Фатализм
Вера в неизбежность всего происходящего. Фатализм отбивает охоту к действию, и всякий фаталист прежде всего ленив или должен быть ленивым.
Источник: Философский словарь.
ФАТАЛИЗМ
определяемый судьбой) - мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум).
Источник: Тематический философский словарь
Фатализм
(fatum) — учение, утверждающее, что все в человеческой жизни происходит по предопределению рока. Фатальный — роковой, совершающийся по предопределению рока или судьбы.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
ФАТАЛИЗМ
(от лат. fatum - судьба) - убеждение, что ход грядущих событий полностью предзадан и людям не дано что-либо изменить в этом. С христианской верой несовместим. (См. также: СУДЬБА).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Фатализм
взгляд, согласно которому социальное развитие имеет непреложный, неизбежный и неотвратимый характер, а люди своими действиями не могут ни задержать это развитие, ни изменить его направление.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ФАТАЛИЗМ
(Fatalismus; от лат. fatalis — «определенный судьбой») — вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Фатализм
(от лат. fatalis – роковой, предопределенный) – мировоззренческая позиция, утверждающая неизбежность всего происходящего в природе, обществе и жизни человека, предопределенность любых событий (роком, судьбой), что исключает свободу выбора и случайность.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Фатализм
вера в абсолютную предопределенность хода событий,
в изначальную предустановленность судьбы человека, страны, государства, цивилизации, мира в целом (т. н. Закон Кармы), которую человек, следовательно, изменить не в силах ни при каких обстоятельствах и может лишь покорно следовать ее извивам, безоговорочно принимать ее "презенты".
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Фатализм
/D/ Fatalismus; /E/ Fatalism; /F/ Fatalisme; /Esp./ Fatalismo.
Философская позиция, согласно которой социальные изменения происходят только под влиянием объективных законов, обстоятельств. Замыслы и деятельность отдельных людей не может оказать сколь-нибудь значительного влияния на поступательное движение,развитие истории.
Источник: Философия, практическое руководство
ФАТАЛИЗМ
вера в рок, судьбу, предопределение; философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развертывания событий, что отрицает свободу выбора и случайность Фатализм возникает и развивается как доктрина на основе абсолютизации положений механистического детерминизма, что не совместимо с фундаментальными свойствами материального мира его открытостью и неопределенностью (незавершенностью).
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ФАТАЛИЗМ
лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) - соответствующий поведенческий принцип. Уже в древней мифологии встречаются представления о господстве рока не только над людьми, но даже над богами. Ф. пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию получил Ф. в философских концепциях: окказионализм, предустановленная гармония, детерминизм Лапласа и др. В историко-философской традиции Ф. противостоит волюнтаризм.
А.А. Круглов
Источник: Новейший философский словарь
Фатализм
(лат. fatum – судьба, рок) – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в божественное предопределение. Наиболее присущ исламу. В общем значении – это взгляд, согласно которому предопределено все в космосе, в жизни каждой личности и социальных групп, при этом причины предопределения недоступны человеческому познанию и не поддаются человеческому воздействию. Термин фатализм был введен в философию Г. В. Лейбницем и Б. Спинозой. Фатализм выступает в двух версиях – религиозной и философской. Фатализм религиозный предопределенность судьбы видит в действиях сверхъестественных сил (Бога, богов, божеств) и иногда приводит к вере в предназначение. Фатализм философский есть условие и основание крайнего детерминизма (см. Детерминизм). В каждой из этих версий отрицается объективность случайного и свобода воли человека.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Фатализм
(от лат. fatum – рок, судьба) – до сих пор достаточно распространенная мировоззренческая позиция, согласно которой все совершающееся однозначно предопределено, что исключает вторжение случайностей, вероятностный характер детерминации, свободу выбора и, тем более, творческое доопределение бытия. Эта предопределенность обосновывается волей бога (богов) или пониманием детерминации как абсолютной необходимости. Коренная ошибка Ф. заключается в неучитывании того, что, во-первых, мир бесконечен и любое сущее подвержено вторжению бесконечности. И, во-вторых, любое сущее, помимо наличия внешней детерминации, обладает внутренней программой. Первое вводит в действие случайность, второе – свободу и творчество, первое и второе вместе – вероятностность.
