Идолы
образ римского Святого, или фетиш нецивилизованных племен.
Источник: Теософский словарь
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский словарь.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Plachte. Symbol u. Idol, 1931.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Идол – статуя бога, его изваяние. Мы только по немногим отзывам, сохранившимся в рукописях историков тех давних времен, можем представить себе облик богов и богинь, которым поклонялись славянские пращуры. Дело в том, что большинство славянских капищ и храмов стояли в чащобах, божественные изображения были вытесаны из дерева, а значит, их не щадили ни дожди, ни ветры, ни, самое главное, пожары, которые частенько вспыхивали в лесах и деревянных городах славянских предков.
Первые рукотворные изображения богов и духов были неуклюжи, топорны, но со временем, с развитием художественных ремесел, славяне начали уделять больше внимания внеш ней красоте изображения. По отзывам древних путешественников, статуи Лады, Леля, Севы, Дидилии и многих других богов и богинь отличались необычайной красотою.
Источник: Словарь славянской мифологии
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
(греч. eidolon, лат. idolum - небольшое изображение)- 1) в язычестве: образ бога, используемый для поклонения (идолатрии); 2) в философии: то частное и относительное, что возводится в ранг непререкаемого и абсолютного для разума, навязывается в качестве абсолютной ценности, чему воздается недолжное религиозное поклонение вместо Творца. 3) В аскетике идолом признается ум человека в состоянии гордости и самомнения, обуреваемый жаждой многоведения и любопытства. Появление идолов - "это следствие первородного греха" (Л.Джуссани). Преклоняться перед идолами, значит духовно ничего не созидать самому и разрушать то, что делают другие. 4) У св. Григория Нисского: когда познающий разум дает Богу имена и определяющие понятия, он рискует подменить ведение Бога разными идолами. 5) Тоталитарные режимы и идеологии превращают в идолов государство, нацию, расу; у либералов идолами нередко становится цивилизация и демократия; у космистов и экологистов - космос и природа; в средствах массовой коммуникации - секс, успех, сила и деньги. Идолопоклонство ведет к глупости и нравственному разложению, к порабощению человека. Идолы, появляющиеся нередко в христианской жизни, заслоняют Царство Божие. Иногда доходят до идолопоклонства перед Богом, перед традицией, перед догматической чистотой вероучения. "И Церковь может стать идолом, и для охраны Церкви можно предать огонь христианский" (о. А.Шмеман).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
- так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от самих предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие; 2) вещественные предметы, вмещавшие, или же только изображавшие богов. Почитание таких предметов назыв. идолопоклонством. Первоначально И., в широком смысле, были естественные предметы: камни, небесные светила, реки, деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же антропоморфические) изображения богов (И. в тесном смысле), то связь их с божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к И., как орудиям и посредствам богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в некоторых отрывках так назыв. герметических книг (см. Гермес Трисмегист); 3) в переносном смысле слово И. употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение; 4) с этим связан тот условный смысл, в котором термин И. употребляется Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию.
Имманентность, - ый - означает пребывание в чем-нибудь, внутреннюю связь в противоположность внешней. Для религиозной философии важен вопрос об И. божества миру. Она решительно отвергается деизмом и безусловно признается чистым пантеизмом (спинозического типа); другие точки зрения признают ее с различными ограничениями и различных смыслах. - К иному значению этого слова относится поднятый Кантом вопрос об имманентном и трансцендентном употреблении нашего разума, т.е. об употреблении его в пределах, данного в опыте мира явлений, или же вне пределов его и безотносительно к опыту. Только первое (имманентное) употребление признается законным (см. Кант).
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева