ФАНТАСТИКА НАУЧНАЯ

Найдено 1 определение
ФАНТАСТИКА НАУЧНАЯ
разновидность фантастической литературы, жанр фантастической литературы, проникнутый материалистическим взглядом на реальность и основанная на представлении о том, что наука (современная или будущая) способна разрешить все тайны нашей Вселенной. Главным героем научной фантастики оказывался эволюционирующий, развивающийся человек. Недаром возникновение собственно научной фантастики совпало с духовной революцией в западноевропейском обществе, вызванной выходом книги Ч.Дарвина Происхождение видов путем естественного отбора (1859 г.). Даже когда позже на страницах научно-фантастических романов замелькали могущественные инопланетяне, авторы научной фантастики подразумевали, что обитатели иных миров когда-то находились на той же стадии развития, что и люди, но просто сумели раньше «эволюционировать» до более высокого уровня развития.
Непосредственным предтечей научной фантастики оказался американский писатель Эдгар По. В его отдельных рассказах уже была заложена концептуальная основа многих научно-фантастических произведений: человек при помощи только своих знаний одолевает непонятные явления природы («Низвержение в Мальстрем», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»). Однако По никогда не стремился быть просто научным фантастом, создавая произведения, относящиеся и к другим главным направлениям фантастики (в первую очередь, к «области» «хоррора» – литературы ужасов).
Первым профессиональным писателем-фантастом стал французский литератор Жюль Верн. Именно время выхода в свет его первых книг из серии «Необыкновенные путешествия (Пять недель на воздушном шаре» (1862 г.), «Путешествие к центру Земли» (1864 г.), насквозь проникнутых верой во всесилие науки, можно считать официальной датой возникновения научной фантастики. Книги Жюля Верна пользовались гигантской популярностью во всех европейских странах, поэтому элементы «жюль-верновского» подхода к реальности, основанного на идее «наука всесильна», использовали многочисленные авторы, в том числе и известные писатели (Л.Буссенар, Л.Жаколио, К.Лассвиц и др.).
Первый переворот в развитии научной фантастики произвел в конце 90-х гг. ХIХ в. выдающийся английский писатель Герберт Уэллс. Он внес в «жюль-верновскую», ранее в целом оптимистичную научную фантастику элементы пессимизма, гротесковости и социальной критики. После выхода важнейших романов Г.Уэллса первого периода его творчества («Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров», «Первые люди на Луне», «Когда спящий проснется») «тематическое поле» научной фантастики в значительной части оказалось заполнено. Все главные темы, эксплуатирующиеся современными авторами, были реализованы если не Верном и Уэллсом, то уж др. фантастами к началу ХХ в. Так, напр., о параллельных мирах четко написал У.Ходжсон в 1908 г. в Доме на границе, а о мутантах – Ж.Рони-старший в рассказе «Неведомый мир» (1898 г.).
С этого времени и по сей день «пространство научной фантастики» по сути дела ограничено следующими темами:
-Космическое путешествие – тексты о полетах землян сначала к ближайшим планетам Солнечной системы, затем – к ближайшим звездам, и, наконец – к иным Галактикам. В этот же раздел попадают многочисленные произведения о колонизации землянами иных планет и приключениях, с этим связанных.
-Контакт с нечеловеческим разумом – описания встреч землян с представителями таинственных рас, обитающих в потаенных регионах на нашей Земле, с марсианами, селенитами, венерианцами или обитателями дальних звезд. Разновидностью этой тематики является фантастика о вторжении инопланетных существ на Землю.
-Путешествие во времени – рассказ о посещении изобретателем машины времени прошлого или будущего, о попытках воздействия на историю человечества или, напротив, стремление этим попыткам воспротивиться.
-Параллельные миры – описание планет, почти таких же, как Земля, но отличающихся от нее тем, что они находятся в некоем параллельном пространстве или параллельной Вселенной.
В качестве разновидности истории о параллельных мирах может восприниматься такое популярное направление в современной научной фантастике, как «альтернативная история» – попытки поразмышлять о том, что было бы, если бы какого-н. события или героя в мировой истории вовсе бы не существовало (напр., если бы Наполеон умер во младенчестве).
-Эволюция или мутация человека – рассказ о будущем эволюционном развитии человечества или о внезапном возникновении у людей сверхъестественных сил и способностей (чаще всего психических – телепатии, телекинеза, пирокинеза и т.д.), а также о реакции (обычно – негативной) немутировавших людей на эту новую разновидность «хомо сапиенс».
-Моделирование общества – описание различных проектов идеального (утопия) или кошмарного (дистопия) общественного устройства. Сюда же относятся рассказы об истории различных обществ, существующих в современности, но в изолированных областях Земли: в заброшенных тибетских долинах, на островах и даже в перевернутом танкере на дне Тихого океана. К такого рода литературе можно отнести и «криптоисторические произведения», согласно которым современный мир развивается под влиянием тайных сил (чаще всего – секретных орденов). Авторы подобных текстов обычно не стремятся раскрыть загадки истории, а пытаются нарисовать некое общество, управляющееся «незримой властью» (криптократию).
-Судьба научных изобретений – рассказ о самых невероятных научно-фантастических изобретениях (от антигравитации до машины времени). Наиболее разработанное направление здесь – это создание произведений об искусственных разумных существах (роботах, андроидах, самостоятельно мыслящих компьютерах).
-Войны грядущего – произведения, которые могут содержать как вполне реалистичные прогнозы возможного хода столкновений между современных земными державами в недалеком будущем, так и описание глобальной ядерной войны, межпланетных конфликтов и даже войн между обитателями разных Галактик.
-Катаклизм – сочинения о глобальных бедствиях, вроде всемирного потопа или столкновения Земли с кометой. Однако могут создаваться произведения, связанные и с катастрофами локальными. Правда, в последнем случае фантаст обычно подчеркивает антропогенное происхождение катастрофы.
В чистом виде каждая из тем крайне редко появляется в научно-фантастической книге. Фактически любое значительное произведение научной фантастики представляет собой талантливый синтез нескольких тем.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
224.49 кб

