ФОРМА
Литература: [112, 126].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
/D/ Form /Е/ Form /F/ Forme /Esp/ Forma
Философская категория, отражающая способ выражения и существования содержания, способ деятельного отношения субъекта с объектом, границы различия одного содержания от другого. Форма и содержание есть моменты одного и того же отношения. Формы содержательные, зависят от содержания, неотделимы от него. Изменение содержания ведет к неизбежному самоотрицанию прежних форм отношений. В этом отношении форма играет активную роль в процессе развития содержания, ускоряя или замедляя его.
Источник: Философия, практическое руководство
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
- термин, обозначавший в древней философии стабильное, организующее, повторяющееся в явлениях, вещах, событиях. В античной философии концепция формы включает ряд различных ее истолкований. В атомистических учениях Демокрита, Эпикрура, Левкиппа форма выражала пространственно организованную структуру тела. Платон под формой понимает определенную целостность, не сводимую к пространственной организации. Эту целостность он называет идеей /эйдосом/. Одновременно она квалифицируется Платоном как мужское, определяющее, активное начало.
Рождение многообразного мира вещей он объясняет соединением материи и формы, мужского и женского начал, активной идеи и пассивного материала.
Аристотель представлял форму как определенность предмета, тождественную сущности вещи. Допуская существование неоформленной материи и нематериальной формы, он подчеркивал их тесную связь и относительность их различия.
Средневековые схоласты истолковали концепцию формы античных философов в телеологическом смысле. Они представляли бытие как строго упорядоченную систему форм, восходящих к Богу, как первоформе, как творческий акт порождения Богом всего сущего.
Источник: Философия, практическое руководство
- то, что налагает на вещь определенный способ бытия, является принципом ее упорядоченности, структурированности, качественной определенности, завершенности. У Аристотеля и у Фомы Аквинского форма активна, она организует материю вещи, дает индивидуальной вещи реальное бытие. Если форма актуальна, то материя только потенциальна, ее "актуализирует" форма, чтобы возникла вещь. Формы постижимы разумом и благодаря этому вещи постигаемы. Формы различаются по степени охвата бытия и иерархически подразделяются. Нижележащие формы становятся чем-то вроде материи для форм вышележащих. Высшая Форма всех форм - бестелесный Ум у Аристотеля, который дает формы всем вещам. В томизме, в отличие от Аристотеля, Бог дает вещам не только формф, но и бытие. В новоевропейской философии распространилось иное понимание формы как чего-то, не выражающего сути вещей, вторичного и внешнего по отношению к содержанию; последнее должно само определять свои формы, менять худшие на лучшие и пр. В таком понимании устойчивые вещи предстают чем-то косным, а значит, препятствующим их обновлению. Приняв такое противопоставление, Гегель заявил, что разумное логичное мышление пригодно лишь для познания внешних форм, но для понимания содержания в его динамике требуется особая диалектика. За пределами гегельянства эта точка зрения не была признана удовлетворительной.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
и отношениями этих предметов, процессов, явлении. Отсюда следует, что 1) понятие формы всегда относительно (то есть имеет смысл только к определенному, фиксированному содержанию); 2) не существует абсолютной формы или «формы в себе». Нечто является формой по отношению к одному содержанию, но всегда может быть рассмотрено как содержание в другом отношении. Например, такие геометрические формы тел как квадрат, окружность, треугольник сами обладают некоторым содержанием (свойствами, отношениями), которое изучается в геометрии. Более того, все они являются только содержанием по отношению к понятию «геометрическая форма». Логические формы, которые могут иметь различные по содержанию суждения и выводы, имеют некоторые содержательные различия в рамках более общего понятия «логическая форма» и изучаются в логике. Форма всегда фиксирует в предметах нечто общее, инвариантное и потому ее нахождение и описание является одной из главных задач науки. В этом смысле наука может быть определена, как стремление к пониманию любого содержания с позиций некоторой формы. Одной из важнейших формальных характеристик объектов и процессов являются их количественные свойства и отношения. Количество — приоритетный вид формы для научного познания действительности. (См. количество, качество, структура).
Может ли быть форма без материи? Это будет уже не форма, а идея (по‑гречески eidos) или Бог. Здесь от Аристотеля мы переходим к Платону, вернее, должны были бы перейти, будь форма чем‑нибудь иным, а не абстракцией.
У Канта форма это то, что формирует, т. е. то, что, исходя из субъекта, организует материю ощущения. Таковы чувственные формы (пространство и время) или формы рассудка (категории). Остается выяснить, существуют ли эти формы независимо от материи, как полагал Кант, или они суть всего лишь следствие способности материи к самоорганизации, проявляющейся в нас. В этой точке берет начало выбор между идеализмом и материализмом, между трансцендентностью формы и имманентностью структуры.