Ист.: Сагатовский В.Н. Социальная синергетика и концепция доопределения бытия // Философские науки, 2007, № 6 (См. также: http://vasagatovskij/narod/ru).
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
Фатализм
(от латинского fatalis – роковой, предопределенный судьбой) является исторически первой философской попыткой разрешить проблему свободы (воли) и ее обусловленности или даже обреченности подчиняться внешним обстоятельствам, которые предначертаны роком или Богом. Жизнь в обществе, в этом отношении, убедительно демонстрирует отсутствие свободы или, по крайней мере, ее относительность, а не абсолютность. Индивид не сам выбирает место, время, социальную среду, в которую оказался заброшенным в силу обстоятельств, предшест- вующих моменту его рождения; его с пеленок знакомят с правилами, нормами, принятыми в обществе, объясняют, что есть долг, обязанность, традиция, как надо поступать в той или иной ситуации, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что, наоборот, вредно, преступно, несправедливо, неразумно и т.д. Создается впечатление, что за человека уже все предрешено, предопределено судьбой событий в природе, обществе и индивидуальной жизни. Такая позиция получила название фатализм. В античной традиции предельно возможное свое выражение свобода находит в действиях героя, преодолевающего судьбу и тем сравнивающегося с богами. Что касается простых смертных, то в их отношении признается приоритет жизненного провидения, а не свободной воли, которая, в конечном счете, вынуждена следовать обязанности и долгу.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
ФАТАЛИЗМ
(от лат. fatalis – роковой, определенный судьбой) – учение, согласно которому всё совершившееся в мире должно было совершиться обязательно. Ф. рассматривает судьбу как основной объяснительный принцип происходящего. Для Ф. характерно признание неизбежности наступления определенного события и одновременно – непознаваемость его причин.
Существуют различные формы Ф. Мифологический Ф. предопределенность жизненного пути человека, всех событий в мире объясняет, ссылаясь на космическую необходимость, принципиально скрытую от человека. Предвидение будущего в рамках этой формы Ф. носит мистический характер. Рационалистический Ф. XVII–XVIII вв. опирается на механистическую картину мира, тесно связан с детерминизмом. Ярким выражением рационалистического Ф. являлся лапласовский детерминизм. П. Лаплас считал возможным абсолютное предвидение будущего на основе абсолютного знания о настоящем. Случайность как непознанное человеком становится орудием рока.
Своеобразие Ф. в понимании истории обусловлено возможностью для отдельной личности стать носителем роковой случайности. «Мужем рока» называл Наполеона Лермонтов , о Ленине как о «человеке судьбы» писал Н. Бердяев . Современные фаталистические настроения в массовом сознании чаще всего связаны с непредсказуемыми последствиями научно-технического прогресса.
Источник: Краткий философский словарь.
ФАТАЛИЗМ
лат. fatum - судьба; fatalis - роковой, неотвратимый) -воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающие отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Применительно к морали Ф. имеет различный смысл. Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство об-ва (Стоицизм). Фаталистическим является, напр., религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения (Эсхатология). Иногда, напротив, Ф. выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение, приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной воли, к-рые должны поэтому приложить все силы ради исполнения предначертанного. Такие проявления Ф, обычно смыкаются с фанатизмом. Марксистская этика исходит из историко-материалистиче-ского учения об объективных законах развития об-ва и роли масс и личности в истории. Она считает, что исторические законы, определяя общий ход развития об-ва тем не менее оставляют место для морального выбора, поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их нравственной оценки.
Источник: Словарь по этике
ФАТАЛИЗМ
доктрина или установка, согласно которой все события безвозвратно предопределены. Фатализм — религиозная установка, затрагивающая события человеческой жизни. Отличается от детерминизма, направленного на природные события и представляющего собой научный принцип. Тогда как научный детерминизм противостоит индетерминизму (недетерминированности природных феноменов), фатализм противостоит человеческой свободе: по нему, человеческое существование предопределено заранее, в соответствии с определенным законом, неоспоримой судьбой. Большинство древнегреческих учений признает, что одна и та же необходимость (ананке) управляет и жизнью людей, и жизнью богов: этот всемогущий фатум присутствует в греческой трагедии, где трагическое связано с бессилием человеческой воли перед лицом судьбы (например, «Царь Эдип» Софокла); мы вновь находим его в философии стоиков. Все христианские теории «предназначения» жертвуют свободой в пользу Провидения. Фатализм или свобода? Следует заметить, что судьба — предмет веры, а фатализм — сентиментальная позиция, простая гипотеза, тогда как свобода — данность сознания, представляющая в опыте волевой акт, подтверждаемый успешным действием, когда наша свобода осуществляет нечто, что без ее инициативы никогда бы не существовало. И отнюдь не случайно, что в схоластической философии фатализм считался «ленивым аргументом».
Источник: Философский словарь
Фатализм
(от лат. fatalis — предопределенный судьбой, роковой) — антинаучная концепция о предопределенности событий в природе, об-ве, в жизни отдельного человека. В той или иной форме Ф. присущ многим идеалистическим учениям. В религ. мировоззрении Ф. занимает важное место. Признание бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме. В ряде религ. направлений имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются «свободной волей», правом самим распоряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология приходит к неразрешимому противоречию, ибо оказывается не в состоянии примирить божественную волю со свободной волей» человека. Ф. несовместим с научным мировоззрением, к-рое исходит из принципа объективной необходимости, закономерности в природе и в об-ве. Человек не может по своему произволу изменить закон. Но это не означает его пассивности, бессилия перед силами природы. Открывая законы природы или общественного развития, человек использует их в своей деятельности. В противоположность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправедливости эксплуататорского об-ва, внушает людям необходимость смирения с «неизбежными» обстоятельствами.
Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.
ФАТАЛИЗМ
философское или религиозное учение о полной зависимости людей либо от «высших сил», «провидения», «божественного предустановления», либо от неотвратимого действия законов окружающей действительности, к-рым люди должны подчиняться безоговорочно. В основе Ф. лежит неразвитость научного познания, неправильное решение вопроса о причинности, о соотношении необходимости и случайности. Он связан с преувеличением роли необходимости, ее абсолютизацией. Ф. связан также с отрицанием значения свободной деятельности людей как средства реализации общественной необходимости (Свобода и необходимость). Исторический Ф. отражает преимущественно настроения таких классов и слоев общества, к-рые не видят перспектив прогресса. Идеологи господствующих классов, ставших реакционными и идущих к своей гибели, угрозу социальной революции, ликвидации господства этих классов рассматривают как неизбежное «крушение мира», «гибель цивилизации», «сумерки культуры» и т. д. Ф. в его «оптимистическом» варианте может проявляться в период прогрессивного развития тех или иных социальных сил (напр., у французских материалистов 18в.V, в условиях процветания данного общества и присущей ему системы отношений, когда законы данного общества истолковываются как «вечные», «неизменные» и т. д., а любое выступление против существующих порядков — как бесполезный бунт против «священных» устоев. Во всех случаях Ф. противоречит подлинно научному, марксистскому мировоззрению.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Фатализм
(лат. f atalis — роковой) — философская концепция, согласно к-рой в мире и в человеческой жизни все предопределено роком и судьбой. Еще в древн. мифологии было распространено представление о господстве рока над людьми и даже над богами. В истории философии концепция Ф. получала различные интерпретации в зависимости от того, как решался вопрос о свободе воли. В теории предопределения (окказионализм, предустановленная гармония) и т. п. человек понимался как безвольная игрушка бога или природы, однажды заведенная и неспособная изменить предначертанный ход событий. Этой разновидности Ф., полностью отрицающей свободу воли, противостоит др. крайность — волюнтаризм. Религиозный Ф. (Ислам, Августин, Лютер, Кальвин и др.) с некоторыми оговорками признавал свободу воли человека, но никогда не йог примирить «добрую» волю бога со «злой» человеческой волей. Законченное выражение Ф. получает в тех философских учениях, к-рые проповедуют абсолютное повторение всех событий в каждом цикле космического круговорота («вечное возвращение» у пифагорейцев, Ницше и др.). Эта концепция рассматривает случайность и свободу человека как орудие и предпосылку судьбы и тем самым признает, что человек является творцом своей судьбы. Напр., в насквозь фаталистичной и одновременно волюнтаристской философии Ницше из «любви к року» вытекала «воля к власти». Исторически Ф. играл в целом реакционную роль. С одной стороны, понимание судьбы как данного свыше «расписания» жизни человека развивало пассивность, рабское подчинение обстоятельствам. С др. стороны, уверенность во всемогуществе высшей воли, ведущей «избранников судьбы» к неизбежной победе и господству, обусловливала религиозный фанатизм.
Источник: Философский словарь. 1963
ФАТАЛИЗМ
лат. fatalis - роковой, предопределенный) - учение о предопределенном порядке вещей, о подчиненности человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира или о роковом смешении стихийных сил, порождающих "железную" логику необходимости. В различных своих вариациях Ф. рассматривает логику событий как внешнюю по отношению к человеку; в одних трактовках эта логика складывается из действия сверхъестественных сил, в других - как результат естественных изменений и взаимодействий, в третьих - как проявление общественных закономерностей. В любом случае - идет ли речь о природных условиях или условиях, создаваемых людьми, - совокупность условий рассматривается как порядок, предопределяющий человеческую деятельность и ее результаты. Наряду с бытовым Ф. ("кому суждено быть повешенным, тот не утонет", "человек должен влачить свою судьбу"), существуют научные формы Ф., связанные с преувеличением роли отдельных законов или с онтологизацией объяснительных схем, с отождествлением этих схем и реальной связи событий. Так, весьма распространенной является форма Ф., исходящая из механической трактовки логики вещей, рассматривающая природные и социальные законы как жесткие сцепления причин и действий; космос, природа, общество представляются механизмами, в которых нет места для творческой деятельности людей, для их предметной самореализации. В конце XX в. возникают новые стимулы для фаталистических настроений и концепций. Этому способствуют: существенная коррекция теорий о преобразующей роли человека, возрастающее значение экологической проблематики, распространение конформизма в связи с наступлением массовой культуры и стандартизацией личностного бытия.
В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь
ФАТАЛИЗМ
лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно к-рой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально Ф. развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии Ф. проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется. В учении Лейбница о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к Ф. Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека (католицизм, православие). В марксистской философии органически связано действие законов развития об-ва и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости. Марксизм усматривает корни Ф. в интересах определенных социальных сил и показывает; что лишь в результате создания гуманного и справедливого об-ва постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФАТАЛИЗМ
рок", "судьба") – мировоззрение, которое исходит из положения о том, что каждое событие и каждый человеческий поступок уже заранее изначально предопределен. Согласно этой позиции все должно свершиться так, как хочет того слепой рок, и человек ничего не может изменить в этом течении событий. Тем самым фатализм исключает свободу, свободный выбор и действие случайности. Поэтому анализ фатализма пересекается с анализом таких понятий и проблем, как взаимодействие необходимости и случайности, необходимости и свободы, волюнтаризма, судьбы и свободы выбора. Фаталистические воззрения возникли как попытки решения именно этих вопросов. Существует несколько разновидностей фаталистических взглядов. Изначально, это действия темных сил, действительно слепого рока, судьбы (мифологическое, обыденное понимание). Позднее данная точка зрения дополнилась религиозным (теологическим) фатализмом. Согласно теологическому фатализму Бог еще до их рождения предопределил одних людей, их душу к "раю, спасению", а других – к "аду, погибели". Правда, православие и католицизм допускает свободу выбора и не ставит так жестко вопрос о божественном предопределении. Можно выделить также натуралистический (рационалистический) фатализм, который связывал деятельность человека с проявлением неумолимой необходимости-закономерности, абсолютным детерминизмом – сцеплением причин и следствий, появляющихся обязательно, и которые человек не в силах прервать или как-то изменить (Демокрит, Гоббс, Спиноза, Лаплас, Ломброзо и др.). Поэтому свобода – это только познанная необходимость (Спиноза), хотя в рамках этой необходимости человек мало что может сделать. Свобода фактически противопоставляется необходимости и фаталистический момент в этой трактовке все же имеет место (см.свобода, судьба).
