Форма культурная

Найдено 1 определение
Форма культурная
совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к-рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как комплекса отличит. признаков объекта с самим объектом в его конкретно-истор. реальности, представляющим собой Артефакт использования и интерпретации данной Ф.к. Подобных артефактов, воспроизводящих одну и ту же Ф.к., может быть множество, сама же Ф.к. остается исходным образцом для последующего прямого или вариативного репродуцирования. По онтологич. и семантич. параметрам Ф.к. в существ. мере аналогична фразе (высказыванию) в естеств. языке и является тем исходным “атомарным” элементом культуры, из сочетания к-рых формируются культурные системы, конфигурации, стилевые феномены и т.п.(см. Конфигурация культурная, Стиль) Понятие Ф.к. касается не только материальных продуктов человеч. деятельности — вещей, сооружений, окультуренных территорий и т.п., но и продуктов духовного (символич.) производства — идей, знаний, текстов любого рода, худож. произведений, оценочных категорий и пр., видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей — социумов, этносов, конфессий, гос-в, функциональных коллективов, общин, семей и др., языков и техн. средств коммуницирования, а также иных рез-тов целеориентированной человеч. деятельности. Принципиально важно, что понятие Ф.к. в равной мере распространяется также и на технологии, способы, методы и нормы, посредством к-рых осуществляется всякая социальная практика людей — их производств., организац., регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие, любые социально обусловленные акты поведения, интеллект. и творч. действия и т.п. Т.о., всякая Ф.к. включает в себя признаки как результата (культурного продукта), так и технологии его достижения; причем последние являются более значимыми атрибутивными признаками Ф.к., поскольку историч. селекция Ф.к., их нормирование и укоренение в традиции касаются прежде всего отбора социально приемлемых способов (технологий) удовлетворения тех или иных человеч. интересов, потребностей и необходимостей. Порождение новой Ф.к. всегда высокофункционально и связано или с потребностью в адаптации к.-л. природных или истор. обстоятельств существования сооб-ва посредством создания необходимого утилитарного или символич. продукта, способа деятельности, знания, организац. структуры и т.п. или логикой развития опр. технологий в специализир. областях жизнедеятельности. Нередко необходимая Ф.к. заимствуется из к.-л. иной культурной системы по признакам функциональной актуальности или как продукт престижного потребления и пр. Процесс генезиса Ф.к. включает ряд этапов (фаз): возникновение и осознание новой потребности (интереса); артикулирование параметров заказываемой новации; реализации “заказа”, как правило, в нескольких вариантах; “конкурс” этих вариантов (преимущественно конвенциональный) и выбор лучшего из них (чаще всего по признакам непосредственной функциональной эффективности или по технол. параметрам его “реализуемости”); интеграция новой Ф.к. в социальную практику; символич. освоение ее “потребителем” в качестве “своей”, идентифицирующей его культурной особенности; превращение (в идеале) новой Ф.к. в принятую в данном сооб-ве норму или стандарт по удовлетворению соответствующей потребности или интереса. Заимствуемые Ф.к. включаются в этот процесс сразу же с фазы “конкурса” вариантов. Далее начинается период функционирования Ф.к. в социальной практике в виде ее прямого или вариативного воспроизводства в культурных артефактах, техн. тиражирования, формирования стандартов ее смысловой интерпретации и их постепенной изменчивости, межпоколенной трансляции этой Ф.к. в качестве одного из образцов культурной идентичности данного сооб-ва (т.е. включения ее в традицию) и т.п. Здесь описывается “идеальный” случай функционирования Ф.к. Реально многие Ф.к. по тем или иным причинам не становятся нормами, не обретают статуса образа идентичности и не включаются в культурную традицию, а эксплуатируются сравнительно недолго, в пределах срока их непосредственной утилитарной актуальности. Это связано с процессом истор. селекции Ф.к. по признакам как практич. эффективности, так и допустимости социальной цены и долговременных социальных последствий применения подобного способа удовлетворения соответствующей потребности. При этом немалая часть Ф.к. не выдерживает подобной проверки социальным опытом и быстро выходит из употребления. Одна из гл. причин элиминации многих Ф.к. — изменение истор. или природных условий жизни сооб-ва, при к-рых часть Ф.к. утрачивает практич. функциональность. Многие Ф.к., потеряв социальную актуальность и выйдя из употребления в своей изначальной функции, продолжают сохранять ценность и значимость символич. характера (эстетич., мемориальную, идеологическую и пр.). В подобном случае Ф.к. превращается в памятник истории и культуры, практич. эксплуатация к-рого происходит уже на совершенно иных основаниях и с иными целями и функциями, нежели это имело место с “живой” (социально актуальной) Ф.к. Особый случай порождения и функционирования Ф.к. — феномен произведения — специфич. типа Ф.к., как правило, отличающегося повышенным качеством практич. исполнения, выраженными признаками персонального авторства и обычно создаваемом в единств. экземпляре, не предназначенном для вариативного воспроизводства (за исключением техн. тиражирования в виде тождественных оригиналу репродукций), как уникальный в своем роде “текст”. Хотя в принципе любая Ф.к., с семиотич. позиций может быть проинтерпретирована как “культурный текст”, подобного рода “текстовая сущность” Ф.к. наиболее выражена и функционально значима именно в произведении. Это может быть вербальный текст лит., филос., религ. или научного творчества или же невербальный изобразит., муз., телесно-пластич., пространственно-архитектурный, предметно-вещественный и иной вариант текста, передающего новое знание (интеллектуальное, эзотерич., этич., эстетич.) или корректирующего, разъясняющего и интерпретирующего прежние представления, демонстрирующего репрезентативные эталонные образцы социально приемлемых видов поведения, суждений и оценок или аргументирующего неприемлемость иных позиций и т.п. Одна из наиболее общих социальных функций Ф.к. — коммуникативная. С этой т. зр., Ф.к. может быть определена как способ удовлетворения какой-либо групповой или индивид. потребности (интереса) людей, “текстуализированный” в своем продукте (результате) и тем самым введенный в поле социальной коммуникации. Именно поэтому наиболее полное смысловое “прочтение” Ф.к. возможно лишь в ее естеств. культурном контексте, вне к-рого она заметно теряет свою символико-смысловую наполненность и нормативно-регулятивную функциональность для воспринимающего ее человека. Лит.: Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
159.90 кб

Маска как культурная форма

Тихомирова Е.Г.
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность маски как культурной формы, репрезентирующей общезначимые и субъективные смыслы культуры.
Читать PDF
193.54 кб

Город как культурная форма

Мусиездов Алексей
Статья посвящена интерпретации города как культурной формы.
Читать PDF
291.42 кб

Музыкальный жанр как культурная форма

Романова Лариса Владимировна
В статье рассматривается музыкальный жанр в качестве культурной формы. На основе метамодели культурной формы анализируются корреляции между музыковедческими параметрами жанра и параметрами культурной формы.
Читать PDF
440.87 кб

Внутренняя форма языка и культурная динамика

Кудряшова Татьяна Борисовна
В статье рассматривается вопрос о развитии культур в их единстве и разнообразии. Полагается, что каждая культура характеризуется ее языком: национальная национальным, научная научным, художественная художественным и т.д.
Читать PDF
190.26 кб

Культурное пространство как форма бытия культуры

Багдасарова Анна Борисовна
Статья посвящена философскому анализу культурного пространства как формы бытия культуры.
Читать PDF
390.22 кб

Фестиваль как форма социально-культурной деятельности

Тихомирова Г.Ю.
В статье рассматривается современный фестиваль во взаимосвязи с социально-культурной коммуникации, а также фестиваль как форма социально-культурной деятельности.
Читать PDF
460.64 кб

Частный музей как культурная форма: теоретические аспекты

Шехватова Евгения Владимировна
Статья посвящена теоретическим аспектам рассмотрения частного музея как культурной формы.
Читать PDF
154.02 кб

Культурное приграничье как форма осмысления бытия культуры

Воробьева Е. А.
В статье разрабатываются некоторые аспекты теории культурного пространства.
Читать PDF
224.15 кб

Культурное приграничье как форма осмысления бытия культуры

Воробьева Е. А.
В статье разрабатываются некоторые аспекты теории культурного пространства.
Читать PDF
1.02 мб

Маска как культурная форма в истории отечественной культуры

Тихомирова Екатерина Григорьевна
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность маски как формы в истории отечественной культуры.
Читать PDF
257.85 кб

Музейная практика как форма культурной памяти и наследования

Мясникова Л.А.
В статье осмысляются проблемы сохранения прошлого и формирования традиции. Выявляются парадоксы памяти как сохранения прошлого. Воспоминание прошлого не тождественно событиям, которые когда-то происходили.
Читать PDF
563.98 кб

Архитектурная форма в культурно-антропологическом пространстве

Козодаева Надежда Владимировна
Статья посвящена исследованию влияния архитектурной формы на окружающее пространство и человека в нем, раскрываются понятия «форма», «стерезис», описываются основные концепции архитектурной формы.
Читать PDF
165.99 кб

Русский бунт как форма культурной идентификации переходной эпохи

Мауль Виктор Яковлевич
В статье речь вдет о том, что традиционная культура под давлением европейской модернизации, проводимой государством, искала эффективные формы защиты своей идентичности. Важнейшей из них стал русский бунт.
Читать PDF
384.08 кб

Национально-культурные смыслы бытия в формате «Soft & hard power»

Хвощев Владимир Ефимович
Высказывается озабоченность по поводу излишней метафоризации современной гуманитарной науки, предлагается известное научное понятие «активности—пассивности», использование которого может быть более продуктивным по сравнению с полу
Читать PDF
228.38 кб

Историко-бытовые музеи как культурная форма (по архивным материалам)

Ананьев Виталий Геннадьевич, Майоров Александр Вячеславович
В статье на основании впервые вводимых в научный оборот архивных материалов анализируются различные взгляды специалистов на сущность, задачи и функции историко-бытовых музеев, озвучивавшиеся в середине 1920-х гг.