ФАКТ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФАКТ
фиксация эмпирического знания, знания о внешних признаках вещей и явлений.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Факт
(от лат. factum – свершившееся, сделанное) – знание о какомлибо явлении или событии, достоверность которого установлена опытным путем или доказана теоретически.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ФАКТ
(Faktum; лат., множ. число: Fakta) — фактический — действительный. — Фактор — воздействующий, влияющий; одно из влияющих, определяющих обстоятельств; причина, факт.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Факт
от лат. factum — сделанное) — 1) событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, достоверность которого доказана; 2) действительность, реальность, то, что объективно существует; 3) сделанное, совершившееся.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Факт
(factum) — действительно случившееся событие. Различают существование чего-нибудь по праву (de jure) и по факту (de facto). Фактический — основанный на фактах, а иногда и ограничивающийся фактами, не выступающий из предела фактов.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ФАКТ
любая данность опыта. Теоретики науки различают «грубые факты», соответствующие нашему общему восприятию (например: я вижу падающий объект) и «научные факты», представляющие собой изложение первых в научных терминах (закон этого падения, согласованный с общим законом падения тел, — это бесконечно повторяющийся научный факт). Исторический факт с его особенностями места и времени называется «событием». Вообще факт обозначает некую простую данность и противостоит закону, излагающему общий принцип.

Источник: Философский словарь

ФАКТ
от лат.-свершившееся, сделанное): понятие, озна чающее наличие некоей реальности, в противоположность чему-то вымышленному, в методологии науки трактуется как единица эмпирического знания, соотносящаяся с гипотезой и теорией. Центральной проблемой концепции факта в жизни и в науке является, во-первых, соотношение объективного и субъективного, а во-вторых, взаимозависимость фактов и теории. В большинстве философских направлений 20 в. считается, что факт относительно независим от теории. Ряд концепций полагает, что факты – порождение нашего сознания. В обыденном словоупотреблении термин «факт» иногда становится синонимом понятия истины.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ФАКТ
общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Фактическое в этом смысле означает нечто абсолютно истинное, являющееся последним аргументом в теоретических спорах. Факты составляют базис, фундамент науки, поэтому точность, строгая истинность их бытия должна быть наибольшей по сравнению с остальными элементами теории. Факты обладают всеобщей методологической значимостью и доказательной силой именно по причине своей объективности и независимости от субъекта и от любых его интерпретаций, всеща оставаясь единством абсолютно познанного, гипотетически изучаемого и непознанного. Противоречия фактов и теории, являясь частным случаем противоречия между материальным и духовным, служит основной движущей силой развития познания.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ФАКТ
концепт экспериментальных наук, как семантических, так и прагматических. Ф. — это референт науки, зафиксированный экспериментально, например в процессе наблюдения. Метафизическая уловка состоит в понимании Ф. безотносительно к теории, но такая акция в принципе невозможна. В каждой из наук Ф. осмысливаются в соответствии с их концептуальным содержанием.
В семантических науках, например в физике, факты наблюдаются в настоящем. Иначе обстоят дела в прагматических науках, например в экономике. В этих дисциплинах Ф. понимается не как фиксация некоторого события, произошедшего здесь и сейчас, а как его ценностная интерпретация. Ф. состоит не в том, что буханка хлеба продается за 10 руб., а в том, что при продаже ее по этой цене оправдалась или же не оправдалась некоторая экономическая рекомендация, были достигнуты поставленные цели. Прагматические факты всегда ценностно нагружены. Такова их специфика. В таком положении дел нет ни грана субъективизма. Оно имеет концептуальный, а не субъективистский смысл. Меерзон Л.С. Проблемы научного факта. Л., 1972.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ФАКТ
(faktum — совершившееся, сделанное) — событие; нечто сделанное, совершившееся; противоположность (cogitatum или dictum — помысленное или сказанное) — находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим. Первоначально «положение вещей» или «состояние дел», порождаемое деятельностью. Понятие «Ф.» предполагает объект, предмет, который во всяком случае в его данности всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении Ф. стараются исключать по возможности субъект с его несовершенством и заменять его аппаратом, инструментом. Наиболее распространено это понятие в философии позитивизма, но и здесь оно варьирует, от нерасчлененных восприятий до абстрактного мысленного следствия из какогонибудь естественного закона. Особенно ненадежно понятие «Ф.» в области психологии, истории философии и социологии. Ф. физического существования объектов природы привел к открытию законов физики и химии, которые легли в основу технических наук. Рубежом стали Метрическая конвенция (1875) и Система электрических единиц (1881), ознаменовавшие формальную законченность первой механической научной картины мира Ньютона—Максвелла.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ФАКТ
(лат. factum — сделанное, совершившееся) — нечто имевшее место быть, явление, событие, происшествие. Как характеристика объективной реальности Ф. — синоним понятий «истина», «результат», «конкретное», «единичное» (см. Единичное, Особенное и Общее). В философии науки Ф. — предложение, фиксирующее эмпирич. знание. Различают Ф. обыденного сознания и Ф. науки. Ф. как сумма эмпирич. данных явл. основой науч. теорий. В отличие от них, Ф. обозначает лишь единичное событие или их мн-во как индивидуальный объект, не обобщая их. Ф. объективен и не зависит от его интерпретации. Однако Ф. всегда сопровождает его смысловая нагруженность, его смысл, значение, приобретающие в истор. науках значение артефакта — нек-рого закодированного результата чел. деятельности. В этом смысле Ф. — след истории (документ, памятник культуры и т.п.). Неопозитивизм (как своеобразный фактуализм) подчеркивает независимость и автономность Ф. по отношению к теории, считая, что задача науки — накапливать и описывать Ф. Теоретизм (Кун, Фейерабенд) как направление философии науки утверждает обратное: именно Ф. зависит от теории, и когда она меняется, обновляется теор. нагруженность совокупности Ф. При этом оба направления признают фундаментальное значение Ф. для построения теории. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФАКТ
научный) — опытное звено, лежащие в основе построения эмпирических или теоретических систем знания: некая эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить четыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства и т. п.); 2) информационную составляющую (информационные посредники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику — средству фиксации фактов); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.). (См. научное наблюдение, прибор, научный эксперимент).
Факт —1) само конкретное событие объективной действительности (в отличие от его возможной репрезентации в сознании); 2) истинное высказывание о конкретных событиях объективной действительности (см. научный факт, эмпирическое знание). (См. теория, объект, истина).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ФАКТ
лат. factum — сделанное, совершившееся) — различают понятие объективного и научного Ф. Под объективным Ф. принято понимать нек-рое событие, явление, фрагмент реальности, к-рые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный Ф.— это отражение объективного Ф. в человеческом сознании, т. е. его описание посредством нек-рого — искусственного или же естественного — языка. Научные Ф. служат основой теоретических построений, к-рые были бы без них невозможны. Будучи единичным явлением или событием, Ф. необходимо связан многообразными отношениями с др. Ф. Поэтому научное познание должно дать по возможности полную картину Ф. со всеми их отношениями и связями. Совокупность научных Ф. составляет научное описание. Научный Ф. неотделим от языка, на к-ром он выражен, и, следовательно, от терминов, в качестве к-рых выступают понятия. Уже на уровне описания имеет место элементарное обобщение, чем делается первый шаг на пути включения научного Ф. в состав той или иной теоретической системы. Идеалистическая интерпретация понятия Ф., идущая от Юма и эмпириокритицизма к неопозитивизму, трактует Ф. как непосредственно данное, т. е. существующее лишь в ощущениях человека. Согласно этой концепции мир рассматривается как совокупность изолированных, “атомарных фактов”, элементов чувственного опыта, связь между к-рыми вносится субъектом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФАКТ
от лат. faktum - совершившееся, сделанное) - 1) событие; фактический - действительный; фактичность (в противоположность логичности, логическому, идеальному бытию). Фактор- воздействующий, влияющий; одно из влияющих, определяющих обстоятельств; причина; 2) сделанное, совершившееся; противоположность - cogitatum или dictum - помысленное или сказанное: находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим. Первоначально - "положение вещей" или "состояние дел", порождаемое деятельностью. Понятие "факт" предполагает объект, предмет, который в его данности, во всяком случае, всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности субъект, с его несовершенством, и заменить его аппаратом, инструментом. Наиболее распространено это понятие в философии позитивизма, но и здесь оно варьирует от нерасчлененных восприятий до абстрактного мысленного следствия из какого-нибудь естественного закона. По М. Шелеру, "чистые факты" можно было бы узнавать по тому, как при изменении чувственных восприятий, благодаря которым они, по сути дела, доходят до нас, они сохраняются как нечто позитивное, тождественное; однако еще не установлено, имеются такие факты или нет; см. Видимость (достоверная видимость). Особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории философии и социологии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Факт
Какое‑либо событие, если оно установлено или зафиксировано, чего не может быть без опыта. Когда говорят о «научном факте», являющемся объектом эксперимента или по меньшей мере строгого наблюдения, почти всегда подразумевают предварительно сформулированную теорию или определенную технологию. Как говорит Башлар, научный факт это «самый фактический из фактов».
В философии понятие факта (quid facti) традиционно противостоит понятию права (quid juris), так же как то, что есть, противостоит тому, что должно быть. Например, есть богатые и бедные, и это неоспоримый факт, но ничего о том, насколько подобное положение законно, этот факт нам не говорит. «Имущественное равенство было бы справедливо, но…» – писал Паскаль. Что стоит за этим «но»? То, что фактом оно не является, и это, кстати сказать, отражено в праве. Ведь и само право в юридическом смысле слова – такой же факт, как и все прочие.
Точно так же обстоит дело, если посмотреть на вопрос с гносеологической или практической точки зрения. Тот факт, что у нас есть науки и мораль, ничего не говорит о том, чего они стоят и какой ценой нам достались. Остается, конечно, возможность подвергнуть то и другое критике. Это вполне законный путь, однако и критика станет всего лишь очередным фактом среди множества других, нисколько не способствуя их обоснованию.
Таким образом, не существует ничего, кроме фактов. Именно это мы и называем нашим миром.

Источник: Философский словарь.

ФАКТ
(Tatsache; лат. factum — «сделанное, совершившееся»; противоположность — cogitatum или dictum — «помысленное или сказанное») — находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим. Первоначально — «положение вещей» или «состояние дел», порождаемое деятельностью. Понятие «факт» предполагает объект, предмет, который в своей данности всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключить по возможности субъект с его несовершенством и заменить его аппаратом, инструментом. Особенно охотно апеллирует к «фактам» позитивизм; но и здесь понятие факта варьирует от нерасчлененных восприятий до абстрактного мысленного следствия из какого-нибудь важного закона. По М. Шелеру, «чистые факты» можно было бы узнавать по тому, что они при изменении чувственных восприятий, благодаря которым они, по сути дела, доходят до нас, сохраняются как позитивное нечто и как тождественное; однако еще не установлено, можно ли сообразно с этим проверить все факты; см. Видимость (достоверная видимость). Особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории, истории философии и социологии.
L. Grunicke. Der Begriff der T. im der positivist. Philos. des 19. Jh.s, 1930; J. Cohn. Wirklichkeit als Aufgabe, 1955; H. Sachsse. Naturerkenntnis und Wirklichkeit, 1967; R. Stuhlmann-Laeisz. Das Sein-Sollen-Problem, 1983; K. R. Olson. An Essay on Facts. Stanford, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Факт
(лат. factum – то, что сделано; действие, дело) – действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, выводов, являющееся проверкой какого-либо предположения. Различают следующие виды фактов: 1) факт физический, т. е. определенное состояние вещи, единичное, индивидуальное и неповторимое; то, что доступно нашим ощущениям в опыте; 2) факт исторический: в понимании онтологическом – объективное, конкретное историческое событие, т. е. такое, которое произошло (состоялось) в определенном месте и времени; в понимании теоретико-познавательном – это научная реконструкция некоторого исторического события историком; 3) научный факт – то, что происходит в научном исследовании и с помощью этой науки становится зарегистрированным и описанным специфическим для этой науки языком. Научный факт в значительной степени связан с абстрагированием (см. Абстрагирование) и измерением (см. Измерение), а также, как правило, выражается с помощью математической формулы или закона. Научный факт обычно описывается рациональным языком и интерпретируется учеными; его утверждение зависит от теоретических элементов и методологических установок данной науки; 4) факт психический – индивидуальное психическое явление, полученное в результате саморефлексии или результате внутреннего самоисследования. Факты психические подразделяются на представления, суждения и эмоции. (Ф. Брентано).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФАКТ
(синоним: событие, результат) – одна из форм организации научного знания. К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию. Известно высказывание И.П. Павлова о том, что факты
– это воздух ученого.
