядцев и в 1846 г. переехал из Константинополя в село Белая Криница на Буковине (в то время территория Австрии), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Созданная иерархия получила название Белокриницкой. В 1853 г. была основана Московская архиепископия — центр Б. и. в России. Был учрежден т. н. «Духовный священный собор, или совет». В 1862 г. часть иерархов выступила с т. н. «Окружным посланием», в к-ром призвала отказаться от нек-рых сторон вероучения, послуживших причиной отделения старообрядцев от православной церкви. Вызванные «Посланием» разногласия привели к образованию двух направлений: «окружников» (сторонников «Послания») и «неокружников», или «раздорников». В наст. вр. Б. и. занимает ведущее место в старообрядчестве. Управляется советом, возглавляемым архиепископом московским и всея Руси. Центр — в Москве на Рогожском кладбище. Приверженцы Б. и. имеются на территории РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Белокриницкая иерархия,
или (с 1988) Русская православная старообрядческая церковь крупнейшая старообрядческая церковь поповского направления, появление к-рой связано со стремлением отдельных кругов старообрядчества создать свою высшую иерархию, обладающую каноническим правом посвящать в духовный сан, и т. обр. покончить с зависимостью от никонианской церкви. Название происходит от с. Белая Криница (ныне Черновицкая обл. Украины), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Сторонники учреждения иерархии склонили бывшего босно-сараевского митрополита Амвросия присоединиться к старообрядчеству и возглавить старообрядческую иерархию. В 1853 на Рогожском кладбище был учрежден новый духовный центр поповцев архиепископия Московская и всея Руси. В 1881 между Белокриницкой митрополией и Московской архиепископией было подписано соглашение, по к-рому приходы и епархии, находящиеся на территории Российской империи, подчинялись Московскому архиепископу, а все остальные Белокриницкому митрополиту. В 1988 в дни празднования 1000-летия Крещения Руси Московская архиепископия была преобразована в самостоятельную митрополию. В результате возникли две самостоятельные церкви в старообрядчестве поповского согласия. Принцип разделения юрисдикций остался прежним: общины бывшего СССР входят в Московскую старообрядческую митрополию, а все остальные, ныне существующие в мире, относятся к Белокриницкой митрополии, находящейся на территории Румынии (г. Брайла).
Московская митрополия имеет семь епархий, к-рые возглавляют четыре епископа. В церкви 150 приходов, 4 монастыря, в т. ч. на Украине 42 прихода, объединяющие ок. 300 тыс. верующих, в Москве 15 приходов 100–120 тыс. верующих.
Наиболее крупные общины — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Хабаровске, Волгограде, Астрахани, Саратове, Киеве, Кишиневе, Одессе, Алма-Ате, Бишкеке.
Глава церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев). Имеется издательство «Церковь». Ежегодно выпускается настольный «Старообрядческий церковный календарь». Учебных заведений нет.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
407.51 кб

Отношение российского правительства к факту учреждения Белокриницкой иерархии

Чибисов (Игумен Мануил) Андрей Владимирович (Игумен Мануил)
Определено значение факта учреждения Белокриницкой иерархии для российского старообрядчества. Показаны дипломатические отношения МИДа Российской империи с австрийским правительством.
Читать PDF
211.06 кб

Мнение святителя Феофана Затворника о Белокриницкой и единоверческой иерархии

Каширина Варвара Викторовна
В статье проанализированы взгляды святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815-1894), известного богослова и духовного писателя XIX века о Белокриницкой иерархии, которая возникла в 1846 г.
Читать PDF
247.96 кб

Изменения в семейной обрядности старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской области в XX-XXI вв

Матющенко Виктория Сергеевна
В статье анализируется проблема трансформации обрядов перехода (свадебных, родильных и похоронных) у амурских старообрядцев Белокриницкой иерархии в XX-XXI вв. Изучение...
Читать PDF
309.93 кб

Рукописный сборник старообрядцев белокриницкой иерархии из отдела редкой книги Народной библиотеки Б

Починская Ирина Викторовна
Статья посвящена научному описанию и анализу рукописного сборника второй половины XIX в. из отдела редких книг Народной библиотеки Болгарии им. свв. Кирилла и Мефодия. Сборник отражает полемику начала 1850-х гг.