Фантастика

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Фантастика
греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ вв. развивается научная фантастика.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Фантастика
делится на достаточно серьезную фантастику: изобретения ситуаций, предостережения (детективы, научно-философские исследования и т.п.), современные сказки для детей (этические, художественно-эмоциональные и т.п.) - и наукообразный бред (популяризация научных знаний и доктрин).
Фантасты и "зеленые" рассмотрели огромное количество сценариев возможного развития человечества и здесь их не удивишь и не переплюнешь. В то же время и те, и другие делают каждый свое "черное дело", создавая иллюзию, что есть люди, которые все знают и все предусмотрят, всего, что необходимо, добьются, в общем: можешь спать спокойно, дорогой товарищ обыватель. Товарищ спит, а время идет и уходит безвозвратно, так как ни те, ни другие не относятся к "лицам, принимающим решение".
Реальные сценарии развития событий, изложенных в фантастических произведениях, как правило, гиперболизированны и создают иллюзию, что этого никогда не будет.
Если отнестись к предостережениям фантастов серьезнее, то можно в их произведениях найти много интересного, поучительного и применимого к повсеместной действительности.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

фантастика
ФАНТАСТИКА — в литературе, искусстве и некоторых др. дискурсах изображение фактов и событий, которые, с точки зрения господствующих в данной культуре мнений, не происходили и не могли происходить («фантастических»). Понятие «Ф.» является культурно и исторически относительным, поскольку представления о том, какие именно факты могут происходить в реальности, зависят как от характерного для данной культурной эпохи понимания реальности, так и от индивидуального мировоззрения. Понятие фантастического является производным от картины мира как несовместимое с ней.         В узком смысле Ф. называют корпус произведений литературы и искусства, включающих в себя фантастическое в качестве центрального элемента эстетической системы. В истории мировой литературы традиционно выделяют три слоя литературных текстов, безусловно относимых к фантастическим — Ф. волшебной сказки, Ф. романтизма, так называемую современную Ф., сформировавшуюся в 19—20 вв.         Существенное расхождение в мировоззрениях авторов и читателей литературных памятников приводит к серьезным затруднениям при решении вопроса об отнесении созданных в прошлые культурные эпохи текстов к категории фантастических. В частности, в гуманитарной мысли не существует единого мнения о применимости понятия «Ф.» к мифу, а также к средневековой литературе с суеверными или религиозно-мистическими мотивами (иногда высказывается мнение, что в данном случае речь идет о так называемой «бессознательной» Ф.), поскольку считается, что события, фантастические с нашей точки зрения, могли быть реальными для создателей мифов. К безусловно фантастическим относят тексты, в отношении которых можно с достаточной долей уверенности констатировать, что создание фантастического входило в намерение автора текста. Не считаются фантастическими нереалистические элементы текста, появившиеся в нем вследствие невежества, ошибки или небрежности автора. Статус фантастического часто приобретают представления прошлых эпох после их критического переосмысления в последующие эпохи; в частности, в литературоведении считается, что Ф. сказки возникла в результате переосмысления и разложения мифа.         Принято считать, что фантастическое является нарушением законов природы (или, говоря шире, законов реальности). Однако сами представления о законах реальности являются исторически и логически вторичными по отношению к представлениям о нормальных (обычных, встречающихся) категориях фактов. Ф. изображает новые, несуществующие типы событий, в то время как нефантастический художественный вымысле имеет дело с событиями, хотя реально и не происходившими, но могущими произойти, т.е. относящимися к существующим, привычным категориям событий. Таким образом, граница между художественным и фантастическим вымыслом пролегает там же, где граница между единичным фактом и категорией фактов.         С психологической точки зрения, Ф. является результатом массового и систематического использования человеческой способности к воображению, и поэтому мотивы возникновения Ф. в целом совпадают с мотивами использования воображения. Важнейшими из них являются воображаемое удовлетворение желаний и потребностей, а также наглядное представлений гипотетических реалий, имеющих существенное ценностное значение, но не данных в опыте — загробной жизни, будущего и т.п. Привлекательность фантастического, по всей видимости, также объясняется имеющей эволюционное происхождение склонностью человека к новой, еще неизвестной информации (неофилией). Кроме того, в литературе и искусстве Ф. выполняет широкий спектр эстетических задач; в частности, фантастические образы могут играть роль сложных метафор, сатирических гиперболизаций и др.         