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ФАТАЛИЗМ
мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы. Фатализм отрицает свободную волю человека, а также не признает ничего случайного. Значительный элемент фатализма присущ античным представлениям о Мойре и фатуме. Мойра (олицетворялась образом богини мифологии) - доля или участь человека, темная, безличная справедливость, незаинтересованная в человеке, холодная и равнодушная к человеческим страданиям. Фатум (в Древнем Риме) - предопределенность всех событий человеческой жизни, рок, предусматривающий неизбежную кару за всякое проявление свободной воли, за всякую самостоятельность, за стремление к удовлетворению индивидуальных желаний. От фатума так же невозможно уйти, как от власти римской администрации. Христианство противопоставило фаталистическим представлениям концепцию провидения, разработанную св. отцами церкви на основе идей Откровения. В отличие от фатума провидение действует осмысленно, оно не отрицает, а предполагает свободную волю человека. Божественное провидение посылает человеку испытания, которые он в силах выдержать, будучи уверенным в их особом, высшем смысле. Задача человека в расшифровке этого смысла, » осмыслении выпавших на его долю жизненных ситуаций, которые рассматриваются как символы провидения, указывающего путь к спасению души. Фаталистическим представлениям свойственно возрождаться на базе тех или иных теорий (механическое естествознание, астрология и др,), которые считаются в данную эпоху передовыми, модными и т. п. Они свидетельствуют о поисках человеком смысла жизни, о невозможности смириться с бессмысленностью существования. Однако фатализм не дает подлинного ответа на смысложизненные вопросы, настраивает на пассивность, на покорность слепой судьбе.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Фатализм
лат. fatalis – роковой < fatum – рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в неизменное божественное предопределение. (от лат. fatalis — предопределенный судьбой, роковой) ? мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа Ф. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как иррациональную темную судьбу; теологический Ф. — как волю всемогущего божества; рационалистический Ф. (сливающийся с механистическим детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространен на заре культуры; позднее он оттесняется на периферию мысли, выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, Позднее Возрождение и т. д. — вплоть до астрологических увлечений в буржуазном обществе XX в.), подвергается переосмыслению в иррацио-налистическоп философии жизни (О. Шпенглер) и у ее эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологический Ф., учащий, что Бог еще до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других «к погибели», получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, сформулированная в спорах VIII-IX вв.), в некоторых христианских ересях Средневековья (у Готшалька, IX в.). в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная теология православия и католицизма ему враждебна. Соединение теологического Ф. с рационалистическим наблюдается у Г. Пифона. Рационалистический Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, для Б. Спинозы, Т. Гоббса и других представителей механистического детерминизма (напр., учение Лапласа о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент). Поздний и философский бессодержательный вариант рационалистического Ф. - представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследственной биологической конституцией (Ч. Ломброзо), модное на рубеже XIX и XX вв. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
ФАТАЛИЗМ
