(Fate, Fatalism).
Греки персонифицировали судьбу в образе богини Мойры, определяющей человеческую участь. В классической мысли судьба считалась выше богов, поскольку даже они были бессильны перед ее всеобъемлющей властью. Судьба не случай, крый можно определить как отсутствие законов, но вселенский детерминизм, не имеющий высшего смысла или цели. В классической мысли, как и в религии Востока, судьба темная, зловещая сила, вера в крую присуща трагическому мировидению. Она означает не отсутствие свободы, но подчинение свободы.Это трансцендентно заданная необходимость, покорившая свободу (Тиллих). Судьба слепа, непостижима и неизбежна.
В христианстве эллинистические представления о судьбе уступают место учению о провидении, или промысле Божьем. Если судьба зловещая, безличная сила, препятствующая и господствующая над человеческой свободой, то провидение дает человеку свободу для исполнения его высшего предназначения. Судьба лишает человека свободы; провидение позволяет осуществить подлинную свободу, подчинившись Богу и положившись на Него. Провидение означает руководство и поддержку любящего Бога, помогающего перенести тяготы жизни; судьба это закон случайности , пронизывающий все человеческие стремления. Судьба сулит в будущем опасность и неизвестность; провидение наполняет будущее надеждой. Судьба безлична и иррациональна; провидение в высшей степени личностно и сверхрационально.
Фатализм характерен для древних стоиков и многих направлений индуизма, буддизма и ислама. Концепции, близкие к идее судьбы, развивали многие современные философы О. Шпенглер, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, А. Шопенгауэр.
D. G. Bloesch (пер. А. К.) Библиография: W.C.Greene, Moira: Fate, Good and Evil in Greek Thought; R. Guardini, Freedom, Grace, and Destiny; P. Tillich, "Philosophy and Fate", in The Protestant Era, and The Courage to Be; H. Ringgren, ed., Fatalistic Beliefs in Religion, Folklore, and Literature; J. Den Boeft, Calcidius on Fate.
См. также: Свобода, Свободная воля и детерминизм; Провидение Божье.