Идолы

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Идол
истукан, ваятельное изображение какого-нибудь творения, которому поклонялись, как божеству.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ИДОЛ
Статуя или изображение языческого бога; или же статуя или
образ римского Святого, или фетиш нецивилизованных племен.

Источник: Теософский словарь

Идол
предмет, изображающий божество в так называемых языческих религиях. Прямую связь с идолопоклонством древних людей имеет поклонение иконам.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ИДОЛ
от греч. eidolon - маленькое изображеньице) - материальный предмет, изображающий или «вмещающий» божество либо почитающийся в качестве последнего. Объект религ. поклонения в политеистич. религиях.

Источник: Атеистический словарь

Идол
Божественный образ (eidolon) или воображаемый Бог. В результате метафорического переноса идолом называют всякое лицо, которому поклоняются как божеству. Остается прояснить, не есть ли сам Бог – первичная метафора.

Источник: Философский словарь.

ИДОЛ
от греч. eidolon, букв. - образ) - кумир, фантом, предмет слепого поклонения. Ф. Бэкон называет идолами человеческие предрассудки, которые препятствуют правильному познанию. Обоготворение идолов - идолопоклонство.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИДОЛ
(Idol; от греч. eidolon — «образ») — кумир, фантом, предмет слепого поклонения. Ф. Бэкон в своем «Новом Органоне» называет идолами человеческие предрассудки, стоящие на пути эмпирического познания.
Plachte. Symbol u. Idol, 1931.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИДОЛ
(от греч. eidolos - маленький вид, изображеньице) - созданный человеком предмет, к-рый, по воззрениям верующих, изображает, замещает или вмещает богов. Культ И. - идолопоклонство - возник в глубокой древности на почве магии и фетишизма. В совр. религиях он продолжает бытовать в форме поклонения иконам, статуям, распятию и т. п.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Идол
(от греч. eidolos — маленькое изображение) — чаще всего вырезанный из дерева, камня либо вылепленный верующим предмет, олицетворяющий бога, духа. Идолопоклонство характерно для многобожия и уходит корнями в первобытную магию и фетишизм. Хотя совр. религии и отрицают сходство культа И., напр., с культом икон, принципиальных различий между тем и другим нет.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ИДОЛ
от греч. eidolon — доел.: образ, подобие) — предмет, изображающий, замещающий или вмещающий божество либо почитаемый в качестве последнего. Если первоначально идолами были предметы живой природы: камни, деревья, реки, животные, — то позднее, с развитием религиозных представлений, идолы различных божеств и духов получали условноизобразительную трактовку — зоо- или антропоморфную — с магической символикой цвета, орнамента, священных знаков и начертаний. Идол являлся объектом культового поклонения в политеистских религиях, прежде всего в виде жертвоприношений. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Атеистический словарь. М., 1986.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Идолы
термин, введенный Фрэнсисом Бэконом для того, чтобы подчеркнуть несвободу, зашумленность пространства творческих устремлений человека. К И. Площади, Рода, Рынка, Театра, о смысле которых можно узнать в соответствующей литературе, современные философы добавили еще и И. Школы, или Авторитета, или Академии. Если вести речь о сфере научной деятельности, то суть последних заключается в сковывании мысли начинающего свой путь в науке ученого. Ему со стороны навязываются сложившееся и потому имеющие статус предрассудка мнения авторитетных экспертов или научных школ. А их не всегда удается преодолеть и сбросить с ног как вериги, чтобы ощутить всю прелесть творчески раскованного полета мысли, в чем нередко и скрывается трагизм научного поиска.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Идол

Идол – статуя бога, его изваяние. Мы только по немногим отзывам, сохранившимся в рукописях историков тех давних времен, можем представить себе облик богов и богинь, которым поклонялись славянские пращуры. Дело в том, что большинство славянских капищ и храмов стояли в чащобах, божественные изображения были вытесаны из дерева, а значит, их не щадили ни дожди, ни ветры, ни, самое главное, пожары, которые частенько вспыхивали в лесах и деревянных городах славянских предков.
Первые рукотворные изображения богов и духов были неуклюжи, топорны, но со временем, с развитием художественных ремесел, славяне начали уделять больше внимания внеш ней красоте изображения. По отзывам древних путешественников, статуи Лады, Леля, Севы, Дидилии и многих других богов и богинь отличались необычайной красотою.