Научная Ф. — разновидность Ф., использующая гипотетические достижения науки и техники в качестве объяснения происхождения изображаемого фантастического. В литературной критике принято противопоставление научной Ф. и «фэнтези», использующей концепт «магического» в качестве объяснительного принципа фантастического. В отличие от «магических» феноменов, являющихся принципиально таинственными для обыденного сознания, декларируемая научность научно-фантастических феноменов если и не делает их полностью прозрачными для понимания, то, по крайней мере, создает впечатление открытости для якобы существующих научных объяснений. Потенциальная объяснимость научно-фантастических феноменов побуждает некоторых авторов вместо термина «научная Ф.» употреблять термин «рациональная Ф.» (Л. Геллер, Е.Н. Ковтун).         Научная Ф. является одной из составных частей процесса осмысления научно-технического прогресса в человеческой культуре, и поэтому ее возникновение неотъемлемо связано с ускорением развития науки и техники в эпоху Нового времени. Элементы научной Ф. в художественной литературе возникают вместе со становлением классической науки в 17—18 вв., а окончательное формирование научной Ф. в качестве особого жанра литературы произошло на рубеже 19 и 20 вв. Осознание закономерностей поступательного и восходящего научно-технического развития западной цивилизации привело к тому, что сферой «обитания» фантастического в литературе и искусстве все чаще стало выступать предвидимое будущее. Концепт «будущего» в рамках научной Ф. стал пониматься, прежде всего, в свете предстоящих, еще не известных научных открытий, и в этом качестве «будущее» в литературе пришло на смену характерному для донаучной Ф. концепту «мифологического (сказочного) пространства». В 20 в. научную Ф. часто не вполне точно определяли исключительно как литературу о будущем (Д. Биленкин, С. Павлов). Безусловно, именно благодаря научной Ф. сама тема предвидения будущего и построения его возможных сценариев стала одной из задач литературы и искусства (С. Лем). Тесная связь научной Ф. со столь общественно значимыми институтами, как наука и техника в разное время позволяла приписывать научной Ф. большое число социальных функций; в частности: подготовку общественного сознания к грядущим достижениям науки и техники, популяризацию научных знаний и научных гипотез, пропаганду научно-технического образования и науки как профессии, исследование социальных и моральных последствий применения некоторых научных достижений, стимулирование общественного интереса к научным достижениям, стимулирование интереса самих ученых к некоторым направлениям научных исследований (напр., робототехники), предсказание будущих технических и социальных новаций.         В то же время к концу 20 в. в гуманитарной мысли стало расти осознание того факта, что связь между наукой и научной Ф. является в значительной степени внешней, поскольку истинной причиной появления фантастического является свобода автора в пределах пространства текста. Приводимые фантастами объяснения в большинстве случаев не имеют отношения к серьезной науке, и, с др. стороны, фантастическое в искусстве всегда может быть объяснено и иным, не научно-фантастическим способом, или даже вообще никак не объясняться. Массовое осознание фактической независимости фантастических феноменов от навязываемых им критериев научности привело к процессу постепенной редукции научно-технических объяснений в произведениях литературы и искусства. На рубеже 20 и 21 вв. критика провозгласила «смерть научной Ф.» (А. Абрамов, А. Белоцицкий), что, впрочем, означало не окончательный уход научно-технических объяснений фантастического из литературы, а только размывание определенности научной Ф. как отдельного жанра.         Тезис о том, что научная Ф. есть, прежде всего или исключительно, литература о будущем, выдвигается в следующих источниках: Биленкин Д. Реализм фантастики // Сборник научной фантастики. Вып. 32. М., 1988; Павлов С. Пора договориться о терминах // В мире фантастики: сборник литературно-критических статей и очерков. М., 1989. Термин «рациональная Ф.» как заменитель термина «научная Ф.» используется в следующих книгах: Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины 20 века). М., 1999; Геллер Я. Вселенная за пределами догмы: Размышления о советской фантастике. Лондон, 1985. Тезис о смерти научной Ф. выдвигается, кроме прочего, в следующих статьях: Абрамов А. Матрица, или Смерть научной фантастики// Мирт. 2000. № 5; Белоцицкий А. Научная фантастика умерла // Техника — молодежи. 2001. № 2; Дерябин С. Смерть агента // Если. 2003. № 5; Курков П. Опять умер Жюль Берн... // Звездная дорога. 2003. № 6; Нехорошее М. Кризис фантастики как зеркало кризиса цивилизации // Полдень, XXI век. 2004. № 1; Скаландис А. НФ сегодня, или Пляски на гробах // Полдень, XXI век. 2003. 3; Шмалько А. НФ — умри? // ПИТЕРЬоок. 2003. № 11.         К.Г. Фрумкин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Проект общего дела Н. Федорова и отечественная художественно-философская фантастика

