Тибет.) Инкарнация Будды или какого-либо Бодхисаттвы,
как полагают в Тибете, где обычно имеются пять явных и два тайных
Хутухту среди высоких Лам.
ХУТУХТУ
ХУТУХТУ
Источник: Теософский словарь
ХУТУХТА
монг. хутагт — святой) — один из титулов, к-рые носили перерожденцы («живые боги») в монг. ламаизме. Титул X., как и сама идея перерожденчества — воплощения богов и реальных лиц будд. истории в тела живых людей, заимствован из Тибета. В Монголии на начальном этапе распространения ламаизма (17 в.) X. называли светских феодалов-перерожденцев, в то время как духовные лица получали титулы гэгэн и хубилган. Позднее, с ростом экономич. могущества монг. феодалов, их дети, получая духовное образование, стали именоваться X. Со временем X. стал считаться наивысшим титулом среди лиц духовного звания. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ХУТУХТА
(монг. святой, тиб.phags pa, санскр. a–rya) — титул высших духовных наставников в Монголии и Бурятии, являющихся воплощениями прежних выдающихся деятелей. Здесь главным воплощением является Джецун Дампа Хутухта (тиб. rJe btsun dam pa khu tu khtu), первым в этой линии духовной премственности был Одур Гэгэн (1635–1723). Эта же линия называется «богдо-гэгэн». Восьмой Богдо-гэгэн умер в 1924 г., а девятого, родившегося в 1929 г., избрал Далай-лама XIV в 1991 г. В китайской Монголии называют другую линию этих воплощений, в кото рой великий тибетский учёный Таранатха (1575–1634) считается пятнадцатым воплощением, а Одур Гэгэн — шестнадцатым. Но и тибетцы, и китайцы признают эту линию духовным преемством Будды Чакрасамвары и Ваджрайогини. См. Нирмана-кайя, Тулку, Хубилган.