(от лат. fatum - рок, судьба) - антинаучное воззрение, согласно к-рому жизнь людей целиком направляется сверхъестеств. неотвратимой силой: роком, судьбой, божеств, волей, а человек бессилен изменить ход событий. Фаталистич. воззрения возникли и развились как религ. отражение придавленности людей первоначально гл. о. стихийными силами природы, а затем также классовым гнетом, перед к-рыми человек чувствовал свое бессилие. В мифологич. системах религии фаталистич. представления о роке, судьбе персонифицировались (см. Парки, Мойры, Фортуна); в таких религиях, как христианство, ислам, иудаизм, они связывались с представлением о воле «всемогущего бога» (см. Предопределение). Ф. вреден не только тем, что придает мистич. характер мировоззрению людей, но и тем, что приучает их заниматься гаданиями и молитвами несуществующим богам, тем самым снижая активность людей. Эксплуатат. классы используют фаталистич. представления людей для укрепления порядков эксплуатат. общества. К Ф. ведет всякая религия, хотя христ. богословы, как правило, пытаются доказать, что их учения не имеют ничего общего с Ф. Основой Ф. в философских системах является метафизич. отрицание случайности и непонимание соотношения свободы и необходимости. Такого рода метафизичность была характерна, напр. для франц. материалистов XVIII в., к-рые, признавая только необходимость и отрицая случайность, но существу сводили на нет свободу воли. Так, Гольбах писал: «необходимость, управляющая движениями физ. мира, управляет также движениями мира духовного, в к-ром, следовательно, все подчинено фатальности» (Гольбах П. Система природы. М., 1940, с. 131). Тезис Гольбаха был направлен против католич. учения о свободе воли человека. Однако с подобных позиций невозможно дать научную критику религ. учения о предопределении. Марксизм впервые дал научное диалектико-материалистич. решение вопроса о соотношении свободы и необходимости, необходимости и случайности. В отличие от фаталистич. детерминизма, марксистский детерминизм «не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Ленин В. И. Соч. Изд. 5. Т. 1, с. 440), устанавливая, что человек не является беспомощным орудием законов природы и общества, игрушкой слепой необходимости, а располагает и свободой воли. Но эта свобода заключается не в независимости от законов природы и общества, а в познании их и овладении ими. «Свобода воли означает... не что иное, как способность принимать решения со знанием дела», - указывал Ф. Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф. Изд. 2. Т. 20, с. 116). Решение марксизмом проблемы свободы воли и необходимости дает возможность научно разоблачить Ф.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
ФАТАЛИЗМ
от лат. fatalis — роковой, предопределенный) — представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.
В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).
В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, «Царь Эдип», «Эдип в Колоне»). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь.
Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода есть химера» (Здравый смысл. М., 1941, с. 60).
Фатализм нашел своеобразное проявление в теории «вечного возвращения» Ф. Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственности (Н. А. Бердяев, Ж. П. Сартр). Помер видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т. н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.
Лит.: Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Березовский Г. В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996; Cioffaan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y, 1935.
К. Е. Новиков
Источник: Новая философская энциклопедия
ФАТАЛИЗМ
от лат. fetalis – предопределенный судьбой, роковой) – мировоззренч. концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное. Ф. исходит из признания неизбежного хода вещей и тем самым исключает становление новых возможностей. Детерминацию обществ.-историч. действительности Ф. рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестеств. и божеств. воля (теологич. Ф. и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое "естественное" устройство мира с безраздельным господством природной необходимости и т.д. Крайний Ф. отрицает случайность вообще, умеренный Ф. допускает ее как форму опосредствования фатума. Ф. можно рассматривать как рационализацию древней мифологич. концепции судьбы: в Ф. на место фатума слепого и непроницаемого ставится фатум, поддающийся распознанию, – миропорядок, в к-ром человек получает возможность стать сознат. и преуспевающим его проводником. Классич. форма Ф. в античности – стоицизм, особенно римский. Стоич. Ф. резюмировал положение индивида перед лицом всеподавляющего могущества социальных сил (империй, войн и т.