ГРАНИЦА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Границы
Любые непосредственно соотносящиеся сущие являются Г. друг для друга. Категориальная характеристика Г. может быть любой: пространственнной, временной, функциональной, по составу и т.д. Наличие Г. участвует в задании определенности сущего (задает его пределы) и определяет его конечность.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 219-222; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мирвоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 76; егоже. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 67.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ГРАНИЦА
то, что отделяет один предмет от другого. Г. бывает пространственная, временная и качественная. Каждый предмет содержит в себе Г. Один протяженный предмет отделен от другого частью пространства, к-рая в отношении этих предметов или нейтральна, или же входит в них как нечто общее. В ходе развития предмет прекращает во времени свое существование, после чего начинается существование нового предмета. Каждый предмет является единством определенных признаков, т.е. определенным предметом. Определенность предмета, в силу чего он есть именно этот предмет, а не другой, называется качественной Г. Граница предмета возможна лишь благодаря существованию других предметов. Г. не только разделяет предметы, но и является основой их связи: она характеризует ту сторону предмета, благодаря к-рой он зависит от др. определ. предметов, обусловливается ими. Граница предмета является показателем его конечности. Конечный предмет всегда превращается в другой предмет. Поэтому Г. по своей природе диалектична, она предполагает существование предметов и вместе с тем и их изменение. Г. Шушанашвили. Тбилиси.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГРАНИЦА
начало или конец всякого определенного бытия; межа, отделяющая нечто от иного; место прямого соприкосновения, единения и взаимопроникновения смежно сосуществующих предметов.
По своей природе Г. парадоксальна: а) разъединяя вещи, она в то же время объединяет их, становится основой их связи; пограничные контакты разных А и Б чреваты эмерджентами, неожиданными новообразованиями; б) Г., как конечности качества, присуща также потенциальная бесконечность, поскольку, переходя через нее, данное качество становится иным, превращается в другое; в) будучи одним внешним нечто каждая качественная определенность в то же время содержит внутри себя множество внутренних определенностей, граней, является единством многих признаков. В каких бы ракурсах ни рассматривалась Г., она всегда предстает чем-то неопределенным, амбивалентным - эта существенная, истинно диалектичная двойственность Г. указывает на то, что именно неопределенность и есть то, что составляет качественную определенность пограничного бытия.
Г. подразделяют на пространственные и временные, внешние и внутренние, качественные и количественные, существенные и несущественные, постоянные и изменчивые, преодолимые и непреодолимые и т. д. Вопрос о первопричинах пограничного бытия - одна из вечных загадок для человечества. Например, в философии он может ставиться как вопрос о водоразделе бытия и ничто, в социологии - как проблема маргинальности, в социальной психологии - как проблема гендерной идентичности, в политике - как обсуждение геополитических реалий, в науковедении - как задача описания пограничных синтетических наук, в физике - как задачи о силах поверхностного натяжения или скин-эффекте.
Античные мыслители по-разному объясняли причину изначальной дискретности вещей, их отделенности друг от друга Г. Демокрит усматривал предельную причину раздельности простейших качеств в принципиальной неделимости вечных атомов, а источник безграничности и бесконечной делимости видел в пустоте. Согласно Платону, Г. между материальными телами появляются благодаря действию бестелесных математических Идей. Эти особые "математические предметы" встраиваются опосредующим звеном между общими идеями и однородной материей, непосредственно воплощаясь в виде чувственно воспринимаемых контуров, очертаний и фигур определенной величины и числа, то есть тел в пространстве. Сама же по себе материя, по Платону, однородна, нерасчлененна, бескачественна - это непрерывное количество. Аристотель, напротив, непрерывное количество толкует не как неразличенную сплошность без всяких Г., но как внутри себя различенное, разграниченное, состоящее из частей. Части непрерывного количества соприкасаются друг с другом, имеют общую Г.; между ними нет заполненного инородной "сущностью" промежутка. Есть также и раздельные (прерывные) количества - их Аристотель характеризует тем, что их части не имеют общей Г. (число, речь, единицы, слоги).
Спиноза признает реальное существование Г. между вещами, но полагает, что фактическая отделенность (конечность) тел друг от друга вовсе не означает, будто тела суть разнородные субстанции. Реальные Г. между телами - это Г. между принципиально однородными частями или Г. внутри одной и той же субстанции. Это Г. внутри естественноприродной материи, а не между материей и пустотой.
Лейбниц полагает, что тело само в себе есть нечто сплошное, неопределенное и киселеобразное, к тому же лишенное движения. Все различения и Г. в телесную субстанцию вносятся энтелехией, деятельностью разума. Иногда для отождествления тел достаточно проследить совпадение их пространственных Г. во все моменты времени. Однако Г. могут быть не только пространственными, но проходить также по линии других свойств. Тогда более строго принцип тождества, по Лейбницу, формулируется так: две вещи будут тождественны в том случае, если любое качество, принадлежащее одной из них, принадлежит и другой. Отождествление есть совпадение качественных Г. вещей. Разумеется, тождество всегда есть тождество в каком-то отношении. Г. вещи есть ограниченность ее в отношении одних характеристик и не является Г. в отношении каких-либо других признаков.
Наиболее полно диалектическое учение о Г. представлено в работах Гегеля, в особенности в его "Науке логики". "Граница есть то, в чем ограничиваемые в той же мере суть, в какой и не суть..." - пишет Гегель (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 1. M., 1970, с. 237). От Г. неотделимы ее стороны - бытие и ничто. Бог и творение, положительное и отрицательное; все понятия философии, считает Гегель, могут служить примерами единства и нераздельности сторон Г. Она - не пустое пространство и не чистое бытие, а синтетическое содержание. С одной стороны, Г. - имманентное определение всякого нечто как конечного "внутри-себя-бытия". С другой стороны, Г. - это "бытие-для-иного", то есть это есть нечто со своим иным. "В границе выдвигается небытие-для-иного, качественное отрицание иного... Противоречие сразу же имеется в том, что граница как рефлектированное в себя отрицание (данного) нечто содержит в себе идеально моменты нечто и иного, и в то же время они как различенные моменты положены в сфере наличного бытия как реально, качественно различные" (там же, с. 188).
Г. - это опосредование, через которое нечто и иное есть и не есть; она одна на двоих, середина между нечто и иным, в которой они прекращаются. Они имеют свое наличное бытие по ту сторону друг друга и их Г.; Г. как небытие каждого из них есть иное обоих. В Г. нечто и иное тождественны, у них есть общее им обоим единство и различие. Нечто - не то, что другое. Когда мы определяем нечто как предел, мы тем самым уже выходим за его предел. Нечто имеет свое наличное бытие только в Г. (там же, с. 190). "Другое определение - беспокойство, приемное (всякому) нечто и состоящее в том, что в своей границе, в которой оно имманентно, нечто есть противоречие, заставляющее его выходить за свои пределы" (там же, с. 190). Г. в самом определении существует как предел. "Как долженствование нечто выше своего предела, но и наоборот, лишь как долженствование оно имеет свой предел; и то и другое нераздельны" (там же, с. 136). Г. существует, и должно переступать ее (там же, с. 313).
В Г. взаимооборачиваются активное и пассивное, субъектное и объектное. "Будучи ограничивающим, нечто, правда, низводится до того, что само оказывается ограничиваемым, однако его граница как прекращение иного в нем в то же время сама есть лишь бытие этого нечто. благодаря ей нечто есть то, что оно есть, имеет в ней свое качество" (там же, с. 189). Качественная Г. - это конец некоего данного качества; качество есть такое бытие и непосредственность, в которых Г. и определенность тождественны с бытием, количественная Г. - это что-то вроде поля, а не линии; это безразличие данного нечто к своей внешней Г., но это безразличие относительное, в рамках меры. Мера - интервал (промежуток между Г.) постоянства качественной определенности, количественные Г. которого постепенно изменяются.
Конечное - двигающееся к своему концу из-за изменения своих внутренних Г. "Нечто вместе со своей имманентной границей, полагаемое как противоречие самому себе, в силу которого оно выводится и гонится дальше себя, есть конечное" (там же, с. 191). Г. становится, укрепляется и отрицается. Становящаяся Г. есть, по Гегелю, отталкивание определенности от самой себя, порождение не того, что равно самому себе, выход за свои пределы. В этом выхождении Г. вновь возникает, снимая себя и выводя себя к следующей Г., и так далее до бесконечности (там же, с. 303).
Гегель различает Г. и "определенность". "Определенность, как таковая, принадлежит к бытию и качественному Она не граница, так что не относится к чему-то иному как к своему потустороннему, а скорее... она собственный имманентный момент всеобщего; поэтому всеобщее находится в особенности не при чем-то ином, а всецело остается при самом себе" (там же, Т. 3. M., 1972, с. 40). Когда Г. отрицается, то происходит выход за определенность. В отличие от качества с его относительно устойчивой внешней Г. сущность есть такое бытие, которое не терпит никаких границ и "есть абсолютное безразличие к границе... в ней определенности нет: определенность только положена самой сущностью" (там же, Т. 2. M., 1971, с. 9). Г. сама может иметь промежутки, интервалы, переходные моменты. Она может иметь и характер "ничто", и характер "меры". В наличном бытии ничто становится Г., через посредство которой нечто все же соотносится с чем-то иным вне его. Если мера как интервал сравнительно устойчива, то на самой Г. меры (при переходе к иной мере) - наименьшая устойчивость. Небытие предмета - те Г., за которыми данный предмет еще или уже не существует.
Проблема Г. между отдельными вещами предполагает также решение вопроса о пределе делимости пространства и времени: отделены ли контактирующие вещи квантами длины и времени или Г. объединяет их без "атомарных" промежутков? Эта проблема пока не имеет своего решения.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Семантическая граница в ранней лирике Георгия Иванова

Соколова Татьяна Сергеевна
В статье рассматривается специфика функционирования семантической границы между реальной и иллюзорной действительностью (мечтами, снами, воспоминаниями о прошлом) в структуре поэтического мира Георгия Иванова.
Читать PDF
0.00 байт

Смысловая граница между абсолютным и трансцендентальным «Я» в игре».

Шерсткина Е. А.
В статье автор подчеркивает, что свободная, трансцендентальная игра реализует себя посредством надежды на более справедливое будущее и, кроме того, имеет потенции к практической реализации.
Читать PDF
0.00 байт

«Граница» и «Предел» как два способа ограничения

Боровкова Ольга Владимировна
Усилившееся внимание к проблемам уникального, специфического, с одной стороны, и проблемам «иного» с другой, наличие так называемого «антропологического поворота» приводят к необходимости конкретизации и разведения ключевых поняти
Читать PDF
0.00 байт

Трансгрессия, граница и метафизика в учении Г. В. Ф. Гегеля

Фаритов Вячеслав Тависович
Статья посвящена анализу феномена границы в учении Г.В.Ф. Гегеля. В отличие от И.
Читать PDF
0.00 байт

Граница как основополагающая категория в осмыслении понятия меры

Кулабухов Вадим Сергеевич
Статья посвящена генезису понятия меры. Основная идея заключается в поиске общего предмета рассмотрения меры в истории философии. Таким предметом является граница. Мера в этом смысле есть указание на границы вещи.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология современных элит: рубеж, дистанция, граница

Казакова Валерия Игоревна
В статье представлен феноменологический анализ демаркационных критериев современных элит.
Читать PDF
0.00 байт

Миф как «Превращенная форма» знания и граница античного рационализма (к вопросу о генезисе науки)

Калинина Галина Николаевна
В статье представлена рефлексия выявления конкретно-исторических (реальных) предпосылок и границ генезиса науки, связанных со сложным метаморфозом «превращенных форм» знания как восполняющих замещений на границах античной рационал
Читать PDF
0.00 байт

Граница советской культуры в дискуссии об идеальном

Лобанов Юрий Сергеевич
В статье дискуссия об идеальном впервые рассмотрена как содержательное поле фундаментальных гносеологических концептов ограниченности познания в советской духовности.
Читать PDF
0.00 байт

Граница языка и вещей как смысл и событие (теория смысла Делёза)

Горбунова Алла Глебовна
В статье рассматривается теория смысла Делёза, представленная в его.Логике смысла..
Читать PDF
0.00 байт

Меняющаяся повседневность как неизменная граница познания и практики

Федотова В. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Граница истории: язык или искусство?

Нехаева Ираида Николаевна
Статья содержит позицию, проясняющую условия ограничения исторического поля посредством введения в исторический анализ определенных различий между языком и искусством.
Читать PDF
0.00 байт

Граница и камушки: о чем говорил Еврит?

Н. Д. Лечич
Читать PDF
0.00 байт

Граница между публичным и приватным: куда не должен входить кесарь

Воеводин Антон Федорович
Статья, отталкиваясь от двадцать первого стиха двадцать второй главы Евангелия от Матфея, ставит фундаментальный вопрос в области государственно-религиозных отношений: «что есть Божье, а что кесарево» и где грань между одним и дру
Читать PDF
0.00 байт

Бытие и граница

В. М. Шкарупа
Читать PDF
0.00 байт

Человек - культура - природа: "граница разума" как императив в образовании человека

Забулионите А.-К. И.
Посвящается памяти известных ученых Сыктывкара И. Е. Фадеевой и В. А. Сулимову. Современное образование рассматривается в связи с глобальными проблемами цивилизации и доктриной устойчивого развития.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ГРАНИЦА ТЕКСТА

    категория анализа художественного текста, позволяющая отделять возможный мир текста от мира объективной действительности (см. Текст). Г.Т. конституируется таким образом, что все высказывания худо
  • Нижняя граница переменного доверительного интервала

    гиперболическая кривая, полученная в результате аппроксимации нижних границ 95 %-ых доверительных интервалов, рассчитанных на эмпирических данных, собранных не менее чем за 10 – 15 временных интерв
  • Русская Православная церковь за границей

    карловацкий раскол - эмигрант. религ.-политич. группировка монархия. толка. Основана в 1921 наиболее реакц. частью рус. церк. эмиграции в г. Сремски Карловцы (Югославия). Сразу же выдвинула монархия, ло
  • Человеческое познание: его сфера и границы

    «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: ЕГО СФЕРА И ГРАНИЦЫ» («Human Knowledge: Its Scope and Limits») — одно из последних крупных философских произведений Бертрана Рассела, посвященное преимущественно вопросам эпистемологии и
  • ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ

    одно из центральных понятий персонологии, в том числе – постчеловеческой. Постигая бесконечный мир осмысленно, то есть неизбежно с какой-то позиции, с определенной точки зрения, человек оказывает
  • Условие отсутствия границ

    представление, согласно которому Вселенная конечна, но не имеет границ (в мнимом времени).
  • Границы науки

    совокупность ограничительных проблем, перед которыми останавливается наука, будучи не в состоянии их разрешить. Это проблемы, связанные с теми явлениями реальности, которые принципиально не могу