ГАВРИИЛ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГАВРИИЛ
В о с к р е с е н с к и й, Василий Николаевич, 1795–10 мая 1868) – рус. теолог, автор "Истории философии" (ч. 1–6, 1837–40, 2 изд. 1839–40), две последние части к-рой были посвящены рассмотрению вост. (в т. ч. инд. и китайской) и рус. философии. Отрицая связи рус. философии с зап.-европейской, Г. с ложных теологич. позиций пытался обосновать специфически религ. характер рус. философии. В соч. "Философия правды" (1843) Г. рассматривал религ. верование как "истинную основу прав и порядка между людьми и народами" (с. 10). Учеником Г. был М. Погодин.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Гавриил
иуд., христ.) – «божья сила» – один из старших ангелов, архангел, являющийся преимущественно вестником, раскрывающим смысл пророческих видений и объявляющим божественную волю. В видениях пророка Даниила он появляется, чтобы «научить разумению». Г. появляется в храме у жертвенника Захарии, чтобы предсказать рождение и служение Иоанна Крестителя. Он является к деве Марии и сообщает ей, что она избрана родить мессию посредством непорочного зачатия «отдуха святого». Г. приписывают власть над стихиями огня и воды, в некоторых источниках он назван старшим над раем и обитающими там существами.

Источник: Мифологический словарь

ГАВРИИЛ
Согласно гностикам, "Дух" или Христос, "вестник жизни", и
Гавриил - суть одно. Первого "иногда называют Ангелом Гавриилом -
"могущественным от Бога", по-еврейски", а у гностиков он занимал
место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном Жизни
(см. "Irenaeus", I, xii). Поэтому мы находим, что Теодорет
говорит (в "Haeret. Pab.", II, vii): "Еретики согласны с нами
(христианами) в отношении начала всех вещей... но они говорят,
что существует не один Христос (Бог), но один вверху и другой -
внизу. И что этот последний прежде жил во многих; и что Иисус -
говорят они в одном случае - от Бога, но в другом они называют
его Духом". Ключ к этому дан в эзотерической философии. "Дух" у
гностиков экзотерически был женской силой, он был лучом,
исходящим из Высшего Манаса, Эго, и тем, что эзотерики
рассматривают как Кама-Манас, или низшее личное Эго, которое в
каждом человеческом существе излучается Высшим Эго или Христосом,
богом внутри нас. Потому они были правы, говоря: "Существует не
один Христос, но один вверху и другой - внизу." Каждый изучающий
Оккультизм поймет это, как и то, что Гавриил - или
"могущественный от Бога" - един с Высшим Эго. (См. "Разоблаченная
Изида".)

Источник: Теософский словарь

ГАВРИИЛ
евр. gabriel, «сила Божья» или «человек Божий»), в иудаистических, христианских, а также мусульманских представлениях один из старших Ангелов (в христианстве Архангел). Если всякий Ангел есть «вестник» (по буквальному значению греч. слова), то Г. — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8:1626; 9, 2127), где призван «научить разумению» пророка. В новозаветных текстах Г., явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как «предтечи» Иисуса Христа (Лк. 1:920); явившись Деве Марии, он предсказывает рождение Христа и Его мессианское достоинство и велит дать Ему имя «Иисус» (1:2638. см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. приписана также особая власть над стихиями — либо над огнем (раввинистический трактат «Песахим» 118а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трех отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат «Санхедрин» 95Ь). В апокрифической «Книге Еноха» Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхъестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже вне сцены Благовещения с белой лилией в руках — символом непорочности Девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестника в контексте идеи теократической державы: в «Песни о Роланде» Г. возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всем мире.

