ГАВРИИЛ
ГАВРИИЛ
В о с к р е с е н с к и й, Василий Николаевич, 1795–10 мая 1868) – рус. теолог, автор "Истории философии" (ч. 1–6, 1837–40, 2 изд. 1839–40), две последние части к-рой были посвящены рассмотрению вост. (в т. ч. инд. и китайской) и рус. философии. Отрицая связи рус. философии с зап.-европейской, Г. с ложных теологич. позиций пытался обосновать специфически религ. характер рус. философии. В соч. "Философия правды" (1843) Г. рассматривал религ. верование как "истинную основу прав и порядка между людьми и народами" (с. 10). Учеником Г. был М. Погодин.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Гавриил
иуд., христ.) – «божья сила» – один из старших ангелов, архангел, являющийся преимущественно вестником, раскрывающим смысл пророческих видений и объявляющим божественную волю. В видениях пророка Даниила он появляется, чтобы «научить разумению». Г. появляется в храме у жертвенника Захарии, чтобы предсказать рождение и служение Иоанна Крестителя. Он является к деве Марии и сообщает ей, что она избрана родить мессию посредством непорочного зачатия «отдуха святого». Г. приписывают власть над стихиями огня и воды, в некоторых источниках он назван старшим над раем и обитающими там существами.
Источник: Мифологический словарь
ГАВРИИЛ
Согласно гностикам, "Дух" или Христос, "вестник жизни", и
Гавриил - суть одно. Первого "иногда называют Ангелом Гавриилом -
"могущественным от Бога", по-еврейски", а у гностиков он занимал
место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном Жизни
(см. "Irenaeus", I, xii). Поэтому мы находим, что Теодорет
говорит (в "Haeret. Pab.", II, vii): "Еретики согласны с нами
(христианами) в отношении начала всех вещей... но они говорят,
что существует не один Христос (Бог), но один вверху и другой -
внизу. И что этот последний прежде жил во многих; и что Иисус -
говорят они в одном случае - от Бога, но в другом они называют
его Духом". Ключ к этому дан в эзотерической философии. "Дух" у
гностиков экзотерически был женской силой, он был лучом,
исходящим из Высшего Манаса, Эго, и тем, что эзотерики
рассматривают как Кама-Манас, или низшее личное Эго, которое в
каждом человеческом существе излучается Высшим Эго или Христосом,
богом внутри нас. Потому они были правы, говоря: "Существует не
один Христос, но один вверху и другой - внизу." Каждый изучающий
Оккультизм поймет это, как и то, что Гавриил - или
"могущественный от Бога" - един с Высшим Эго. (См. "Разоблаченная
Изида".)
Гавриил - суть одно. Первого "иногда называют Ангелом Гавриилом -
"могущественным от Бога", по-еврейски", а у гностиков он занимал
место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном Жизни
(см. "Irenaeus", I, xii). Поэтому мы находим, что Теодорет
говорит (в "Haeret. Pab.", II, vii): "Еретики согласны с нами
(христианами) в отношении начала всех вещей... но они говорят,
что существует не один Христос (Бог), но один вверху и другой -
внизу. И что этот последний прежде жил во многих; и что Иисус -
говорят они в одном случае - от Бога, но в другом они называют
его Духом". Ключ к этому дан в эзотерической философии. "Дух" у
гностиков экзотерически был женской силой, он был лучом,
исходящим из Высшего Манаса, Эго, и тем, что эзотерики
рассматривают как Кама-Манас, или низшее личное Эго, которое в
каждом человеческом существе излучается Высшим Эго или Христосом,
богом внутри нас. Потому они были правы, говоря: "Существует не
один Христос, но один вверху и другой - внизу." Каждый изучающий
Оккультизм поймет это, как и то, что Гавриил - или
"могущественный от Бога" - един с Высшим Эго. (См. "Разоблаченная
Изида".)
Источник: Теософский словарь
Гавриил
евр. gabri´el, «сила Божья» или «человек Божий»), в иудаистических, христианских, а также мусульманских представлениях один из старших Ангелов (в христианстве - Архангел). Если всякий Ангел есть «вестник» (по буквальному значению греч. слова), то Г. — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8:16-26; 9, 21-27), где призван «научить разумению» пророка. В новозаветных текстах Г., явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как «предтечи» Иисуса Христа (Лк. 1:9-20); явившись Деве Марии, он предсказывает рождение Христа и Его мессианское достоинство и велит дать Ему имя «Иисус» (1:26-38. см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. приписана также особая власть над стихиями — либо над огнем (раввинистический трактат «Песахим» 118а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трех отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат «Санхедрин» 95Ь). В апокрифической «Книге Еноха» Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхъестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже вне сцены Благовещения с белой лилией в руках — символом непорочности Девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестника в контексте идеи теократической державы: в «Песни о Роланде» Г. возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всем мире. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь