Идолы (препятствия в познании)
Идолы (препятствия в познании)
Ф. Бэкон выделяет четыре разновидности идолов, препятствующих познанию истины: идолы рода, племени (idola tribus), идолы пещеры (idola specus), идолы площади (idola fori), идолы театра (idola theatri). Идолы рода «вскормлены самой человеческой природой», человеческой семьей или родом. Человеческий ум подобен кривому зеркалу, отражающему лучи от предметов; он смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает. Так, например, человеческий ум по собственной структуре придает вещи «больший порядок», нежели действительно существующий; ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет. «Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедительным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним». Идолы пещеры исходят от отдельного человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида, или воспитания и влияния других людей, или из-за книг, которые он читает, или авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений. Связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с представлениями народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слова, чтобы совершенно сбить с толку разум. Идолы площади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, «потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен». Они обусловлены общением между людьми и многозначностью понятий. Идолы театра «проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства», они обусловлены верой в авторитеты и общепризнанные теории, препятствуют прогрессу научного познания.