Коротков Николай Владимирович
В статье раскрывается взаимосвязь между Философией общего дела и фантастикой как самостоятельным феноменом современной культуры, нередуцируемым к другим формам сознания и деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

От «Техники — средства» к «Технике — Богу»: литературная фантастика о сосуществовании человека и тех

Дыдров Артур Александрович
О сосуществовании человека и техники писали как философы, так и фантасты. Зачастую то, о чем писал фантаст, нисколько не противоречит тому, что утверждал тот или иной философ.
Читать PDF
0.00 байт

Научная фантастика и научное предвидение

Цветков Евгений Викторович
An attempt to give the basis of scientific prediction existence in a special kind of literature i.e. science fiction is covered in this article. According to many scientists science fiction influenced their scientific research.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 02. 006. Ван дер Лаан Дж. Наука, технология и научная фантастика: заметки издателя. Van der La

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Футурология и философская фантастика как формы исследования будущего общества и его политического ми

Черняховская Юлия Сергеевна
Общая традиция, связанная во многом с переходом от утопического к научному осознанию перспектив развития общества, вполне обоснованно подвергала утопическое сознание критике.
Читать PDF
0.00 байт

Роботы, искусственный интеллект, восстание машин: мифология НТР и научная фантастика

Верещагина Н.В.
Описывается процесс мифологизации продуктов научно-технического прогресса в научной фантастике, что позволяет установить некоторые причины актуализации мифологического мышления в процессе формирования представлений общества о нове
Читать PDF
0.00 байт

Искусственный интеллект в аспекте ноосферы: почти фантастика?

Стерледев Р.К., Стерледева Т.Д.
Рассматриваются вопросы: что такое искусственный интеллект (ИИ)? Как возможно появление искусственного интеллекта в условиях Земли?
Читать PDF
0.00 байт

Путешествия во времени: научная фантастика или наука?

Шаров Константин Сергеевич
В статье рассмотрены этические, онтологические и культурологические импликации путешествий во времени. Проанализированы парадоксы подобных перемещений. Проанализирована физическая и философская возможность создания машины времени.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема определения понятия «Фантастическое»

Нестеров Александр Юрьевич
Рассматривается понятие фантастического в контексте семиотической модели коммуникации, формулируется и обосновывается гипотеза, в соответствии с которой фантастическое может быть определено как логический парадокс, т.е.
Читать PDF
0.00 байт

Философская концепция феномена фантастического

Михайлов А. Н.
В статье предпринята попытка выявить и эксплицировать возможности концептуализации фантастического в рамках классической и постмодернистской парадигм философствования.
Читать PDF
0.00 байт

Виртуальная реальность в научной фантастике: социально-философские аспекты

Монастырских Геннадий Петрович, Цветков Евгений Викторович
В статье предпринята попытка дать обоснование идеи виртуальных миров в специфической форме художественной литературы научной фантастике как рефлексивном отражении тех отношений, которые существуют между фантастикой и объективной р
Читать PDF
0.00 байт

Свобода человека и человекоподобных существ (на материале фантастических литературных и аудиовизуаль

Дыдров Артур Александрович, Пеннер Регина Владимировна
Рассматривается проблема свободы, нашедшая выражение в философских трактатах, художественных, аудиовизуальных произведениях.
Читать PDF
0.00 байт

Философия фантастики. К постановке проблемы

Кузнецов Василий Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Философские идеи в фантастике Герберта Уэллса

Горохов Павел Александрович
Статья посвящена рассмотрению ключевых философских идей, легших в основу великих фантастических романов Г. Уэллса.
Читать PDF
0.00 байт

Н. В. Короткое. Онтология и гносеология фантастики. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2014. 155 с

Хайруллин Камиль Хасанович

Похожие термины:

  • ФАНТАСТИКА НАУЧНАЯ

    разновидность фантастической литературы, жанр фантастической литературы, проникнутый материалистическим взглядом на реальность и основанная на представлении о том, что наука (современная или б
  • ФАНТАСТИЧЕСКОЕ

    основанное на фантазии, независимо от реальности. Чтобы отличить идеальное от фантастического, Гете обращается к меткому образу акведука: идеальное покоится на устоях, которые имеют своей осново
  • Фантастический

    Так называют представления вещей произвольные, вовсе не соответствующие их действительному состоянию и законам природы. Таково, например, представление бабы-яги, летающей на кочерге, или ковра-са
  • Фантастический Образ

    Отдельный образ (или целая картина), вызываемый желанием при ясном осознании его воображаемой природы (чем и отличается от иллюзии), а иногда и осознанием того, что фантастический образ должен тако