Источник: София-Логос. Словарь

Гавриил
евр. gabri´el, «сила Божья» или «человек Божий»), в иудаистических, христианских, а также мусульманских представлениях один из старших Ангелов (в христианстве - Архангел). Если всякий Ангел есть «вестник» (по буквальному значению греч. слова), то Г. — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8:16-26; 9, 21-27), где призван «научить разумению» пророка. В новозаветных текстах Г., явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как «предтечи» Иисуса Христа (Лк. 1:9-20); явившись Деве Марии, он предсказывает рождение Христа и Его мессианское достоинство и велит дать Ему имя «Иисус» (1:26-38. см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. приписана также особая власть над стихиями — либо над огнем (раввинистический трактат «Песахим» 118а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трех отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат «Санхедрин» 95Ь). В апокрифической «Книге Еноха» Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхъестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже вне сцены Благовещения с белой лилией в руках — символом непорочности Девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестника в контексте идеи теократической державы: в «Песни о Роланде» Г. возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всем мире. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Гавриил Вдовин: композитор, педагог

Байметов Р. Р.
Читать PDF

ГАВРИИЛ VS GABRIEL: ДВЕ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА ГЛИКМАНА

Мамонова Ирина Геннадьевна
Статья посвящена Гавриилу Гликману (1913–2003), официально признанному скульптору-соцреалисту и неофициальному живописцу-«экспрессионисту»: до эмиграции в 1980 г. обе линии существовали в творчестве художника параллельно.
Читать PDF

Гавриил Семенович Зайцев и Николай Иванович вавилов

Баутин В. М.
Читать PDF

«я работаю и делаю дело. . . » (Гавриил Кириллович Хворостин. 1900-1938)

Аврус А.И.
Статья посвящена деятельности директора Саратовского университета Г.К. Хворостина, который за два года работы сумел поднять уровень университета.
Читать PDF

2016. 04. 038. Гавриил державин: диалектика времен и культур: сборник научных материалов. - Казань:

Бабенко О.В.
Читать PDF

Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, как церковно-общественный деятель: по поводу ст

И. Покровский
Читать PDF

Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, как церковно-общественный деятель: по поводу ст

И. Покровский
Читать PDF

Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (род. 1730 г., ум. 1801 г.) в первые

Б. В. Титлинов
Читать PDF

Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (род. 1730 г., ум. 1801 г.) в первые

Б. В. Титлинов
Читать PDF

Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в бытность епископом Тверским (1763-

Б. В. Титлинов
Читать PDF

Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в бытность епископом Тверским (1763-

Б. В. Титлинов
Читать PDF

Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в бытность епископом Тверским (1763-

Б. В. Титлинов

Похожие термины:

  • БАТЕНЬКОВ Гавриил Степанович

    (25 марта 1793 – 29 окт. 1863) – рус. философ-идеалист, декабрист. Окончил 2-й кадетский корпус в Петербурге, участвовал в Отечеств. войне 1812 и заграничном походе. В 1825, оставив службу, занялся историей, прав
  • БУЖИНСКИЙ Гавриил

    1680, Правобережная Украина - 14(25).04. 1731, Москва) - церковный деятель и философ. После обучения в Киево-Могилянской академии Б. с 1706 г. по настоянию Стефана Яворского переводится в Москву. С 1709 по 1711 г. Б. п
  • Державин, Гавриил Романович

    1743 - 1816) - начал свою поэтическую деятельность одами, в которых старался подражать Ломоносову. Однако, начиная с "Фелицы", оды в честь Екатерины II, торжественный тон ломоносовской лирики постепенно у
  • ШЕРШЕНЕВИЧ Гавриил Феликсович

    1.01.1863, Херсонская губ. - 31.08.1912) - социолог, правовед, философ. Окончил Казанский ун-т, где после защиты магистерской, а затем докторской диссертаций преподавал с 1888 по 1906 г. на кафедре гражданского пра
  • ГЕОРГИЕВ Гавриил

    1870–1917) – один из основателей болг. с.-д. рабочей партии, близкий соратник Благоева. Длит. время был членом ЦК партии "тесных" социалистов и возглавлял парт. органы "Работник", "Социалист", "Работническ
  • Васкес Гавриил

    испанский иезуит, род. в 1551 г., преподавал богословие и философию в Алкале и других высших училищах. Написал сочинение: "Disquisitiones metaphysicae" и комментарий к "Summa" Фомы Аквинского. Умер в Риме, в 1604 г. Собран
  • КИКОДЗЕ Гавриил Максимович

    (28 нояб. 1825 – 28 марта 1896) – груз. педагог, психолог и обществ. деятель. Проф. физико-математич. наук (с 1851). Род в с. Бахви Озургетского уезда. Окончил Петербургскую духовную академию (1849). В кн. "Основани