итал. II Principe)произведение Макиавелли, написанное в 1513 г. и опубликованное после его смерти в 1531 г. «Государь» — политический трактат, в котором Макиавелли указывает на неспособность итальянской республики укрепить свое единство, в то время как Франция и Англия, управляемые монархией, достигли успехов в территориальном и духовном единстве. Макиавелли вырабатывает позитивную политику, основанную на принципе государственности в той мере, в какой он воплощался в личности энергичного и жестокого Цезаря Борджиа. Сочетающий смелость и осторожность, хитрость и жестокость, лишенный жалости и угрызений совести, Цезарь Борджиа является образцом сильного правителя, который один в трудные времена мог сохранить единство Италии, ставя его выше частных интересов. «Макиавеллизм», ошибочно приписываемый самому Макиавелли, представляет собой лишь описание методов Цезаря Борджиа, который смог из ничего создать современное государство.
ГОСУДАРЬ
«ГОСУДАРЬ»
Источник: Философский словарь
«ГОСУДАРЬ»
II Principe») — произведение итальянского политического писателя и историка ff. Макиавелли, принесшее ему всемирную известность. Состоит из посвящения Лоренцо Медичи, племяннику папы Льва XII и правителю Флоренции, и 26 небольших глав. Создано в июле—декабре 1513, издано в 1532 в Риме. Жанр произведения—не столько трактат, излагающий отвлеченную теорию, сколько речь, воззвание, побуждающее к конкретному действию. Заявляя, что он «намерен следовать правде не воображаемой, а действительной», Макиавелли формулирует основные принципы политического поведения «нового государя», которому надлежит освободить Италию от «варваров», т. е. от хозяйничающих в ней иноземцев, и вернуть ей свободу. Государь, желающий сохранить власть, сколь бы он ни был привержен добродетели, «должен приобрести умение отступать от добра». Ибо в мире, где правит фортуна, все подвижно и переменчиво, и сами границы между добром и злом оказываются зыбкими, неустойчивыми. В этих условиях единственный надежный критерий оценки действий государя дает их результат, коим они могут быть оправданы, однако, по Макиавелли, результат этот должен быть нацелен не на осуществление сугубо частных интересов, но на «благо отечества» — создание сильного итальянского государства. Итак, в зависимости от обстоятельств государь должен держать и проявлять себя по-разному—именно в этом будет заключаться его особенная доблесть («вирту»), заставляющая его сочетать противоположные природы («человека и зверя») и качества характера («льва и лисы»), В данном пункте своего учения Макиавелли как будто сближается с ренессансными гуманистами, признававшими за человеком способность овладеть любой природой, преобразить себя в любую сущность. Однако близость эта имеет свои пределы, ибо, по Макиавелли, человек, следуя своим природным склонностям, в действительности не способен «меняться в лад со временем и обстоятельствами», и поэтому его удача и благополучие не могут быть постоянными. В этом трагедия человека и трагизм государя.
Рус. переводы: Н. Курочкина («Государь») и Ф. Заглера («Монарх»; оба 1869); С. М. Роговина (М., 1910); М. С. Фелвдштейна («Князь», 1934).
Лит.: Хлодовскии Р. И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавелли: трагедия «Государя».—В сб.: Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981, с. 133—157; GilbertA. N. Machiavellis Prince and its forerunners. Durham, 1938; Dotti U. Niccolo Machiavelli: La fenomenologia del potere. Mil., 1979.
О. Ф. Кудрявцев
Рус. переводы: Н. Курочкина («Государь») и Ф. Заглера («Монарх»; оба 1869); С. М. Роговина (М., 1910); М. С. Фелвдштейна («Князь», 1934).
Лит.: Хлодовскии Р. И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавелли: трагедия «Государя».—В сб.: Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981, с. 133—157; GilbertA. N. Machiavellis Prince and its forerunners. Durham, 1938; Dotti U. Niccolo Machiavelli: La fenomenologia del potere. Mil., 1979.
О. Ф. Кудрявцев
Источник: Новая философская энциклопедия