п.): "Болящего судьба ведет, а неволящего влачит" (Сенека, Письмо к Луцилию). Христ. идеология в рамках общей фатальности (см. Предопределение) вводит свободу воли индивида. Католицизм осуждает крайний Ф. как ересь. Вообще в смягченных вариантах Ф. считается обязательным проявление фатума, или провидения (см. Провиденциализм), или законов истории через посредство деятельности людей: фатум нуждается в них как исполнителях (напр., у Вико). Лейбниц, проводя умеренный Ф. и критикуя Ф. крайний, отводил свободе сферу единичных вещей, тогда как закономерности относил к "предустановленной гармонии". Фихте возвел деятельность в принцип, однако эта деятельность оказалась надиндивидуальным началом, господствующим над историей реальных людей: это предполагает "...понятие наперед определенного... м и р о в о й п л а н, ...из которого можно было бы полностью вывести главные эпохи человеческой земной жизни..." ("Осн. черты совр. эпохи", СПБ, 1906, с. 5). Шеллинг, при всем своем стремлении изобразить историю как "сценическое действие" и предоставить индивидам свободное "соавторство" в нем, истолковал роли людей как охватываемые изначальным единством и всецело производные от него, так что "...сама история... являет вековечную тождественность и вековечную основу гармонии..." ("Система трансценден-тального идеализма", Л., 1936, с. 356). Гегель вернулся к Ф., когда утвердил господство отчужденных абстрактных форм: "деспотизм всеобщего над особенным", "хитрость разума" в истории. В противоположность идеалистич. и теологич. Ф., к-рый ставит над миром сверхъестеств. силу – "божественную волю", "мировой разум", метафизически-материалистич. Ф. (Гоббс и др.) возводит в абсолют естеств. силы (Субстанцию, Среду): "...вещь делает ..., она делает так, как определено природой, и иначе не может" (Спиноза В., Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 203). Ф. здесь есть прямое следствие тезиса: человек – "часть" природы (см. тамже, с. 204; возражения Канта см.: Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 188, 217, 431). Отсюда выводилось требование: "...покоримся природе..." (Гольбах П., Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 262). Др. вариант материалистич. Ф. – это метафизич. истолкование истории с т. зр. "теорий среды", в т.ч. экономический материализм. Марксизм, критикуя как волюнтаризм, так и Ф. во всех его вариантах, видит социальную природу и корни Ф. в неразвитости обществ, человека и его творч. сил. Затерянность в системе классовых отношений, под гнетом иерархии отчужд. функций, манипулирование человеком и диктат антагонистич. гос-ва, господство к-рого "...заменило собой средневековое сверхъ-естественное небо с его святыми", "...этот мертвящий кошмар" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 544, см. также с. 339, 598) воспитывают пассивно-комформистское, фаталистич. сознание. Человек кажется обреченным быть рабом порядка вещей, прикованным к своему месту в системе разделения обществ. труда, к-рое "наподобие рока" существует "...вне индивидов, независимо от них" (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 91). Апологетич. и охранит. идеология классово-антагонистич. общества заинтересована в закреплении фаталистич. представлений, парализующих способность к историч. творчеству, внушающих настроение смиренной покорности "фатуму" и обыват. безразличия. Вместе с тем к Ф. прибегает также и авантюристич. субъективизм, пытающийся выдать свой произвол за предопределенный и единственно правильный образ действий и суждений. Марксизм отвергает Ф. с позиций диалектики объективного и субъективного, исследуя законы обществ. развития как имманентные деятельности людей. Если объективист толкует о "непреодолимых исторических тенденциях", превращая всякое объяснение в оправдание, марксизм, напротив, показывает, кто (какой класс и т.п.) ответственен за якобы само собой происходящее (см. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 380, а также с. 400 и т. 18, с. 302). В историч. драме нет кем-то или чем-то предначертанного "сценария" с гарантированным финалом, она вершится самими людьми-авторами в созидании и борьбе. Идейная борьба против Ф.-составная часть революционно-гуманистич. борьбы за "истинное царство свободы", коммунизм. Лит. см. при ст. Судьба, Детерминизм, Исторический материализм, Необходимость, Свобода, Свобода воли. Г. Батищев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.