Форма культурная

Найдено 1 определение
Форма культурная
совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к-рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как комплекса отличит. признаков объекта с самим объектом в его конкретно-истор. реальности, представляющим собой Артефакт использования и интерпретации данной Ф.к. Подобных артефактов, воспроизводящих одну и ту же Ф.к., может быть множество, сама же Ф.к. остается исходным образцом для последующего прямого или вариативного репродуцирования. По онтологич. и семантич. параметрам Ф.к. в существ. мере аналогична фразе (высказыванию) в естеств. языке и является тем исходным “атомарным” элементом культуры, из сочетания к-рых формируются культурные системы, конфигурации, стилевые феномены и т.п.(см. Конфигурация культурная, Стиль) Понятие Ф.к. касается не только материальных продуктов человеч. деятельности — вещей, сооружений, окультуренных территорий и т.п., но и продуктов духовного (символич.) производства — идей, знаний, текстов любого рода, худож. произведений, оценочных категорий и пр., видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей — социумов, этносов, конфессий, гос-в, функциональных коллективов, общин, семей и др., языков и техн. средств коммуницирования, а также иных рез-тов целеориентированной человеч. деятельности. Принципиально важно, что понятие Ф.к. в равной мере распространяется также и на технологии, способы, методы и нормы, посредством к-рых осуществляется всякая социальная практика людей — их производств., организац., регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие, любые социально обусловленные акты поведения, интеллект. и творч. действия и т.п. Т.о., всякая Ф.к. включает в себя признаки как результата (культурного продукта), так и технологии его достижения; причем последние являются более значимыми атрибутивными признаками Ф.к., поскольку историч. селекция Ф.к., их нормирование и укоренение в традиции касаются прежде всего отбора социально приемлемых способов (технологий) удовлетворения тех или иных человеч. интересов, потребностей и необходимостей. Порождение новой Ф.к. всегда высокофункционально и связано или с потребностью в адаптации к.-л. природных или истор. обстоятельств существования сооб-ва посредством создания необходимого утилитарного или символич. продукта, способа деятельности, знания, организац. структуры и т.п. или логикой развития опр. технологий в специализир. областях жизнедеятельности. Нередко необходимая Ф.к. заимствуется из к.-л. иной культурной системы по признакам функциональной актуальности или как продукт престижного потребления и пр. Процесс генезиса Ф.к. включает ряд этапов (фаз): возникновение и осознание новой потребности (интереса); артикулирование параметров заказываемой новации; реализации “заказа”, как правило, в нескольких вариантах; “конкурс” этих вариантов (преимущественно конвенциональный) и выбор лучшего из них (чаще всего по признакам непосредственной функциональной эффективности или по технол. параметрам его “реализуемости”); интеграция новой Ф.к. в социальную практику; символич. освоение ее “потребителем” в качестве “своей”, идентифицирующей его культурной особенности; превращение (в идеале) новой Ф.к. в принятую в данном сооб-ве норму или стандарт по удовлетворению соответствующей потребности или интереса. Заимствуемые Ф.к. включаются в этот процесс сразу же с фазы “конкурса” вариантов. Далее начинается период функционирования Ф.к. в социальной практике в виде ее прямого или вариативного воспроизводства в культурных артефактах, техн. тиражирования, формирования стандартов ее смысловой интерпретации и их постепенной изменчивости, межпоколенной трансляции этой Ф.к. в качестве одного из образцов культурной идентичности данного сооб-ва (т.е. включения ее в традицию) и т.п. Здесь описывается “идеальный” случай функционирования Ф.к. Реально многие Ф.к. по тем или иным причинам не становятся нормами, не обретают статуса образа идентичности и не включаются в культурную традицию, а эксплуатируются сравнительно недолго, в пределах срока их непосредственной утилитарной актуальности. Это связано с процессом истор. селекции Ф.к. по признакам как практич. эффективности, так и допустимости социальной цены и долговременных социальных последствий применения подобного способа удовлетворения соответствующей потребности. При этом немалая часть Ф.к. не выдерживает подобной проверки социальным опытом и быстро выходит из употребления. Одна из гл. причин элиминации многих Ф.к. — изменение истор. или природных условий жизни сооб-ва, при к-рых часть Ф.к. утрачивает практич. функциональность. Многие Ф.к., потеряв социальную актуальность и выйдя из употребления в своей изначальной функции, продолжают сохранять ценность и значимость символич. характера (эстетич., мемориальную, идеологическую и пр.). В подобном случае Ф.к. превращается в памятник истории и культуры, практич. эксплуатация к-рого происходит уже на совершенно иных основаниях и с иными целями и функциями, нежели это имело место с “живой” (социально актуальной) Ф.к. Особый случай порождения и функционирования Ф.к. — феномен произведения — специфич. типа Ф.к., как правило, отличающегося повышенным качеством практич. исполнения, выраженными признаками персонального авторства и обычно создаваемом в единств. экземпляре, не предназначенном для вариативного воспроизводства (за исключением техн. тиражирования в виде тождественных оригиналу репродукций), как уникальный в своем роде “текст”. Хотя в принципе любая Ф.к., с семиотич. позиций может быть проинтерпретирована как “культурный текст”, подобного рода “текстовая сущность” Ф.к. наиболее выражена и функционально значима именно в произведении. Это может быть вербальный текст лит., филос., религ. или научного творчества или же невербальный изобразит., муз., телесно-пластич., пространственно-архитектурный, предметно-вещественный и иной вариант текста, передающего новое знание (интеллектуальное, эзотерич., этич., эстетич.) или корректирующего, разъясняющего и интерпретирующего прежние представления, демонстрирующего репрезентативные эталонные образцы социально приемлемых видов поведения, суждений и оценок или аргументирующего неприемлемость иных позиций и т.п. Одна из наиболее общих социальных функций Ф.к. — коммуникативная. С этой т. зр., Ф.к. может быть определена как способ удовлетворения какой-либо групповой или индивид. потребности (интереса) людей, “текстуализированный” в своем продукте (результате) и тем самым введенный в поле социальной коммуникации. Именно поэтому наиболее полное смысловое “прочтение” Ф.к. возможно лишь в ее естеств. культурном контексте, вне к-рого она заметно теряет свою символико-смысловую наполненность и нормативно-регулятивную функциональность для воспринимающего ее человека. Лит.: Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Маска как культурная форма

Тихомирова Е.Г.
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность маски как культурной формы, репрезентирующей общезначимые и субъективные смыслы культуры.
Читать PDF

Город как культурная форма

Мусиездов Алексей
Статья посвящена интерпретации города как культурной формы.
Читать PDF

Музыкальный жанр как культурная форма

Романова Лариса Владимировна
В статье рассматривается музыкальный жанр в качестве культурной формы. На основе метамодели культурной формы анализируются корреляции между музыковедческими параметрами жанра и параметрами культурной формы.
Читать PDF

Внутренняя форма языка и культурная динамика

Кудряшова Татьяна Борисовна
В статье рассматривается вопрос о развитии культур в их единстве и разнообразии. Полагается, что каждая культура характеризуется ее языком: национальная национальным, научная научным, художественная художественным и т.д.
Читать PDF

Культурное пространство как форма бытия культуры

Багдасарова Анна Борисовна
Статья посвящена философскому анализу культурного пространства как формы бытия культуры.
Читать PDF

Фестиваль как форма социально-культурной деятельности

Тихомирова Г.Ю.
В статье рассматривается современный фестиваль во взаимосвязи с социально-культурной коммуникации, а также фестиваль как форма социально-культурной деятельности.
Читать PDF

Частный музей как культурная форма: теоретические аспекты

Шехватова Евгения Владимировна
Статья посвящена теоретическим аспектам рассмотрения частного музея как культурной формы.
Читать PDF

Культурное приграничье как форма осмысления бытия культуры

Воробьева Е. А.
В статье разрабатываются некоторые аспекты теории культурного пространства.
Читать PDF

Культурное приграничье как форма осмысления бытия культуры

Воробьева Е. А.
В статье разрабатываются некоторые аспекты теории культурного пространства.
Читать PDF

Маска как культурная форма в истории отечественной культуры

Тихомирова Екатерина Григорьевна
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность маски как формы в истории отечественной культуры.
Читать PDF

Музейная практика как форма культурной памяти и наследования

Мясникова Л.А.
В статье осмысляются проблемы сохранения прошлого и формирования традиции. Выявляются парадоксы памяти как сохранения прошлого. Воспоминание прошлого не тождественно событиям, которые когда-то происходили.
Читать PDF

Архитектурная форма в культурно-антропологическом пространстве

Козодаева Надежда Владимировна
Статья посвящена исследованию влияния архитектурной формы на окружающее пространство и человека в нем, раскрываются понятия «форма», «стерезис», описываются основные концепции архитектурной формы.
Читать PDF

Русский бунт как форма культурной идентификации переходной эпохи

Мауль Виктор Яковлевич
В статье речь вдет о том, что традиционная культура под давлением европейской модернизации, проводимой государством, искала эффективные формы защиты своей идентичности. Важнейшей из них стал русский бунт.
Читать PDF

Национально-культурные смыслы бытия в формате «Soft & hard power»

Хвощев Владимир Ефимович
Высказывается озабоченность по поводу излишней метафоризации современной гуманитарной науки, предлагается известное научное понятие «активности—пассивности», использование которого может быть более продуктивным по сравнению с полу
Читать PDF

Историко-бытовые музеи как культурная форма (по архивным материалам)

Ананьев Виталий Геннадьевич, Майоров Александр Вячеславович
В статье на основании впервые вводимых в научный оборот архивных материалов анализируются различные взгляды специалистов на сущность, задачи и функции историко-бытовых музеев, озвучивавшиеся в середине 1920-х гг.