Факт как научная категория отличается от явления. Явление – объективная реальность, отдельное событие, а факт – собрание многих явлений и связей, их обобщение. Факт в значительной мере есть результат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений.
Научные факты, входя в структуру научных теорий, независимы от них, поскольку в своей основе они детерминируются объективной действительностью. Научные факты, таким образом, инвариантны – те или иные теории могут опровергаться практикой, а факты, на основе которых они строились, остаются и переходят в другие теории. В то же время, сами по себе факты еще не составляют науки как системы знания. Они выполняют свою функцию лишь тогда, когда включаются в ткань научного
знания, когда вписываются в рамки научных теорий. Образно эту мысль выразил А. Пуанкаре: «ученый должен организовать факты. Наука состоит из фактов, как дом из кирпичей. Но накопление фактов не в большей мере является наукой, чем куча кирпичей домом».
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Факт
(от лат. factum – осуществлённое, сделанное) – одна из форм организации научного знания. Это событие, явление, процесс, которые имеют место в объективной действительности, определённым образом зафиксированы, зарегистрированы и являются объектом исследования. Факт представляет собой зафиксированное в предложении эмпирическое знание. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Без определённой совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют важную роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам – одно из существенных требований к научным теориям. Расхождение теорий с фактами рассматривается как существенный недостаток теоретической системы знания. Факт как научная категория отличается от явления. Явление – объективная реальность, отдельное событие, а факт – собрание многих явлений и связей, их обобщение. Факт в значительной мере есть результат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определённый класс явлений. Научные факты, входя в структуру научных теорий, независимы от них, поскольку в своей основе они детерминируются объективной действительностью. Научные факты, таким образом, инвариантны – те или иные теории могут опровергаться практикой, а факты, на основе которых они строились, остаются и переходят в другие теории. В то же время, сами по себе факты ещё не составляют науки как системы знания. Они выполняют свою функцию лишь тогда, когда включаются в ткань научного знания, когда вписываются в рамки научных теорий. В понимании природы фактов в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первая из них подчёркивает независимость и автономность фактов относительно различных теорий, то вторая, наоборот, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное растворение фактов в теории.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ФАКТ
[от лат. factum сделанное, совершившееся] – 1) в обычном смысле: синоним понятий «истина», «событие», «результат». Действительное, вполне реальное событие, явление: то, что действительно произошло; 2) знание, достоверность которого доказана. 3) в логике и методологии науки: предложения, фиксирующие эмпирическое знание.
Первая элементарная операция с фактами начинается с описания, она сводится к фиксированию, перечислению, группированию и установлению их связи с научными понятиями. Последующая задача заключается в том, чтобы обобщить факты, объяснить их, найти их закономерную связь. Объяснить данный факт — значит поставить его в объективно существующую причинную, закономерную взаимосвязь с др. фактами, со всей совокупностью известных фактов, поставить в связь со всеми существующими положениями науки. Отдельно взятые, случайные факты в лучшем случае могут служить лишь иллюстрацией, отдельными примерами в суждении, но не доказательством его истинности. На основе фактов, правильного их объяснения рождается научная теория. Факты, взятые в их объективной связи, служат критерием степени научности, т.е. содержательной стороны теории. Связь с фактами, неотрывность от них имеет решающее значение для устойчивости теории, ее незыблемости. Связь теории с фактами заключается и в том, что она выражает знания о законах соответствующей науки и диктует критерии точности и адекватности при оценке фактов и определении их достоверности. Наконец, научная теория сама является фактом.
