ФОРМА

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФОРМА
внешнее выражение содержания.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ФОРМА
см. Содержание и форма в искусстве.

Источник: Эстетика: Словарь

ФОРМА
см. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА, ГИЛЕОМОРФИЗМ

Источник: Новейший философский словарь

ФОРМА
внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания, а также строение, структура, определенный порядок предмета или порядок протекания процесса.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ФОРМА
устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан таким образом с понятием структура.
Литература: [112, 126].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Форма
философская категория, употребляющаяся для обозначения специфической организации содержания; понятие, связанное с понятием структуры; Форма - есть способ существования, содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета. В 70-х гг. XX в. структуру вещей иногда трактовали как их внутреннюю форму.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Форма
от лат. forma) — 1) наружный вид, внешнее очертание; 2) способ существования и выражения какого-либо содержания; 3) (в математике) многочлены от нескольких переменных и определенной степени — по числу переменных различают бинарные формы (для двух), тринарные формы (для трех) и т. д., по степени различают линейные формы (для степени 1), квадратичные (для 2), кубичные (для 3) и т. д. формы.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ФОРМА
[лат. forma] – 1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 2) внешнее выражение какого-л. содержания (см. Содержание и форма); 3) установленный образец чего-л. (напр., написать отчет по форме); 4) приспособление для придания чему-л. определенных очертаний; 5) одинаковая по цвету и покрою одежда (напр., форма военнослужащих); 6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения (напр., стихотворная форма).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ФОРМА
концепт философии Аристотеля (см.). Он понимал под Ф. последнее видовое различие вещи, то, что ее отличает от других вещей. Учение о Ф. способствовало развитию теории понятий. При желании сохранить концепт «Ф.» придется интерпретировать его как совокупность конкретных признаков вещи, ибо именно они позволяют отличить ее от других объектов. Слово «Ф.» часто используется в качестве синонима к выражениям «геометрические очертания» и «разновидность». Такое словоупотребление не приводит к каким-либо концептуальным приобретениям.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Форма

/D/ Form /Е/ Form /F/ Forme /Esp/ Forma
Философская категория, отражающая способ выражения и существования содержания, способ деятельного отношения субъекта с объектом, границы различия одного содержания от другого. Форма и содержание есть моменты одного и того же отношения. Формы содержательные, зависят от содержания, неотделимы от него. Изменение содержания ведет к неизбежному самоотрицанию прежних форм отношений. В этом отношении форма играет активную роль в процессе развития содержания, ускоряя или замедляя его.

Источник: Философия, практическое руководство

ФОРМА
лат. forma) – способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Уже начиная с Платона в философии подчеркивается устойчивость Ф. по сравнению с веществ. содержанием и ее активность. В философии нового времени и особенно у Канта было показано не только онтологическое, но и гносеологич. значение категории Ф. как фактора организации процесса познания. У Гегеля важную роль играло различение внешней и внутр. Ф. (см. "Энциклопедия филос. наук", в кн.: Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 223–26). В совр. лит-ре проблематика Ф. нередко перерастает и получает дальнейшее развитие в категории структуры. См. также Форма и содержание.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Форма
(лат. forma – модель, представление, способ) – 1. Категория, введенная в философию Аристотелем, характеризующая активное начало бытия (субстанцию), придающее ему определенность. По Аристотелю, форма – это то, что делает вещь такой, какой она есть, чем она становится; для чего эта вещь предназначена (какова ее цель). Форма у Аристотеля активна и соотносится с материей – субстратом, пассивным началом и второй составной частью субстанции; под субстанцией Аристотель понимал каждую вещь. Аристотель писал об иерархии форм; в фундаменте этой иерархии лежит чистая материя, а на вершине – чистая форма или форма всех форм, т. е. Бог. Аналогичную позицию занимал Фома Аквинский. 2. В логике: формула или функция, относящаяся к выражениям, содержащим переменные величины (после замены их постоянными получаются конкретные предложения) (см. Формализм). 3. В искусстве, теории искусства, эстетике: совокупность изобразительных средств художественного произведения. 4. Наружный вид, внешние очертания. 5. Установленный образец чего-либо, шаблон.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Форма
внешние очертания, которыми одна вещь отделяется от другой. Но форма может быть и внутренней, т. е. невидимой, но только мыслимой, понимаемой. И в этом смысле форма отличается от самого вещества или содержания: можно излагать одну и ту же мысль или в форме стихов, или в прозе, или в речи, или в рассуждении. Но та форма самая лучшая, которая возникает из естественной концепции, свойственной какому-нибудь лицу. В философии под формами разумеются, во-первых, те как бы углы внутреннего зрения, например, качества, количества, причины и действия и т. д., под которыми нам свойственно рассматривать все вещи: так, например, можно рассматривать одну и ту же вещь или как причину, или действие, или со стороны ее качества, количества и т. д. Во-вторых, под формами разумеют в логике — понятия, суждения и умозаключения, в которых мы приводим в единство многоразличный данный материал, и самые эти единства потом рассматриваем в каких-нибудь соотношениях. Под формою обучения разумеют способ передачи ученику предмета обучения. Подобная форма может быть изустная и письменная, а первая бывает или вопросительная с разными оттенками, или акроаматическая (см.).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Форма
(forma, μορφή образ, вид) — внешние очертания, которыми одна вещь отделяется от другой. Но форма может быть и внутренней, т. е. невидимой, но только мыслимой, понимаемой. И в этом смысле форма отличается от самого вещества или содержания: можно излагать одну и ту же мысль или в форме стихов, или в прозе, или в речи, или в рассуждении. Но та форма самая лучшая, которая возникает из естественной концепции, свойственной какому-нибудь лицу. В философии под формами разумеются, во-первых, те как бы углы внутреннего зрения, например, качества, количества, причины и действия и т. д., под которыми нам свойственно рассматривать все вещи: так, например, можно рассматривать одну и ту же вещь или как причину, или действие, или со стороны ее качества, количества и т. д. Во-вторых, под формами разумеют в логике — понятия, суждения и умозаключения, в которых мы приводим в единство многоразличный данный материал, и самые эти единства потом рассматриваем в каких-нибудь соотношениях. Под формою обучения разумеют способ передачи ученику предмета обучения. Подобная форма может быть изустная и письменная, а первая бывает или вопросительная с разными оттенками, или акроаматическая (см.).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Форма

- термин, обозначавший в древней философии стабильное, организующее, повторяющееся в явлениях, вещах, событиях. В античной философии концепция формы включает ряд различных ее истолкований. В атомистических учениях Демокрита, Эпикрура, Левкиппа форма выражала пространственно организованную структуру тела. Платон под формой понимает определенную целостность, не сводимую к пространственной организации. Эту целостность он называет идеей /эйдосом/. Одновременно она квалифицируется Платоном как мужское, определяющее, активное начало.
Рождение многообразного мира вещей он объясняет соединением материи и формы, мужского и женского начал, активной идеи и пассивного материала.
Аристотель представлял форму как определенность предмета, тождественную сущности вещи. Допуская существование неоформленной материи и нематериальной формы, он подчеркивал их тесную связь и относительность их различия.
Средневековые схоласты истолковали концепцию формы античных философов в телеологическом смысле. Они представляли бытие как строго упорядоченную систему форм, восходящих к Богу, как первоформе, как творческий акт порождения Богом всего сущего.

Источник: Философия, практическое руководство

ФОРМА

- то, что налагает на вещь определенный способ бытия, является принципом ее упорядоченности, структурированности, качественной определенности, завершенности. У Аристотеля и у Фомы Аквинского форма активна, она организует материю вещи, дает индивидуальной вещи реальное бытие. Если форма актуальна, то материя только потенциальна, ее "актуализирует" форма, чтобы возникла вещь. Формы постижимы разумом и благодаря этому вещи постигаемы. Формы различаются по степени охвата бытия и иерархически подразделяются. Нижележащие формы становятся чем-то вроде материи для форм вышележащих. Высшая Форма всех форм - бестелесный Ум у Аристотеля, который дает формы всем вещам. В томизме, в отличие от Аристотеля, Бог дает вещам не только формф, но и бытие. В новоевропейской философии распространилось иное понимание формы как чего-то, не выражающего сути вещей, вторичного и внешнего по отношению к содержанию; последнее должно само определять свои формы, менять худшие на лучшие и пр. В таком понимании устойчивые вещи предстают чем-то косным, а значит, препятствующим их обновлению. Приняв такое противопоставление, Гегель заявил, что разумное логичное мышление пригодно лишь для познания внешних форм, но для понимания содержания в его динамике требуется особая диалектика. За пределами гегельянства эта точка зрения не была признана удовлетворительной.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ФОРМА
свойства и отношения определенных процессов, явлений, одинаковые (изоморфные) для них и не связанные однозначно с другими свойствами
и отношениями этих предметов, процессов, явлении. Отсюда следует, что 1) понятие формы всегда относительно (то есть имеет смысл только к определенному, фиксированному содержанию); 2) не существует абсолютной формы или «формы в себе». Нечто является формой по отношению к одному содержанию, но всегда может быть рассмотрено как содержание в другом отношении. Например, такие геометрические формы тел как квадрат, окружность, треугольник сами обладают некоторым содержанием (свойствами, отношениями), которое изучается в геометрии. Более того, все они являются только содержанием по отношению к понятию «геометрическая форма». Логические формы, которые могут иметь различные по содержанию суждения и выводы, имеют некоторые содержательные различия в рамках более общего понятия «логическая форма» и изучаются в логике. Форма всегда фиксирует в предметах нечто общее, инвариантное и потому ее нахождение и описание является одной из главных задач науки. В этом смысле наука может быть определена, как стремление к пониманию любого содержания с позиций некоторой формы. Одной из важнейших формальных характеристик объектов и процессов являются их количественные свойства и отношения. Количество — приоритетный вид формы для научного познания действительности. (См. количество, качество, структура).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Форма
Допустим, перед нами статуя Аполлона. Вслед за Аристоте лем мы можем различить в ней материю (мрамор, из которого она сделана) и форму (ту, которую придал ей скульптор). Мы понимаем, что форма – это цель, к которой стремится труд скульптора (материя – всего лишь вещество, отправная точка) и достигнув которой он останавливается. Но форма является также сущностью, основным качеством. Что это такое? Статуя Аполлона. Из той же глыбы мрамора мы могли сделать совсем другую статую, а могли сделать такую же (в основных чертах) из другой глыбы мрамора, а то и из дерева или бронзы. Таким образом, форма есть одновременно и определяющее и определяемое: то, чем является именно эта статуя, как только она оказалась законченной. Но не потому, конечно, что статую нельзя разбить (определяемое не вечно), а потому, что она достигла своего совершенства или своей энтелехии. В материи она была потенцией; в форме она стала актом.
Может ли быть форма без материи? Это будет уже не форма, а идея (по‑гречески eidos) или Бог. Здесь от Аристотеля мы переходим к Платону, вернее, должны были бы перейти, будь форма чем‑нибудь иным, а не абстракцией.
У Канта форма это то, что формирует, т. е. то, что, исходя из субъекта, организует материю ощущения. Таковы чувственные формы (пространство и время) или формы рассудка (категории). Остается выяснить, существуют ли эти формы независимо от материи, как полагал Кант, или они суть всего лишь следствие способности материи к самоорганизации, проявляющейся в нас. В этой точке берет начало выбор между идеализмом и материализмом, между трансцендентностью формы и имманентностью структуры.

Источник: Философский словарь.

ФОРМА
(Form) — означает прежде всего очертание, внешнюю фигуру (см. Гештальт), но также и внутреннее строение, структуру, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный; Формализм; Морфология). Понятие «форма» употреблялось Платоном в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как актуализирующим фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa formalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в новое время в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чисто духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а Бог есть чистая форма (actus punis). По мере того как философия нового времени отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы. Так, формы созерцания (пространство и время) и формы мышления (категории) у Канта означают уже не объективные свойства бытия, а необходимые условия опыта и познания, находящиеся в человеческом рассудке. В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную материальную ценностную этику (см. Этика ценностей). Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение по сравнению с механистическим.
J. Geyser. Eidologie oder Philos, als F. erkenntnis, 1921; E. Cassirer. Philos, der symbol. F.en, I—III, 1923—1929;K. Vietor. Geist u. F. — Aufsätze zur dt. Literaturgesch., 1952; D. C. Williams. F. and Matter, in: Philos. Rev., 67 (1958); J. A. Robinson. Logic: F. and Function. The Mechanization of Deductive Reasoning, Edinburgh, 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Форма
(Form).
Понятие формы играло важную роль в древнегреческой философии. Платон считал, что форма (идея) то неизменное в предмете, к-рое следует рассматривать отдельно от всех возможных его изменений, доступных чувственному восприятию.
Аристотель соглашался с Платоном в том, что помимо предметов, доступных чувственному опыту, должно существовать и нечто иное, и признавал существование универсалий, но из этого не следует, что универсалии Аристотеля  это формы и идеи Платона. Аристотель отверг формы Платона, поскольку они оказались совершенно ненужными в разработанном им учении о субстанции (сущности), в к-ром он различает первые сущности (единичный человек, лошадь и проч.) и вторые сущности (роды и виды, к крым принадлежат индивидуальные предметы).
Средневековые мыслители различали несколько видов форм, важнейшими из крых считались (1) "субстанциальные формы", или принципы, определяющие первичную материю той или иной конкретной единичной вещи; (2) "акцидентальные формы", крые наделяют различные субстанции к.л. акцидентальным модусом бытия, напр. "белизной" или "величием"; (3) "отделенные формы ", крые существуют отдельно от материи, как ангелы, а также человеческие души после смерти.
В современной философии понятие формы употребляется применительно к мышлению, поскольку оно опирается на субъектную структуру человеческого разума. Кант говорит о двух формах чувственного восприятия (пространство и время) и о формах рассудочного мышления (12 "категорий": единство, множество, всеобщность и проч.), крые имеют априорный характер, т.е. имеются у нас до и вне всякого опыта.
К-ром е того, в настоящее время форма выступает как синоним структуры и противопоставляется бесформенному и неструктурированному. Не так давно некрые люди стали призывать к новому, неструктурному типу христианства, свободному от церковной традиции, унаследованной от прошлого. Однако это движение вызвало волну критических отзывов, в крых подчеркивается, что Бог Библии  это Бог Авраама, Моисея, апостолов и всей послеапостольской Церкви. Это  всеохватывающая форма/структура, края объединяет нас всех во Христе и связывает с Его Вселенской Церковью.
М.Н. Macdonald (пер. В. Р.) Библиография: Plato,Phaedo; Aristotle, Physics, Metaphysics, On the Ideas; I. Kant, Critique of Pure Reason; J. R. W. Stott, Basic Christianity and Balanced Christianity; N. Wolterstorff, On Universals: An Essay in Ontology.
См. также: Существование, Экзистенция, Бытие; Сущность.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Форма
конкретная реализация сущности вещи, точнее - одна из конкретных реализаций, не меняющая сущности вещи, являющейся содержанием вещи, но добавляющая ей определенные обусловленные формой свойства, образуя тем самым третью вещь.
Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. Форма - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама?" - вопрос пока (в данной работе) открытый.
Формы третьей вещи все время меняются - сущности же второй и третьей вещей остаются при этом без изменения. Особенностью отношения между формой и содержанием является то, что содержание может быть реализовано различными формами. Если это не так, то мы имеем дело с другим отношением и говорить о форме уже нельзя.
Меняются формы ведения войн, управления большими массами людей, присвоения прибавочной стоимости, мошенничества и грабежа и т.д.
По литературным данным:
Форма - способ организации и способ существования вещи (предмета, процесса, явления) [2]. Определение достаточно непонятное, так как не определен термин способ (в философском словаре [2] его нет, в философской энциклопедии [1] тоже). В связи с этим мы будем вынуждены дать свое определение термина способ. Но сам факт применения неопределенного термина через который определяются другие базовые философские категории в справочной (!) литературе заставляет усомниться в доброкачественности учения. Такое состояние можно охарактеризовать как кризис философии.
Существуют мир форм (идей) и мир вещей [1] (это сказал не я -В.Г.). Уже Платон подчеркивал устойчивость формы по сравнению с содержанием и ее активность. В современной философии проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Следует отметить, что мысль о том, что форма активна, сомнений не вызывает, что устойчива по сравнению с содержанием - вопрос.
Можно также считать, что содержание - функция формы. В последнем случае мы можем различать: форму и содержание третьей вещи, и содержание формы (форма формы, содержание формы - третья вещь).
Ассоциативный блок.
Форма - область топологических эффектов.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
211.35 кб

Диалог как форма человеческого бытия

Першонкова Е. А.
Читать PDF
167.73 кб

Русская «философия поэзия» как форма историософского миросозерцания

Сиземская Ирина Николаевна
Читать PDF
211.01 кб

Мнение как форма аргументации

Нехаев Андрей Викторович
Анализируются и сопоставляются особенности знания и мнения как познавательных структур, организуемых в виде номотетико-дедуктивной формы аргументации основы научного дискурса, и доксоморфной формы аргументации, опосредующей повест
Читать PDF
119.02 кб

Массовая форма человеческой жизни

Рахматуллина Ш. М.
В данной статье рассматривается человек как общественное явление. Показаны положительные и отрицательные стороны технизации жизни человека.
Читать PDF
110.69 кб

Русская «философияпоэзия» как форма историософского миросозерцания (начало)

Сиземская Ирина Николаевна
Читать PDF
573.79 кб

Содержание и форма в философии XIX–XX вв

Карцева Галина Александровна
Исследуется противоречивая интерпретация категорий «содержание» и «форма» в философии и эстетике XIX–XX вв.
Читать PDF
151.78 кб

Биоэтика как форма социально распределенного производства знания

Тищенко Павел Дмитриевич
Биоэтика трактуется как форма социально распределенного производства знания, осуществляющегося не только в науке, но и в сложно организованной социальной сети, воспринимающей научные идеи, накапливающей, распространяющей и применя
Читать PDF
57.07 кб

«Модели мира» как форма отражения этничности

Штанько Марина Александровна
Статья посвящена проблеме отражения этничности в сознании человека.
Читать PDF
269.87 кб

Экологическая эстетика как превращенная форма эстетики природы

Гусева Анна Юрьевна
Обосновывается возможность применения концепта «превращенная форма» в рамках эстетики природы и экологической эстетики обоснована интерпретация экологической эстетики как своего рода превращенной формы эстетики природы
Читать PDF
223.56 кб

Интуиция в принятии решений как форма познания и уникальная субъективная способность

Переверзева Наталья Юрьевна
В статье в контексте анализа проблемы принятия решений с точки зрения интуиции автор ссылается на классические и современные трактовки интуиции как формы познания, дает описание ее структуры и функций.

Похожие термины:

  • Чистая логическая форма простого атрибутивного суждения

    такое его грамматическое выражение, в котором присутствуют кванторное слово и логическая связка, а субъект и предикат имеют понятийную словесную оболочку.
  • ФОРМА БЫТИЯ

    способ существования и выражения содержания определенной сферы действительности, взятой в ее качественном единстве и целостности.
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского

    Leviathan, or The matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil»), гл. филос. произв. Гоббса. (В библейской мифологии «Л.» - огромное морское чудовище.) «Л.» вышел в свет в Лондоне в 1651 на англ. яз., 2-е изд. появилось в Амс
  • ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

    Leviathan, or the Matter, Form and Power of a Commonwealth Ecclesiatical and Civil. L., 1651; рус. пер. в кн.: Гоббс Т. Соч. в 2 т., т. 2. M., 1991) — произведение Г. Гоббса. Левиафан — ветхозаветное чудовище, которое у автора символизирует государст
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА

    см.: Логическая форма.
  • ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА

    способ строения мысли, специфическая связь между ее содержательными компонентами.
  • ФОРМА ДВИЖЕНИЯ

    специфические типы изменений качественно сходных материальных объектов и особенности их взаимодействий, целостностей, в которых каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

    выделена в трудах рус. сов. географа А.А.Григорьева на основе концепции Ф.Энгельса, изложенной в «Диалектике природы» и в «АнтиДюринге» (см. Движение, Материя). Под Г.ф.д.м. он понимал способ существо
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА  ДВИЖЕНИЯ  МАТЕРИИ  

    прогрессирующая и  управляемая  человеком  природно-социальная  совокупность  материальных процессов целенаправленного изменения различных форм (механическая, физичская, химическая, биологич
  • Внешняя форма и функция

    (от лат. functio отправление, деятельность)– онтологические категории, отражающие свойства любого сущего соответственно в устойчивом состоянии  и в процессе деятельности. В. ф. – это вид вещи, ее конт
  • ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    совокупность приемов и изобразительно-выразительных средств, способ выражения определенного содержания. Форма «материализует» художественный замысел через систему художественных образов. Нео
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА в искусстве

    взаимообусловливающие друг друга стороны искусства или отдельного художественного произведения, из к-рых С. принадлежит ведущая роль. С. искусства — многообразная действительность в ее эстетиче
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ

    лат. пер. forma et material, в философии Аристотеля две из четырех «причин», или «принципов» («начал» - см. Архе), бытия. Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но концептуально было
  • Форма культурная

    Совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к-рых производится его идентификация и атрибуция. Пр
  • НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА

    в математи- ч е с к о й л о г и к е) – наиболее простая в к.-л. отношении – "стандартная" – форма представления логич. объектов (предложений, формул, доказательств, схем определений и др.). Понятие о Н. ф.
  • Вид, внешность, облик, образ, способ, форма правления

    Философский смысл термина: Красота (Гомер); вид, род (в логике) (Платон, Аристотель, Фукидид, Секст Эмпирик); (умопостигаемые и бестелесные) идеи, как понятие всеобщего, идеальная красота (Платон); форм
  • Форма познания

    способ отражения объективной реальности, действительного мира в целом и в отдельных его проявлениях и сферах, на основе сознания и его важнейшей функции - мышления.
  • ПРЕДВАРЁННАЯ ФОРМА

    нормальная форма представления формул предикатов исчисления, имеющая (в общем случае) вид: где Q? (0 ? ? ? n) – квантор общности (?) или существования (?); (...) - формула, не содержащая кванторов и находящаяс
  • ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ

    понятие, введенное Марксом для характеристики особенностей взаимосвязи содержания и формы в развитии и функционировании сложных системных объектов. Своеобразие взаимодействия Ф. п. с содержание
  • Внутренняя форма слова

    «ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА» — название книги Г Г. Шпета «Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта» (М., 1927); и одновременно центральное понятие, используемое им для обозначения суще