1680, Правобережная Украина - 14(25).04. 1731, Москва) - церковный деятель и философ. После обучения в Киево-Могилянской академии Б. с 1706 г. по настоянию Стефана Яворского переводится в Москву. С 1709 по 1711 г. Б. преподает философию в Славяно-греко-латинской академии. Курс Б. до нашего времени полностью не сохранился. В 1714 г. Б. вызывают в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь. В 1718 г. он становится обер-иеромонахом российского флота, с 1721 г. - настоятелем монастыря в Костроме, а затем и Троице-Сергиевой лавры, с 1726 г. - епископом Рязанским и Муромским. В 1728 г. Б. обвинили в отступлении от православия и он 2 г. провел под следствием, в 1730 г. был оправдан, но из-за болезни не смог выехать ни в Петербург, ни в свое епископство. Историки философии относят Б. к представителям раннего рус. Просвещения, группировавшимся вокруг Феофана Прокоповича. Сам Б. понимал просвещение как накопление твердых положительных знаний, не противоречивших догматам православной церкви (или христианству в целом). В отличие от таких деятелей раннего рус. Просвещения, как Феофилакт (Лопатинский), Б. активно поддерживал церковную реформу Петра I и вообще тяготел к реформаторству. Из дошедших до нас произв. Б. заслуживают упоминания проповеди и переводы. Из проповедей наиболее известны "Слово в похвалу Санкт-Петербурга" (1717) и "Слово на день годичного поминовения государя Петра Великого, проповеданное над гробом его" (1726; в 1729 г. вышло в Лондоне в англ. на лат. пер.). Б. переводил Эразма Роттердамского ("Разговоры дружеские", 1716) и В. Стратемана ("Феатрон и позор исторический", 1724). Его заслугой является также ознакомление рус. читателей с трудами теоретика естественного права С. Пуффендорфа. Б. перевел его работу "Введение в историю европейскую" (перевод этот выдержал 2 изд. в 1718 и 1724 гг.) и отредактировал перевод кн. "О должности человека и гражданина", принадлежавший И. Кречетовскому (1726). Исследователи считают, что идеи В., пытавшегося соединить православное учение Иоанна Дамаскина и Дионисия Псевдо-Ареопагита с достижениями совр. ему науки, оказали опосредованное влияние на таких мыслителей, как Платон (Левшин), Хомяков, В. С. Соловьев, Флоренский.