Факты в научном произведении отражают все многообразие информации, относящейся к предмету исследования, как исходной, так и получаемой и привлекаемой в ходе исследования и являющейся ее результатом. Это все то, что составляет информационную опору исследования и новое научное знание. Сюда относятся данные наблюдений и ранее выполненных научных работ, гипотезы и экспериментальные данные, известные и новые теории, законы и закономерности, классификации и типологии как формы научного знания, авторские методы, приемы доказательств, суждения и т.п. Относят к фактическому материалу также систематические сведения, имена, названия, даты, формулы, цитаты. Все факты должны рассматриваться как элементы определенной системы и в связи с темой научного произведения и предметом исследования; они должны иметь целостный характер и вписываться в иерархическую структуру системы, их целесообразность, наличие и необходимость должны быть обусловлены целью и задачами исследования.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ФАКТ
от лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) синоним понятий «истина», «событие», «результат»; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории пли гипотезе.
В научном познании совокупность Ф. образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание Ф., их интерпретация и объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. Ф. играют большую "оль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие Ф. — одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или даже нескольким отдельным Ф., нет оснований считать ее опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и Ф. оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.
В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (неопозитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейер-абенд). Если фактуализм подчеркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, видит в их совокупности надежный и устойчивый базис науки, а главную функцию науки усматривает в описании и накоплении Ф., то теоретизм, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории («теоретически нагружены») и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.
В последние десятилетия 20 в. были осознаны крайности обеих т.зр. В настоящее время считается неверным как абсолютное противопоставление Ф. теории, так и полное их растворение в ней. Нет никаких «голых», самих по себе существующих Ф., которые нужно только «открыть». Ф. создается в процессе познавательной деятельности и именно теоретические представления задают концептуальную основу формирования Ф.: выделяют изучаемый аспект реальности, задают язык, служащий для описания Ф., детерминируют средства и методы экспериментального исследования. С др. стороны, полученные в результате эксперимента или наблюдения Ф. зависят от свойств изучаемой реальности и от используемой экспериментальной техники, поэтому они относительно независимы от данной теории. Именно поэтому Ф. могут подтвердить теорию или вступить с ней в противоречие.
О Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ФАКТ
от лат. faactum - сделанное, совершившееся), 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирич. знание; как форма эмпирич. знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе.
Формулируя важнейшее требование науч. познания, Ф. Энгельс писал: «... в любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 370). В науч. познании совокупность Ф. образует эмпирич. основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей науч. теории является описание Ф., их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существ. требований, предъявляемых к науч. теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как важнейший недостаток теоретич. системы знания. Вместе с тем если теория противоречит одному или нескольким отд. Ф., нет оснований считать ее опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и Ф. оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. Отмечая роль Ф. в оценке теоретич. рассуждений, В. И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их ц е л о м, в их с в я з и, не только „упрямая", но и безусловно доказательная вещь» (ПСС, т. 30, с. 350).
В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются две осн. тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.
С т. зр. диалсктич. материализма неверно как абс. противопоставление Ф. теории, так и полное растворение Ф. в теории. Ф. является результатом активного взаимодействия субъекта и объекта. Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу Ф.: выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на к-ром описываются Ф., детерминирует средства и методы экспериментального исследования. С др.стороны, полученные в результате эксперимента Ф. определяются свойствами материальной действительности и в силу этого либо подтверждают теорию, либо вступают с ней в противоречие. Т. о., научный Ф., обладая теоретич. нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминируется материальной действительностью. См. также Эмпирическое и теоретическое.

Источник: Советский философский словарь

ФАКТ
лат. factum - сделанное) - понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности (онтологический аспект) и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой - несет в своем содержании следы семантического воздействия последних (логико-гносеологический аспект). В логике и методологии науки эмпирические Ф. выполняют многообразные функции по отношению к теории: являются основой ее возникновения, играют роль проверки и подтверждения либо опровержения гипотезы (в отдельных случаях и самой теории). Научная теория в саморазвертывании генерирует возможность возникновения новых Ф., описывает и объясняет их, выполняет предсказательную функцию. Таким образом, эмпирические Ф. и теория диалектически взаимосвязаны в процессе развития научного знания. Противопоставлене или отождествление их ведет к крайностям фактуализма и теоретизма - противоположным подходам к пониманию роли Ф. в самодвижении научного знания. В последние десятилетия происходит процесс разрушения типа рациональности и теоретичности, сформированных в науке и философии Нового времени, намечается тенденция переосмысления онтологической и гносеологической природы Ф. Ф. в контексте классической рациональности - элемент эмпирического знания, который формируется с помощью ряда сложных познавательных операций. Цель такой деятельности - исключить из исходных данных реального наблюдения и эксперимента субъективные моменты - ошибки наблюдателей, помехи, искажения приборов. Для этого данные наблюдения (т.паз. протокольные предложения в терминологии логического позитивизма) подвергаются сравнению, проверке, рациональной обработке для выявления устойчивого, инвариантного содержания. Полученное эмпирическое знание - Ф. - оценивается как объективное и достоверное. Такого рода научно-исследовательская деятельность, воплощая идеалы нововременной рациональности, предполагает возможность только одной объективной истины, одной логики, одного субъекта и (как онтологически данного) единственно возможного бытия. В современном гуманитарном и особенно историческом познании проблема фиксации Ф. в историко-культурной реконструкции разрешается в пользу переосмысления традиционных подходов. Ф. культуры и истории рассматриваются незамкнутыми, открывающими свои разнообразные свойства в общении (а не только в обобщении) с иными историческими и современными событиями и Ф. В естествознании данные тенденции детерминируются синергетикой, осмыслением естественно научного и философского статуса т.наз. антропного принципа и иных подходов, включающих фактор времени, историчность в традиционные объекты естествознания. (См. Ис-торицизм).
И.А. Медведева

Источник: Новейший философский словарь

ФАКТ
(от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) в широком смысле – синоним понятий «данность», «действительность», «реальность», «истина», «событие», «состояние дел», «результат»; 2) в узком смысле – знание, достоверность которого доказана (исторические, юридические и т. п. факты); 3) научный факт – в логике и методологии науки предложение, фиксирующее эмпирическое знание. Совокупность фактов образует эмпирическую базу для выдвижения гипотез и создания теорий. Одна из целей научной теории состоит в объяснении известных фактов и предсказании неизвестных. Закон в науке можно определить как бесконечно повторяющийся научный факт. Функция фактов – в подтверждении или опровержении теории; даже один факт, противоречащий теории, достаточен для признания ее сомнительной. Противоречия между теорией и фактами требуют либо уточнения фактов, либо развития теории, либо признания теории ложной и отказа от нее.
В современной философии науки существует две тенденции в отношении диспозиции «факты – теория»: фактуализм и теоретизм. Первая утверждает автономность и индетерминизм фактов по отношению к теориям, вторая заявляет о полной зависимости фактов от теории, поскольку последняя формирует концептуальную основу фактов и задает язык их описания. Для теоретизма смена теории означает изменение всего фактуального базиса науки. Согласно этому подходу факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру, в которой можно выделить следующие составляющие: объективную (реальные процессы, события, соотношения, свойства и т. п.); информационную (информационные посредники, передающие информацию от источника к средству фиксации фактов); практическую детерминацию (обусловленность фактов современными моменту их фиксации возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); когнитивную детерминацию (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных теоретических и социокультурных установок и т. п.). Факты, рассматриваемые в ракурсе воздействия, влияния и детерминации, называют факторами. Новые факты называют открытиями, если они способствуют возникновению новых научных идей, подтверждают имеющиеся гипотезы или сомнительные теории, приводя к коренному изменению в уровне познания; 4) философский факт – исходное, элементарное, мировоззренческое обобщение, выступающее в качестве эмпирического уровня философского знания. В качестве философских фактов могут выступать также теоретические положения отдельных наук. В отличие от фактов научных философские факты опираются на гетерогенный источник, представляющий различные сферы действительности – физический мир, живую природу, общество, психический и духовный мир и т. д. В то же время известно идущее от Э. Гуссерля подразделение всех наук на эйдетические (логика, математика, философия) и фактуальные, т. е. обосновывающие свои суждения ссылкой на факты. Подлинная философия, по Э. Гуссерлю, т. е. трансцендентальная феноменология, есть наука не о фактах, но о сущностях. Б. И. Джинджолия

Источник: История философии науки и техники.