Научная фантастика и жизнь

Читать PDF
521.09 кб

Научная фантастика и научное предвидение

Цветков Евгений Викторович
An attempt to give the basis of scientific prediction existence in a special kind of literature i.e. science fiction is covered in this article. According to many scientists science fiction influenced their scientific research.
Читать PDF
603.65 кб

От научной фантастики к паранаучной фантазматике?

Долгих А.Ю.
Статья посвящена состоянию русской фантастической литературы конца XX начала XXI в. Показаны основные составляющие соответствующего сектора книжного рынка в современной России.
Читать PDF
201.51 кб

Проекты будущей преступности в научной фантастике

Шуваева Ольга Михайловна
В статье анализируется роль научной фантастики в современной культуре, ее способность к отражению новых контекстов антропологической реальности.
Читать PDF
85.06 кб

Андрей Тарковский: от научной фантастики к мистике

Колычев Петр Михайлович
Дан анализ мистических сюжетов из фильмов А. Тарковского.
Читать PDF
636.26 кб

Размышления о теориях научной фантастики 2000-х годов

Головачева Ирина Владимировна
В статье освещается проблема дефиниции жанра научной фантастики — по-прежнему спорный аспект теории, обсуждаемой в наиболее авторитетных монографиях и критических антологиях 2000-х годов П. Парриндера, Дж. Ганна и К. Фридмана.
Читать PDF
416.69 кб

Путешествия во времени: научная фантастика или наука?

Шаров Константин Сергеевич
В статье рассмотрены этические, онтологические и культурологические импликации путешествий во времени. Проанализированы парадоксы подобных перемещений. Проанализирована физическая и философская возможность создания машины времени.
Читать PDF
5.56 мб

Постапокалиптика как жанр научной/паранаучной фантастики

Березовская Л.С., Демченков С.А.
Статья посвящена постапокалиптическому жанру, выделившемуся в конце XX в. из научной фантастики.
Читать PDF
156.56 кб

Актуальные проблемы освоения космоса в научной фантастике

Прокопенко Е.
В статье раскрываются актуальные проблемы освоения космоса и философии космоса на материале произведений жанра научной фантастики
Читать PDF
7.03 мб

ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА НАУЧНУЮ ФАНТАСТИКУ И ФАНТАЗИЙНЫЕ ЖАНРЫ

Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна
В современной литературе, а также в тесно взаимосвязанных с ней жанрах телевидения и кино необычайное распространение получил жанр фантастики. Человек всегда фантазировал, однако в XIX-ХX вв.
Читать PDF
165.06 кб

Роль научной фантастики в современном гуманитарном мировоззрении

Шуваева Ольга Михайловна
В статье анализируется роль научной фантастики в ее ценностно-антропологической перспективе в современной культуре.
Читать PDF
372.81 кб

Научная фантастика и фэнтези - конкуренция и диалог в новой России

Ковтун Елена Николаевна
В статье предпринята попытка анализа и систематизации факторов, приведших в середине 1990-х годов к изменению на пространстве российской художественной словесности доминирующего типа фантастического повествования.
Читать PDF
3.85 мб

Особенности жанра научной фантастики в творчестве Говарда Лавкрафта

Данилов Дмитрий Дмитриевич
Статья посвящена исследованию характерных особенностей и роли научной фантастики в творчестве американского писателя Говарда Лавкрафта. Также рассматриваются основные образы и мотивы анализируемых произведений.
Читать PDF
133.71 кб

Вечное возвращение мифа (на примере жанра научной фантастики в кино)

Шмулевич Э.
Доклад на Международной конференции "Циклы в истории, культуре, искусстве" (Москва, Государственный Институт искусствознания Министерства культуры РФ, июнь 2002 г.). Перевод с французского Н.Вдовиной
Читать PDF
591.92 кб

Фантастика научная и ненаучная: творческие эксперименты художников ХIХ в

Борода Елена Викторовна
Уделено внимание истории развития научной фантастической прозы ХIХ века. Показана платформа, на которой базируется отечественная научная фантастика.