монг.) — титул, к-рый носили лица, занимавшие пост главы ламаистской церкви Монголии. Впервые он был присвоен в 1650 далай-ламой V сыну правителя Тушетухановского аймака Монголии. Эта акция была формой заключения союза между обладающим значит. политич. влиянием монг. ханом и иерархом школы гелугпа в Тибете. Д.-д.-х. был первым из духовных лиц Монголии, с детства предназначенным его отцом к духовной карьере, и первым, кто посетил Тибет с целью получения титула лично от далай-ламы. Одновременно с получением титула Д.-д.-х. был объявлен перерожденцем (хубилганом) Таранатхи, проповедника буддизма в Тибете, а позднее сам получил право присваивать духовные титулы. При отсутствии гос. и религ. единства Монголии Д.-д.-х. первоначально был религ. главой только Тушетухановского аймака. По мере того как аймаки Халхи, теснимые с запада воинственным джунгарским ханом Галданом, а с востока — Маньчж. империей, потеряв надежду на самостоятельность, по очереди признавали себя вассалами последней, росли значимость и лидерство Д.-д.-х В 1691 на Долоннорском съезде князей при окончательном оформлении включения всех хошунов Халхи в состав Маньчж. империи, Д.-д.-х. был назначен главой всей ламаистской церкви той части Монголии, к-рая оказалась вассалом империи. Всего в истории Монголии было 8 носителей титула Д.-д.-х. Наиб. замечательная фигура из них — первый Д.-д.-х., известный еще под двумя именами: как глава церкви Ундур-гэгэн как скульптор Дзанабадзар. Восьмым и последним Д.-д.-х. был Богдо-гэгэн, после смерти к-рого в 1924 преемственность этой линии перерожденцев в Монголии закончилась.