ФАНТАСТИЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ
(phantastisch) — возникающее в результате деятельности одной только фантазии, независимо от реальности. Чтобы отличить идеальное от фантастического, Гёте обращается к меткому образу акведука: идеальное покоится на опорах, которые имеют своей основой почву действительности; фантаст возводит арки своего воздушного замка в воздухе.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ
от греч. fan tastike — способность к воображению) — эстетическая категория, выражающая ценностную характеристику множества не существующих в реальности объектов и процессов, рожденных творческим воображением художника. . Возникая благодаря присущей человеку способности объединять и трансформировать в мысли различные предметы окружающего мира, Ф., его образы становятся своеобразным средством для выражения самых смелых догадок о скрытых возможностях действительности, о ее потаенном смысле. Под понятие «Ф.» не подпадает все без исключения нереальное. Оно охватывает лишь Ф. образы, представляющие собой некое эмоционально значимое наглядно-смысловое единство, невозможное в действительности. Претендуя на обобщенное изображение скрытых за эмпирическим обликом мира явлений, Ф. объекты не являются их символами или аллегориями; Ф. всегда сохраняет элемент наглядности и конкретности. Если отдаление Ф. от предметной реальности превращает его в символ, то чрезмерное сближение с ней, наоборот, как бы придает ему статус сверхъестественного. Но в отличие от сверхъестественного, в существование к-рого человек склонен верить, Ф. всегда остается для него продуктом свободной эстетической игры воображения. Восприятие Ф. основано на четком осознании факта существования дистанции между вымышленным и реальным. Т. обр., Ф. в иск-ве возможно как проявление тонкой диалектики творческого разума, балансирующего между соблазном обобщенно-аллегорического изображения действительности и искушением назвать сверхъестественное реальным. В строгом смысле слова Ф. наиболее адекватно раскрывается через сказочный сюжет, независимо от того, развивается ли он средствами музыки, живописи или литературы. Миф уступает сказке тем, что усиливает элемент реальности Ф., обнаруживая свою связь с религиозным сознанием. Уже в античном иск-ве, где Ф. многообразно представлено, можно наблюдать такую диалектику, к-рая выражается в сочетании благоговейно-серьезного отношения к мифологической теме с попытками непри-нужденно-худож. ее варьирования. В средневековом иск-ве Ф. непосредственно сплетается с эпическим, прежде всего с героическим эпосом, тяготеющим к символико-аллегорическому изображению действительности, и сверхъестественным, к-рое представлено как народными сказаниями, пове-риями, легендами, так и религиозной лит-рой. В эпоху Возрождения синтетическому восприятию средневековья наносится первый серьезный удар, в результате чего Ф. впервые начинает восприниматься как одно из проявлений чисто эстетического отношения к действительности. Завершается этот процесс в культуре романтизма, к-рый вносит в понятие «Ф.» устойчивый момент рефлексии (размышления, осознания). В совр- иск-ве понятие «Ф.» вновь обретает более широкий смысл благодаря возникновению и развитию феномена научной фантастики. Это происходит за счет связей, к-рые соединяют совр. научно-фантастическую лит-ру с жанрами философской эссеистики, политической сатиры, социального прогноза и утопии.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
278.94 кб

Проблема определения понятия «Фантастическое»

Нестеров Александр Юрьевич
Рассматривается понятие фантастического в контексте семиотической модели коммуникации, формулируется и обосновывается гипотеза, в соответствии с которой фантастическое может быть определено как логический парадокс, т.е.
Читать PDF
585.10 кб

Свобода человека и человекоподобных существ (на материале фантастических литературных и аудиовизуаль

Дыдров Артур Александрович, Пеннер Регина Владимировна
Рассматривается проблема свободы, нашедшая выражение в философских трактатах, художественных, аудиовизуальных произведениях.
Читать PDF
283.11 кб

К вопросу о роли фантастических представлений в формировании мифологии и религии

Горбунова Инна Михайловна, Юречко Ольга Николаевна
Статья раскрывает значение фантазии в мифологическом и религиоз-ном мировоззрении и их связь с культурой современной России.
Читать PDF
2.00 мб

Онтологический статус фантастического

Михайлов Александр Николаевич
Читать PDF
152.23 кб

Философская концепция феномена фантастического

Михайлов А. Н.
В статье предпринята попытка выявить и эксплицировать возможности концептуализации фантастического в рамках классической и постмодернистской парадигм философствования.

Похожие термины:

  • Фантастический

    Так называют представления вещей произвольные, вовсе не соответствующие их действительному состоянию и законам природы. Таково, например, представление бабы-яги, летающей на кочерге, или ковра-са
  • Фантастический Образ

    Отдельный образ (или целая картина), вызываемый желанием при ясном осознании его воображаемой природы (чем и отличается от иллюзии), а иногда и осознанием того, что фантастический образ должен тако