Источник: Философский словарь.
J. Geyser. Eidologie oder Philos, als F. erkenntnis, 1921; E. Cassirer. Philos, der symbol. F.en, I—III, 1923—1929;K. Vietor. Geist u. F. — Aufsätze zur dt. Literaturgesch., 1952; D. C. Williams. F. and Matter, in: Philos. Rev., 67 (1958); J. A. Robinson. Logic: F. and Function. The Mechanization of Deductive Reasoning, Edinburgh, 1979.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Понятие формы играло важную роль в древнегреческой философии. Платон считал, что форма (идея) то неизменное в предмете, к-рое следует рассматривать отдельно от всех возможных его изменений, доступных чувственному восприятию.
Аристотель соглашался с Платоном в том, что помимо предметов, доступных чувственному опыту, должно существовать и нечто иное, и признавал существование универсалий, но из этого не следует, что универсалии Аристотеля это формы и идеи Платона. Аристотель отверг формы Платона, поскольку они оказались совершенно ненужными в разработанном им учении о субстанции (сущности), в к-ром он различает первые сущности (единичный человек, лошадь и проч.) и вторые сущности (роды и виды, к крым принадлежат индивидуальные предметы).
Средневековые мыслители различали несколько видов форм, важнейшими из крых считались (1) "субстанциальные формы", или принципы, определяющие первичную материю той или иной конкретной единичной вещи; (2) "акцидентальные формы", крые наделяют различные субстанции к.л. акцидентальным модусом бытия, напр. "белизной" или "величием"; (3) "отделенные формы ", крые существуют отдельно от материи, как ангелы, а также человеческие души после смерти.
В современной философии понятие формы употребляется применительно к мышлению, поскольку оно опирается на субъектную структуру человеческого разума. Кант говорит о двух формах чувственного восприятия (пространство и время) и о формах рассудочного мышления (12 "категорий": единство, множество, всеобщность и проч.), крые имеют априорный характер, т.е. имеются у нас до и вне всякого опыта.
К-ром е того, в настоящее время форма выступает как синоним структуры и противопоставляется бесформенному и неструктурированному. Не так давно некрые люди стали призывать к новому, неструктурному типу христианства, свободному от церковной традиции, унаследованной от прошлого. Однако это движение вызвало волну критических отзывов, в крых подчеркивается, что Бог Библии это Бог Авраама, Моисея, апостолов и всей послеапостольской Церкви. Это всеохватывающая форма/структура, края объединяет нас всех во Христе и связывает с Его Вселенской Церковью.
М.Н. Macdonald (пер. В. Р.) Библиография: Plato,Phaedo; Aristotle, Physics, Metaphysics, On the Ideas; I. Kant, Critique of Pure Reason; J. R. W. Stott, Basic Christianity and Balanced Christianity; N. Wolterstorff, On Universals: An Essay in Ontology.
См. также: Существование, Экзистенция, Бытие; Сущность.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. Форма - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама?" - вопрос пока (в данной работе) открытый.
Формы третьей вещи все время меняются - сущности же второй и третьей вещей остаются при этом без изменения. Особенностью отношения между формой и содержанием является то, что содержание может быть реализовано различными формами. Если это не так, то мы имеем дело с другим отношением и говорить о форме уже нельзя.
Меняются формы ведения войн, управления большими массами людей, присвоения прибавочной стоимости, мошенничества и грабежа и т.д.
По литературным данным:
Форма - способ организации и способ существования вещи (предмета, процесса, явления) [2]. Определение достаточно непонятное, так как не определен термин способ (в философском словаре [2] его нет, в философской энциклопедии [1] тоже). В связи с этим мы будем вынуждены дать свое определение термина способ. Но сам факт применения неопределенного термина через который определяются другие базовые философские категории в справочной (!) литературе заставляет усомниться в доброкачественности учения. Такое состояние можно охарактеризовать как кризис философии.
Существуют мир форм (идей) и мир вещей [1] (это сказал не я -В.Г.). Уже Платон подчеркивал устойчивость формы по сравнению с содержанием и ее активность. В современной философии проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Следует отметить, что мысль о том, что форма активна, сомнений не вызывает, что устойчива по сравнению с содержанием - вопрос.
Можно также считать, что содержание - функция формы. В последнем случае мы можем различать: форму и содержание третьей вещи, и содержание формы (форма формы, содержание формы - третья вещь).
Ассоциативный блок.
Форма - область топологических эффектов.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений