ФЕТИШИЗМ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕТИШИЗМ
первобытная форма верования, основанная на вере в сверхъестественную силу неодушевлённых предметов – амулетов, талисманов, оберегов и т.д.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ФЕТИШИЗМ
(от франц. fetiche — талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам материального мира, которые наделяются сверхъестественными свойствами.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Фетишизм
происходит от португальского слова fetico, названия различных изваяний, боготворимых сенегальскими нефами, и означает самую низшую степень богосознания и богопоклонения, когда люди особенно боготворят вещественные произведения природы, камни, растения и т. п..

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ФЕТИШИЗМ

(от фр. fetiche - чары) - характерное для язычества суеверное почитание определенных вещей, понимаемых как места нахождения духов, способных исполнять желания их обладателей, содействовать их успехам, исцелять и защищать от вреда со стороны враждебных сил.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Фетишизм
(от фр. fetiche — идол) — поклонение неодушевленным предметам (фетишам), к-рым приписываются мистич. чудодейственные свойства. В первобытном об-ве Ф. был существенным и непременным элементом верований. В христианстве пережитками первобытного Ф. является поклонение мощам, иконам, кресту и т. д.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Фетишизм
религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша человек, якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).  

Источник: Словарь по культурологии

Фетишизм
 (португальское feitico — деланный, сделанный) — почитание предметов, явлений природы; одна из ранних форм религии первобытного об-ва. Термин «Ф.» предложен фр. историком, лингвистом де Броссом (1760). Не зная сущности материальных предметов, люди наделяли их сверхъестественными свойствами, верили, что эти предметы (фетиши) удовлетворяют их желания. Ф. связан с тотемизмом, магией. Ф. — составная часть мн. совр. религий (поклонение иконам, кресту) (Товарный фетишизм).

Источник: Философский словарь. 1963

Фетишизм
фр. fetichisme — талисман, амулет) -— почитание отдельных природных объектов (камней, раковин, костей), которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетиш оказывается предметом почитания потому, что в нем предполагается присутствие духа, таинственной силы. Ф. широко распространен в повседневной жизни. В современных религиях формально сохраняются элементы Ф., однако им придается совершенно иной смысл. В широком смысле Ф. есть отождествление неприродных функций вещи с ее естественными свойствами. Проявления фетишистского сознания легко можно обнаружить в поклонении под-«звездам», в отношении объектов «престижного» потребления.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

Фетишизм
фр. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Элементы фетишизма сохранились в современных религиях. одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений. религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша человек, якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ФЕТИШИЗМ
от франц. fetiche -талисман, амулет, идол) - поклонение неодушевленным предметам, к-рым приписываются сверхъ-естеств. свойства. Ф. — один из элементов религ. мировосприятия, входящий как сост. часть практически во все ранние формы религии и развитые религ. системы. Объектами поклонения - фетишами -могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть естеств. происхождения или созданы человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Ф. широко распространен и в совр. религиях, например поклонение «черному камню» в Мекке у мусульман, ступам-реликвариям с останками умерших монахов и аскетов в буддизме, многочисл. «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Источник: Атеистический словарь

ФЕТИШИЗМ
франц.-талисман, амулет, идол): поклонение неодушевленным предметам материального мира, которые наделяются сверхъестественными свойствами. Одна из ранних форм религии, приверженцы которой избирали в качестве объектов почитания камни, палки, деревья, кости, перья, а позднее человеческие поделки (фигурки животных, птиц). Перед фетишами совершали всевозможные ритуалы, им приносили разнообразные жертвы. В настоящее время фетишизм занимает одно из центральных мест в традиционных верованиях коренного населения различных регионов Австралии, Азии, Африки, Новой Зеландии. В переосмысленном виде фетишизм есть во всех современных (национальных и мировых) религиях, например, поклонение святым местам – камням, рощам, источникам, могилам святых и т. п. Проявления фетишизма в быту – вера в охранительную силу талисманов, амулетов, особенно распространенная в среде спортсменов, школьников, студентов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ФЕТИШИЗМ
иллюзорное, приобретающее подчас массовый характер представление о том, что то или иное явление или действие способно само по себе в отрыве от других явлений гарантировать, быть ключом к решению узловых назревших задач общества. В основе Ф. лежит тотем, тотемическое мышление, вера в господство внешней силы над человеком. Ф. - результат недостаточного уровня критики культуры, уровня рефлексии. Банкротство одной формы Ф. может смениться утверждением другой его формы. В истории второго глобального периода можно обнаружить последовательную смену одной формы Ф.
другой: организационного, машинного, экономического (экономический материализм), политического, геологического личностного фетишизма (персонификации), фетишизма элитарности, политического, а также биологического Ф.
Основное заблуждение интеллигенции и массового сознания также является формой Ф., так как они сводят решение всех проблем общества к его слиянию с одним из полюсов оппозиции: первое лицо - народ.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Фетишизм
Любовь не столько к субъекту, сколько к объекту, к символу, а не к тому, что он символизирует, скорее к части, чем к целому. Например, к статуэтке, а не к божеству. К деньгам как к меновой стоимости, а не к потребительской стоимости или труду (Маркс). К части тела или предмету одежды, а не ко всему телу, обладающему половыми признаками (Фрейд). Фетишизм означает одновременное признание и отрицание отсутствия: божества, живого труда, материнского фаллоса (по Фрейду).
В более широком смысле о фетишизме можно говорить как о любви, остающейся в плену своего объекта, от которого она, как ей представляется, зависит. Если я люблю кого‑то потому, что он для меня самый приятный, как я могу наслаждаться в его отсутствие? Спиноза возражает на это: желание первично, и именно оно придает объекту ценность. Я люблю кого‑то не потому, что он мне приятен; он приятен мне именно потому, что я его люблю. И таковым может оказаться кто и что угодно. Поэтому всякая любовь страдает фетишизмом, если только она не носит универсального характера. Она означает, что мы в одно и то же время признаем и отрицаем отсутствие любви ко всему остальному. Избежать этого удается только милосердию. Но способны ли мы на милосердие?

Источник: Философский словарь.

ФЕТИШИЗМ
поклонение предметам, одна из ранних форм религиозных верований. Возникновение Ф. обусловлено низким уровнем общественной практики, слабостью орудий труда, сравнительной бедностью опыта древнего человека. Поэтому первобытный человек часто приписывал обычным предметам и явлениям необычные для них, а подчас сверхъестественные свойства (так, чудесным и сверхъестественным считалось действие ядовитых растений, самым различным предметам приписывались свойства приносить удачу в охоте и т. д.). Пережитки древних фетишистских верований сохранились почти во всех современных религиях (поклонение иконам, мощам и т. д.). Ф. не всегда бывает связан с религиозными верованиями. В товарном хозяйстве, основанном на частной собственности, возникает, напр., такое явление, как товарный Ф. Здесь связи между обособленными товаропроизводителями проявляются только через движение вещей, через обмен товаров. К тому же этот процесс прямо влияет на судьбы людей: результатом его является разорение одних, обогащение других. Отсюда и возникает представление о товарах как о наделенных от природы таинственной способностью обмениваться, вступать в определенные отношения друг с другом и с людьми. В действительности товары могут обмениваться друг на друга только потому, что они являются продуктами человеческого труда и их движение — это результат взаимоотношений между людьми в процессе производства. Наиболее ярко товарный Ф. проявляется в культе денег, золота, процветающем при капитализме. Когда ликвидируется частная собственность, товарная форма продукта сбрасывает с себя «мистическое туманное покрывало» (Маркс), перестает существовать и товарный Ф.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ФЕТИШИЗМ
португальское feitiсо — волшебство) — общественное от ношение (экономическое, идеологическое и т. п.) и соответствующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное. Метафизический материализм н просветительская критика видели в Ф. только иллюзию индивидуальных сознаний, следствие обмана и т. п. Марксизм же раскрыл объективное содержание Ф. Исторически первоначальная форма Ф. была порождена крайне низким уровнем культуры первобытного человека и выражалась в наделении предметов-фетишей чудесной способностью намеренно влиять на его жизнь (Магия, Тотемизм). Элементы Ф. сохранились почтя во всех совр. формах догматического сознания. Товарное, н особенно капиталистическое. производство делает Ф. присущим повседневной практике. Ее элементарная форма — фетишистский характер товара, при к-ром. происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения скажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей” (Маркс К.. Энгельс Ф. Т. 23. С. 83). Ф. проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к самовозрастанию независимо от труда. в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результатам (материальным над духовным) человеческой деятельности придается самостоятельность и могущество над людьми Маркс показал, что корни Ф.— в объективном извращении и перевертывании отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций. В ходе строительства нового об-ва преодолеваются источники и формы Ф. и утверждаются “прозрачно-разумные” (Маркс) отношения между людьми как личностями.

Источник: Философский энциклопедический словарь

фетишизм
ФЕТИШИЗМ (от портут. feitico — амулет, магическая вещь) — религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Впервые эта форма верований была обнаружена португ. моряками в Западной Африке в 15 в., а затем многочисленные модификации Ф. были выявлены в религиях почти всех народов. Объектом поклонения — фетишем — мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Обращение людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Напр., прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. Если фетиш не выполнял возложенные на него функции, то он выбрасывался или заменялся др. Очевидно, в глубокой древности люди не наделяли избранные ими в качестве фетиша предметы сверхъестественными свойствами и даже не одухотворяли их. Суть Ф. заключалась в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые не обнаруживались в этих предметах при помощи обычных органов чувств. Поступая так, первобытный фетишист делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались им либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей. Элементы Ф. были обнаружены практически во всех религиях, они также широко распространены в сфере бытовых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся до наших дней вера в амулеты, талисманы, предметы, приносящие удачу или отводящие опасность, является не чем иным, как пережитком первобытного Ф.         А.Н. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ФЕТИШИЗМ
(фр. fetichisme, от порт. feti?o — амулет, оберег, волшебный предмет) — в общем смысле: слепое, безотчетное поклонение ч.-л. Термин «Ф.» используется в соц.-гуманит. науках как в прямом, так и в переносном смысле. Его прямой смысл связан с понятием «фетиш» (фр. fetiche), крым обозначают к.-л. предмет, наделяемый магич. или сверхъестеств. свойствами и являющийся объектом почитания и религ. поклонения. В религиоведении и этнологии XIX — начала XX вв. этот термин использовался для обозначения разл. видов магич. культов родоплеменного об-ва, связанных с поклонением предметам, символам и т.п. Э.Б.Тайлор, в частн., рассматривал Ф. как одну из двух (наряду с анимизмом) исходных форм «первобытной религии», элементы к-рой проявляются в более развитых формах религ. культуры. В совр. религиоведении Ф. рассматривается как универсальное свойство религ. сознания и деятельности, независимо от уровня сложности и развитости религии. Наиболее типичными примерами Ф. явл. иконопочитание, поклонение мощам, религ. символам и т.п. Дополнительное значение термин «Ф.» получил благодаря критике классич. политэкономии Ж.Прудоном, К.Марксом и др. В соц.-экон. теории Маркса большое значение имеет концепция «товарно-денежного Ф.» как ситуации, свойственной буржуазному об-ву, в к-ром личностные и соц. кач-ва индивида вытесняются и замещаются кач-вами вещей, ему принадлежащих. В результате ценность личности заменяется ценностью вещи; но т.к. «универсальной вещью» в буржуазном об-ве явл. деньги, то именно их кол-вом и определяется ценность самой личности. В обл. собственно экон. науки «товарноденежный Ф.» проявляется как неспособность увидеть в стоимости товара опредмеченный в нем чел. труд, а в системе производства и распределения материальных ценностей — личностные и соц. отношения. В XX в. понятие «Ф.» вошло в психиатрию, сексологию и сексопатологию как обозначение сексуальной девиации, при к-рой объектом сексуального влечения индивида становится вещь или часть тела др. человека. Элементы Ф. в этом значении активно эксплуатируются совр. массовой культурой. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФЕТИШИЗМ
(от португ. feitico - зачарованная вещь; через франц. fetiche - поклонение неодушевл. предметам (фетишам), к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. В литературе слову «фетиш», впервые употребленному в нач. XVIII в. голл. моряком Босманом при описании предметов культа населения Гвинеи (Зап. Африка), придавался весьма разл. смысл. Сов. историки религии, закрепив за ним указанное выше значение, признают огромную роль фетишистских верований в истории религии, хорошо показанную Ю. П. Францевым. Ф. - один из наиболее общих и постоянных элементов религии. Он присутствует, хотя и не в одинаковой степени, во всех религиях, от самых примитивных до наиболее сложных. У негрских племен Зап. Африки, где Ф. получил особенное развитие, он существует наряду с господств. культом родовых и племенных предков как культ личных фетишей-покровителей. В ходе истории фетишистские верования менялись. В древнейшую эпоху они, видимо, не соединялись ни с какими анимистич. представлениями: фетиш был предметом почитания сам по себе, а не потому, что в нем усматривали присутствие к.-л. духа. У более развитых народов нередко встречается уже различие между материальным предметом (фетишем) и «обитающим в нем» духом. При этом фетишем может быть какой угодно предмет - камень, палка, дерево, часть тела животного и пр., по обычно это бывает предмет, поразивший воображение суеверного человека. «Распаленная вожделением фантазия, - писал К. Маркс, - создает у фетишиста иллюзию, будто «бесчувственная вещь» может изменить свои естественные свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 1, с. 98). Само почитание фетиша может принимать разные формы: наряду с настоящим поклонением нередко встречается стремление фетишиста заставить фетиш исполнить требуемое. У нек-рых народов Зап. Африки был обычай, прося о чем-нибудь фетиш, вбивать в него гвозди: считалось, что фетиш, испытывая боль от гвоздя, скорее сделает то, что от него требуют. Нередки факты наказания фетиша за «нерадивость» руганью, побоями либо заменой другим фетишем. Ф. распространен и в самых сложных религиях. Напр., в христианстве почитание мощей, икон и пр. есть настоящий Ф. В исламе им является поклонение «черному камню» Каабе в Мекке, почитание мазаров (гробниц святых) и пр., в буддизме - - культ свящ. ступ, субурганов, реликвий в Лхасе и др. местах.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ФЕТИШИЗМ
фр. ietichisme. от порт. волшебство) - в морали это совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей. Выражается в придании им внеисторического (естественного или сверхъестественного) характера; связан с догматизмом в морали и этическим абсолютизмом. Моральный Ф. имеет определенные социальные и гносеологические корни. В классово антагонистическом об-ве, где действуют стихийные социальные законы, как показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологические представления часто отрываются от тех социальных отношений, к-ры-ми они обусловливаются, и приобретают в головах людей вид неких абсолютов, довлеющих над их сознанием. Одна из разновидностей такого явления -моральный Ф., проявляющийся по-разному. Часто в сознании людей нравственные понятия настолько прочно срастаются с теми явлениями, к-рые они характеризуют с т. зр. их морального значения (напр., «Воровство есть зло»), что людям начинает казаться, будто эти явления имеют нравственный смысл сами по себе, независимо от породивших их социальных отношений и от общественной практики человека. Ф. такого рода не только присущ обыденному моральному сознанию, но и получает теоретико-философское выражение в нек-рых буржуазных этических учениях, Так, натуралистическая разновидность Ф. (Натурализм) заключается в том, что моральным ценностям приписывается естественное происхождение. Утверждается, что добро и зло заложены в самом устройстве вселенной или же коренятся в естественной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм). Иногда же происхождение моральных ценностей выводится из некоего абсолютного начала, объективного духа или бога. Добро есть то, что отвечает воле или разуму бога или же соответствует закону абсолютного духа. Такова т. зр. объективно-идеалистической и религиозной разновидностей морального Ф. (Неотомизм, Неопротестан тизм). Иногда Ф. выражается в придании моральным понятиям самоочевидного характера (Интуитивизм). Ф. может проявляться также и в том, что явлениям, имеющим природное происхождение, напр. стихийным бедствиям (наводнениям, пожарам, землетрясениям, эпидемиям), приписывается моральное значение. В них усматривается действие злых космических сил или божественная кара людям за их «прегрешения». Здесь религиозная разновидность морального Ф, смыкается с фатализмом. Социальные корни морального Ф. отмирают в социалистическом об-ве, основанном на общественной собственности на средства производства, где люди ставят под свой контроль действие объективных социальных законов и начинают применять их планомерно и сознательно. По мере того как люди осознают общественный смысл тех нравственных требований, к-рые они выполняют, исчезают и условия, порождающие моральный Ф.

Источник: Словарь по этике

ФЕТИШИЗМ
франц. fetichisme, fetichism — идол, талисман) — отождествление социальных функций предмета с его естественными свойствами. Различные формы фетишизма определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с 1) натуральной вещью, 2) физически-телесным субстратом продукта культуры, 3) естественными особенностями индивида. Фетишизм рассматривался как одна из первых архаических форм религии, которая сакрализовала природные вещи, придала их естественным свойствам сверхъестественное значение. Такая трактовка фетишизма была выдвинута Ш. Де Бросом. Впоследствии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Тайлор рассматривали фетишизм как форму религии, производную от анимизма. И К. Маркс в ранних работах определял фетишизм как первичную форму религии, для которой характерна непосредственная закабаленность предметом, как религию чувственных вожделений (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 98). В более поздних работах он характеризует фетишизм гораздо шире — как социальный феномен, присущий всем обществам и репрезентирующий определенную социальную норму, титул, власть. Так, кресло становится в определенных обществах троном — символом власти. В «Восемнадцатом брюмера...» Маркс обращает внимание на сакрализацию авторитарного властителя, который наделяется сверхъестественными силами «в виде неограниченной правительственной власти, защищающей их от других классов, ниспосылающей им свыше дождь и солнечный свет» (Там же, т. 8, с. 208). Культ авторитарного и харизматического лидера — одно из проявлений фетишизма. В экономических работах Маркса, и особенно в «Капитале», фетишизм становится ведущей характеристикой буржуазного способа производства, соединяя в себе два альтернативных процесса — овеществление общественных отношений и персонификацию вещей. Развитие фетишизма (от фетишизма товара через фетишизм денег к фетишизму капитала) показывает, что буржуазный способ производства неразрывно связан с фетишизацией механизмов социальных отношений и персонификацией безличных социальных регуляторов. Тем самым Маркс анализирует не просто формы фетишистского сознания, а прежде всего объективный процесс фетишизации социальных формообразований, приводящий к отождествлению всякой реальности (в т. ч. и реальности культуры) с чем-то натуралистически данным, а субъекта деятельности и взаимодействия с натуралистически-природным индивидом. Фетишизм проявляется и в тех ценностных ориентациях, которым отдает предпочтение человек, в мотивации на престижное потребление, на приобщенность к миру богатства и власти. Критика Марксом фетишизма буржуазного общества и сознания составляет основу экономического анализа капитализма (что не было понято марксистами, за исключением А. Рубина). В философии 20 в. проблема фетишизма отодвинута на периферию социальной и социологической теорий, а в современном религиеведении фетишизм рассматривается не как одна из ранних форм религии, а как один из структурных компонентов любой мифологии и религии.
Лит.: БогдановА. Падение великого фетишизма. М., 1919; Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание.— «Вестник Социалистической Академии», 1923, вып. 4—6; Рубин А. И. Очерки по теории стоимости Маркса. М.—Л., 1929; ШеховцовА. Марксова теория товарного фетишизма. М., 1961 ; Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964; Brosses Ch. de. Du culte des dieux fetiches. Dijon, 1760.
A. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕТИШИЗМ
франц. fetichisme, от fetiche - идол, талисман), 1) религ. поклонение материальным предметам - фетишам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш» введен голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. ученый Ш. де Брос в соч. «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. под назв.- «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях древних египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220-21). Для Гегеля Ф.- форма первоначальной, непосредств. религии - колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства - фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448).
Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнять желание человека; Тайлор, Спенсер и др. считали Ф. формой анимизма (фетиш - вместилище духа). В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» у мусульман. с. А. Токарев.
2) Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свойствами (самовозрастание стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Ф.- это отождествление обществ. и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеч. деятельности, или природными особенностями индивида.
Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма. Для Маркса Ф. - это не только общий и постоянный элемент религии, но и элемент целого ряда форм сознания, далеких от религии в собственном смысле слова. В религ. мире «...продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом...» (M a p к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 82). Наделение предметов магич. свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религ. сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, бурж. политэкономич. особенно в ее вульгарной форме, и др.). В теории Ф. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономич. обусловленность Ф. бурж. производств. отношениями. Маркс связывает Ф. со сращением символа и вещи, культурно-социальных функций предмета с природным бытием вещи. При этом объект Ф. превращается в некое магич. средство, призванное обеспечить достижение желаемого результата.
В совр. марксистской лит-ре подчеркивается методологич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Марксистские социологи обращаются к теории Ф., раз
витой Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смещение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. л.), критике различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологич. процессов в бурж. обществе.

Источник: Советский философский словарь

ФЕТИШИЗМ
франц. f?tiche, от португ. feiti?o – амулет) – отождествление обществ. функций предмета с его естеств. свойствами, обусловленное процессом овеществления социальных отношений между людьми и персонификацией вещей. Различные формы Ф. определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с 1) натуралистич. бытием вещи, 2) физически-телесным субстратом предмета культуры, т.е. продукта человеческой деятельности, 3) естеств. особенностями индивида. Вначале фетишами становились природные вещи, еще не ставшие предметом человеческой деятельности. Естеств. свойствам вещи или природным особенностям человека придавалось сверхъестеств. значение, и Ф. сопровождался сакрализацией предметов, отд. индивидов, имевшей целью определенное социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фетишем становится уже продукт человеческой деятельности, к-рый репрезентирует нек-рую социальную норму (напр., кресло становится троном, т.е. символом власти, и т.д.). Маркс раскрыл механизм возникновения фетишей, исследовав генезис денежной формы стоимости. Выделение к.-л. предмета среди других, выполняющих одну и ту же функцию, и закрепление за ним этой функции приводят к тому, что он рассматривается как символ данной функции. Но символич. бытие этого предмета, к-рое и составляет его социально-функцион. бытие, становится сопричастным его реальному бытию, т.е. сливается с его естеств. свойствами. Это отождествление символа с предметным бытием, функции с самим предметом характерно для фетишистского сознания от его архаич. форм, когда, напр., слово, языковый символ, отождествлялось с самим предметом (магия слова), до современных его типов (см. Идеальное). Напр., до наст. времени существует такая форма Ф., когда могущество гос-ва персонифицируется в образе некоего авторитета, напр. государя, наделяемого сверхъестеств. свойствами всеведения, непогрешимости и т.п. До Маркса Ф. рассматривался как одна из наиболее архаич. форм религии. Такое понимание Ф. было впервые выдвинуто Ш. де Бросом; Конт, Спенсер, Тайлор рассматривали Ф. как производную форму от анимизма. Гольбах связывал Ф. с невежеством (см. "Система природы", М., 1940, с. 220–21). Гегель анализирует Ф. в связи с переходом человека от непосредственно-вожделеющего к опосре- дованно-трудовому отношению к миру (см. S?mtliche Werke, Bd 15, Stuttg., 1928, S. 310). Различая знаковую, т.е. духовную (говоря словами Маркса, социальную) определенность вещи и ее натуралистически-предметное бытие, Гегель критикует с этой т. зр. Ф., не проводящий такого различения. В знаке чувственный материал, непосредств. предметность репрезентируют своим бытием нечто иное – духовное начало (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 265; т. 7, М.–Л., 1934, с. 83). Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ранних форм религии, для к-рой характерна непосредств. закабаленность предметом. Это – "религия чувственных вожделений" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 98); свои представления, продиктованные бессильным вожделением, человек делает свойствами самой вещи (см. тамже, с. 410). В "Философско-экономических рукописях 1844 г." Маркс обращает внимание на историч. формы Ф. Так, "уже феодальное землевладение заключает в себе господство земли над людьми...", но "...там еще существует видимость более интимного отношения между владельцем и землей, чем узы просто вещественного богатства. Земельный участок индивидуализируется вместе со своим хозяином, имеет его титул ..., его привилегии, его юрисдикцию, его политическое положение и т.д." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 554). Своей наиболее явной формы Ф. достигает при господстве денег, в к-рых стерлась всякая природная и обществ. определенность предмета. В "Выписках из экономистов 1844 г." Маркс фиксирует связь отчуждения и Ф. (см. "Вопр. филос", 1966, No 2, с. 115). В работе "Восемнадцатое брюмера..." Маркс анализирует мистич. веру в авторитет одной личности, когда представитель интересов разобщенных людей наделяется сверхъестеств. свойствами "...в виде неограниченной правительственной власти, защищающей их от других классов, ниспосылающей им свыше дождь и солнечный свет" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 208). Окончат. форму марксова теория Ф. получает в его экономич. работах 60-х гг. Ф. предстает здесь как единство двух противоречивых процессов – овеществления производств. отношений и персонификации вещей. В товарно-капиталистич. обществе отношения между людьми опосредуются вещью, к-рая приобретает благодаря этому особое социальное значение. Происходит "...сращение вещественных отношений производства с их исторически-общественной определенностью..." ("Капитал", т. 3, 1955, с. 843). "...Таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественного свойства данных вещей, присущие им от природы" (там же, т. 1, 1955, с. 78). Человек оказывается здесь лишь персонификацией некоей социальной функции, исполнителем социальной роли, актером, обладающим нек-рой "экономической маской". Ф. денег является дальнейшим развитием Ф. товара. В деньгах стоимость срастается с вещной, натуральной формой предмета, выступающего в функции денег (золотом и т.д.); стоимостно-обществ. отношение приобретает обособленное материальное существование (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 4, 1925, с. 63). Теперь товары в своей качественно-предметной определенности обмениваются на символический всеобщий продукт, нек-рый предметный знак – деньги, символич. бытие к-рых срастается с их естеств. формой. Своей высшей формы Ф. достигает в капитале, приносящем проценты. На примере определенной историч. формы Ф. – товарно-денежного Ф., Маркс показал, что социальная структура общества, основанного на частной собственности, углубляющемся разделении труда и обществ. дифференциации, неизбежно прибегает к фетишизации собств. механизмов и персонификации безличных социальных регуляторов. Анализируя противоречия конкретного и абстрактного труда, Маркс разграничил две сферы – сферу культуры как творчески предметной, качественно-специализированной деятельности и сферу социального, где осуществляется обезличивание, уравнивание неоднородного и качественно различного. Ф. характеризуется отождествлением культурного и социального: предмет культуры получает социальное значение, т.к. становится посредником в обществ. отношениях между людьми, а затем и предметным воплощением функцион. механизмов социального бытия. Напр., каждый продукт культурно-историч. деятельности человечества при капитализме обретает стоимостные характеристики: "...стоимость превращает каждый продукт труда в общественный иероглиф" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 84). Некритически фиксируя превращенные формы социального процесса (см. Форма превращенная), фетишистское сознание принимает эту видимость социальной действительности за ее сущность (см. Иррационализм, ФЭ, т. 2, 1962, с. 320–21; ср. также критику вульгарной политич. экономии – К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 830). Реальность рассматривается при этом исключительно как нечто данное, "вещное", а человек – как натуралистически-предметное существо. Современное фетишистское сознание проникнуто утилитаризмом и по своей сути является потребительским, видя в обладании и потреблении вещи единств. цель и стимул человеческой жизни. В условиях разобщения социальных связей человек может обрести хотя бы иллюзорную мощь, только приобщившись к сверхъестеств. силам фетиша. В современном гос-монополистич. капитализме сама возможность быстрой смены вещей является показателем социального престижа личности, ее приобщенности к миру богатства и власти. См. Отчуждение. Лит.: Франк С. Л., Теория ценности Маркса и ее значение, СПБ, 1900; Богданов ?., Падение великого ?., ?., 1910; Лукач Г., Материализация и пролет. сознание, "Вестн. Соц. академии", 1923, кн. 4–6; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М.–Л., 1929; Марк Ан., Критика Ф. в творчостi Маркса. X., 1931; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия. М.–Л., 1959 (имеется библ.); Шеховцов А. В., Марксова теория товарного Ф., М., 1961; Токарев С. ?., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Ibarrоlа I., Ali?nation, th?orie de la valeur, travail et f?tichisme, "Economie et politique", 1965, No131, p. 107–16; Althusser L, Balibar ?., ?stab1et R., Lire le Capital, t. 2, P., 1965. См. также лит. к ст. Овеществление, Отчуждение. А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
85.23 кб

Делегирование и политический фетишизм

Бурдье Пьер
Читать PDF
199.02 кб

ФЕТИШИЗМ СЕГОДНЯ

Морозов Артем
Читать PDF
247.68 кб

О субъекте наслаждения: фетишизация и проблема другого

Панкова Екатерина Сергеевна
Статья посвящена анализу нового социального героя субъекта наслаждения. Методологией исследования является интеграция двух крупнейших школ XX в. психоанализа и философии постмодерна.
Читать PDF
731.50 кб

Эстетическая природа фетишизма

Соболев Юрий Викторович
Рассматриваются основные тропосы фетишизма в культуре: религиозные, психологические, эстетические. Обращаясь к фундаментальным работам, посвященным фетишизму (труды Ш. де Бросса, К. Маркса, З. Фрейда, Е. Кагарова и др.

Похожие термины:

  • ФЕТИШИЗМ ЭЛИТАРНОСТИ

    особая форма фетишизма рассматривающая массовые процессы а обществе, человеческую историю как результат свободной воли правящей элиты, ее произвольного, опирающегося на насилие манипулирования
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ

    представление, что развитие общества определяется господствующей идеологией и что для изменения существующего порядка необходимо сменить идеологию, например, марксизм на православие. И. ф. - вера
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ФЕТИШИЗМ

    см. Персонификация.
  • ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

    см. Фетишизм.
  • КОМПЬЮТЕРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

    преувеличение, абсолютизация возможностей совр. информационно-вычислительной техники в решении социально-экономических, политических, идеологических и др. проблем капиталистического общества.
  • ФЕТИШИЗМ КРАЙНОСТЕЙ

    форма фетишизма, которая придает значимость любому явлению лишь с точки зрения его реального или потенциального (возможно, иллюзорного) сползания к крайности в свете логики инверсии. Например, на
  • МАШИННЫЙ ФЕТИШИЗМ

    наряду с экономическим, политическим и другими формами фетишизма является элементом псевдосинкретизма на определенных этапах его развития. Формы фетишизма существуют, вытесняя друг друга и пере
  • НРАВСТВЕННЫЙ ФЕТИШИЗМ

    важная форма фетишизма, заключающаяся в сведении всех социальных процессов, социальных отношений, идей, прогнозов и т. д. их нравственной оценке, определяющая роль этой оценки для решения судьбы с
  • ОРГАНИЗАЦИОННИЙ ФЕТИШИЗМ

    Представление, что способность административными методами формировать организационные отношения - волшебный ключ к решению основных проблем общества, прежде всего модернизации, включения каждо
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ

    одна из форм фетишизма, массовых иллюзий общества, особенно среди части интеллигенции, одно из проявлений основного заблуждения массового сознания и основного заблуждения интеллигенции, уверенн
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ

    или социологический техницизм) – концепции социального  развития,  основу которых составляют два принципа: наделение техники способностью к спонтанному, самопроизвольному, самодовлеющему разв
  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФЕТИШИЗМ

    абсолютизация информации, придание ей универсального космического характера «Мир — информационен, Вселенная — информационна; первичное — информация, вторичное — материя. Не бытие определяет с
  • ПАНМАТЕМАТИЗМ ИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ

    концепция, в рамках которой достоинства всех наук приписываются исключительно математике.
  • ФЕТИШИЗАЦИЯ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

    форма фетишизма, объясняющая поступки людей их явными или скрытыми потребностями, мотивами, которые, естественно, заданы людям их биологической природой, идеологией, влиянием злых сил, алкоголем
  • ФЕТИШИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

    одна из форм фетишизма, заключающаяся в абсолютизации своих (личных, групповых) возможностей строить, конструировать социальные отношения в соответствии со своими идеалами, со своей способностью
  • ФЕТИШИЗАЦИЯ ЗЛА

    стимулируемая манихейством вера в то, что реальной основой социальных процессов, тех или иных событий как в повседневной жизни, так и мировой истории является зло. Его можно уничтожить в едином ре