ГРАНИЦА ТЕКСТА

Найдено 1 определение
ГРАНИЦА ТЕКСТА
категория анализа художественного текста, позволяющая отделять возможный мир текста от мира объективной действительности (см. Текст). Г.Т. конституируется таким образом, что все высказывания художественного дискурса попадают в зону действия неявных, имплицитных операторов, локализующих эти высказывания (и соответственно текст) в сфере вымысла, fiction, что имеет ряд немаловажных следствий. Одним из таких следствий выступает выведение высказываний художественного дискурса из-под юрисдикции стандартных норм истинностной оценки (высказывания художественного текста истинны не вообще, а строго в рамках данного текста). Другим важным следствием является правило экзегетической текстовой локализации автора (см. Автор) и читателя, и диегетической локализации персонажей (относительное исключение — перволичностный нарратив, в котором автор-повествователь оказывается одним из персонажей — см. Нарратив). В принципе Г.Т. не может трактоваться абсолютно непреодолимой, причем пересечение границ текстового пространства в норме носит центростремительный (vs. центробежный) характер: автор (повествователь) и/или читатель в принципе могут быть введены внутрь текстового пространства, что наблюдается при традиционных внутритекстовых обращениях автора к читателю (ср. хрестоматийное пушкинское: Читатель ждет уж рифмы розы, // На вот, возьми ее скорей). В текстах с классическими принципами конструирования Г.Т. подобные фрагменты либо используются в роли инкрустаций, инкорпорированных в обычные коммуникативные структуры, либо помещаются авторами на пограничных, "отмеченных" участках текстового пространства с "приоткрытыми" границами (например, в прологах, эпилогах и т.п.), чем, собственно, лишний раз подчеркивается релевантность этих границ. В постмодерне с его установкой на программное уравнивание факта и артефакта (см. Симулякр), текста и реальности (см. Трансцендентальное означаемое) степень проницаемости Г.Т. резко возрастает, становясь предметом особого деконструктивистски ориентированного обыгрывания. Так, постмодернистский автор может занимать демонстративно двойственную позицию, логически невероятным образом бытуя и вне, и внутри текста (ср. противоречивую позицию автора, совмещающего позицию повествователя в третьеличностном нарративе и одновременно действующего лица, в романе В.Набокова "Пнин"), или, балансируя на грани Г.Т., наделять условно-литературное, пишущее "я" атрибутами реального существования в действительном мире (ср. характерные фрагменты текстов Бродского: Плачу. Вернее, пишу, что слезы // льются, что губы дрожат...; Он, будучи на многое горазд, // не сотворит — по Пармениду — дважды // сей жар в крови, ширококостный хруст, // чтоб пломбы в пасти плавились от жажды // коснуться — "бюст" зачеркиваю — уст! и т.д.), накладывая при помощи подобных демонстраций проницаемости и условности Г.Т. яркие мазки на общую постмодернистскую картину универсальной текстуализации мира. (См. Постмодернистская чувствительность.) Е.Г. Задворная

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
225.19 кб

Текст и контекст: бытие на границе

Арустамова Анна Альбертовна
В рецензии на девятый выпуск сборника «Филологический дискурс: Современные контексты языка и литературы» (Тюмень, 2011) рассматривается феномен трансгрессии в современной культуре, акцентируется проблема бытования текста в контекс
Читать PDF
151.46 кб

Границы текста как семиотическое понятие

Шатин Юрий Васильевич
В работе рассматривается семиологический статус текста. Являясь семиологической категорией, граница характеризуется основными признаками плотностью и маркированностью, определяющими особенности текста как структуры или ризомы.
Читать PDF
907.36 кб

Граница текста в автономных романах Уильяма Голдинга

Исламова Алла Каримовна
В статье подводятся итоги текстологического исследования, посвященного романам Голдинга «Воришка Мартин» и «Свободное падение».
Читать PDF
404.30 кб

О границах и горизонтах формализма (к проблеме восприятия розановских текстов)

Кашина Наталья Константиновна
Одним из первых смог выявить своеобразие розановских текстов автор манифеста формалистов В. Шкловский.
Читать PDF
817.79 кб

«Кавказский текст» русской литературы: границы описания и парадоксы восприятия

Шульженко Вячеслав Иванович
Цель исследования интерпретация литературного отображения кавказского мифа, изучение произведений, написанных разными авторами в разное время, однако, постигаемых как единый в своих основах сверхтекст. Методы.
Читать PDF
198.19 кб

Структура, границы, организация: три рефлексии по мотивам текста Т. А. Фолиевой

Антонов Константин Михайлович