Источник: Словарь славянской мифологии

ИДОЛ
объект поклонения, кумир, изваяние или изображение божества. Поклонение И. — идолатрия (идололатрия). В философии Ф.Бэкона И. (позднелат. idolus) — предрассудки чел. сознания, препятствующие ясному и практически полезному познанию природы. Бэкон описал 4 вида И.: И. рода (ограниченность познания кол-вом и кач-вом органов чувств), И. пещеры (субъективность и пространственно-временная ограниченность познания), И. площади или форума (неоднозначность понятий и представлений, вырастающие из специфики чел. общения и взаимодействия), И. театра (преклонение перед авторитетом, доверие к общепринятым догмам). Гоббс также употребляет термины «И.», «призрак» и «привидение» (англ. ghost), обозначая ими либо демонов (с отсылкой к антич. и библейским текстам), либо, вслед за Бэконом, — эфемерные, призрачные представления, рассеивающиеся в свете естеств. разума, опирающегося на данные опыта. Лит.: Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977. Т. 1; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1991. Т. 2. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИДОЛ

(греч. eidolon, лат. idolum - небольшое изображение)- 1) в язычестве: образ бога, используемый для поклонения (идолатрии); 2) в философии: то частное и относительное, что возводится в ранг непререкаемого и абсолютного для разума, навязывается в качестве абсолютной ценности, чему воздается недолжное религиозное поклонение вместо Творца. 3) В аскетике идолом признается ум человека в состоянии гордости и самомнения, обуреваемый жаждой многоведения и любопытства. Появление идолов - "это следствие первородного греха" (Л.Джуссани). Преклоняться перед идолами, значит духовно ничего не созидать самому и разрушать то, что делают другие. 4) У св. Григория Нисского: когда познающий разум дает Богу имена и определяющие понятия, он рискует подменить ведение Бога разными идолами. 5) Тоталитарные режимы и идеологии превращают в идолов государство, нацию, расу; у либералов идолами нередко становится цивилизация и демократия; у космистов и экологистов - космос и природа; в средствах массовой коммуникации - секс, успех, сила и деньги. Идолопоклонство ведет к глупости и нравственному разложению, к порабощению человека. Идолы, появляющиеся нередко в христианской жизни, заслоняют Царство Божие. Иногда доходят до идолопоклонства перед Богом, перед традицией, перед догматической чистотой вероучения. "И Церковь может стать идолом, и для охраны Церкви можно предать огонь христианский" (о. А.Шмеман).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Идол

- так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от самих предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие; 2) вещественные предметы, вмещавшие, или же только изображавшие богов. Почитание таких предметов назыв. идолопоклонством. Первоначально И., в широком смысле, были естественные предметы: камни, небесные светила, реки, деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же антропоморфические) изображения богов (И. в тесном смысле), то связь их с божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к И., как орудиям и посредствам богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в некоторых отрывках так назыв. герметических книг (см. Гермес Трисмегист); 3) в переносном смысле слово И. употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение; 4) с этим связан тот условный смысл, в котором термин И. употребляется Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию.
Имманентность, - ый - означает пребывание в чем-нибудь, внутреннюю связь в противоположность внешней. Для религиозной философии важен вопрос об И. божества миру. Она решительно отвергается деизмом и безусловно признается чистым пантеизмом (спинозического типа); другие точки зрения признают ее с различными ограничениями и различных смыслах. - К иному значению этого слова относится поднятый Кантом вопрос об имманентном и трансцендентном употреблении нашего разума, т.е. об употреблении его в пределах, данного в опыте мира явлений, или же вне пределов его и безотносительно к опыту. Только первое (имманентное) употребление признается законным (см. Кант).
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Идолы сознания на пути к пониманию

Спирова Эльвира Маратовна
Читать PDF
0.00 байт

Идеалы и идолы в этических концепциях народников (Н. Г. Чернышевский, Н. К. Михайловский)

Кокарева Юлия Владимировна
Статья посвящена проблеме выявления специфики нравственного идеала в философии народников на примере философско-этических концепций Н.Г. Чернышевского и Н.К. Михайловского.
Читать PDF
0.00 байт

«Идолы и идеалы»: философия В. С. Соловьёва в контексте дискуссий об общественном идеале

Смазнова О. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Д. Бейтс идолы и предвидение: топография знания эпохи Просвещения

Галинская И. Л.
Читать PDF
0.00 байт

«Идолы и идеалы»: философия В. С. Соловьёва в контексте дискуссий об общественном идеале

Смазнова О. Ф.

Похожие термины:

  • Идолы (препятствия в познании)

    Ф. Бэкон выделяет четыре разновидности идолов, препятствующих познанию истины: идолы рода, племени (idola tribus), идолы пещеры (idola specus), идолы площади (idola fori), идолы театра (idola theatri). Идолы рода «вскормлен