ФАКТ
от лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.
В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам — одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм (являющиеся одной из форм проявления старой дилеммы эмпиризм — рационализм). Если первая подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то вторая, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.
В настоящее время все шире распространяется убеждение в том, что неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное их растворение в теории. Факт является результатом активного взаимодействия субъекта познания с объектом и обладает сложной структурой, одни элементы которой детерминируются теорией и, следовательно, зависят от нее, а другие — особенностями познаваемого объекта. Зависимость фактов от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу фактов: выделяет изучаемый аспект реальности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования. В то же время полученные в результате эксперимента или наблюдения данные определяются свойствами изучаемых объектов. Они наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Т. о., научный факт, обладая теоретической нагруженностью, в то же время сохраняет автономность по отношению к теории, ибо его содержание не зависит от теории. Именно благодаря этой относительной независимости факты способны противоречить теории и стимулировать развитие научного познания. См. также ст. Эмпирическое и теоретическое.
Лит.: МерзонЛ. С. Проблемы научного факта. Л., 1972; Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М., 1973; ШтоффВ.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978; Ваинштейч О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в 19—20 вв. Л., 1979; Никифоров А Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
А. Л. Никифоров

Источник: Новая философская энциклопедия

факт
ФАКТ (от лат. factum — сделанное, совершившееся) —         1) синоним понятий «истина», «событие», «результат»; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего;         2) в философии науки — реальное положение дел, чувственный образ или особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания, Ф. противопоставляется теории или гипотезе.         В научном познании совокупность Ф. образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание Ф., их интерпретация и объяснение, а также предсказание Ф., ранее неизвестных.         Ф. играют большую роль в проверке, в подтверждении и опровержении теорий: соответствие Ф. — одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или даже нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и Ф. оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.         В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (позитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). Сторонники фактуализма исходят из той идеи, что научные Ф. лежат вне теории и совершенно не зависят от нее. Поэтому подчеркивается автономность Ф. по отношению к теории. Если под Ф. понимают реальное положение дел, то его независимость от теории очевидна. Когда Ф. истолковывается как чувственный образ, то подчеркивается независимость чувственного восприятия от языка. Если же говорят о Ф. как о некоторых предложениях, то обращают внимание на особый характер этих предложений по сравнению с предложениями теории: они либо выражают чувственно данное, либо включают в себя результаты наблюдения, либо верифицируются специфическим образом и т.п. Во всех случаях фактуализм резко противопоставляет Ф. и теорию. Из этого вытекает представление об инвариантности Ф. и языка наблюдения по отношению к сменяющим друг друга теориям. В свою очередь, с инвариантностью Ф. тесно связан примитивный кумулятивизм в понимании развития научного знания. Установленные однажды Ф. не могут исчезнуть или измениться, они могут лишь накапливаться, причем на ценность и смысл Ф. не влияет время их хранения: Ф., установленные, напр., Фалесом, в неизменном виде дошли до наших дней. Это ведет к пренебрежительной оценке познавательной роли теории и к ее инструменталистскому истолкованию. Надежное, обоснованное, сохраняющееся знание — это лишь знание неизменных Ф., а все изменчивое, преходящее в познании имеет значение лишь постольку, поскольку помогает открывать Ф. Ценность теории заключается лишь в том, что после себя она оставляет новые Ф.         Теоретизм также понимает под Ф. чувственные образы или предложения. Однако, в противоположность фактуализму, он подчеркивает тесную связь Ф. с теорией. Если Ф. истолковывается как чувственный образ, то теоретизм обращает внимание на зависимость чувственного восприятия от языка и концептуальных средств теории. Ф. в этом случае оказывается сплавом чувственного восприятия с некоторым предложением, которое формулируется теорией. Изменение этих предложений приводит к изменению Ф. Напр., глядя на картинку, изображающую два человеческих профиля, повернутые друг к другу, мы можем «увидеть» два разных «Ф.»: два профиля или вазу. Какой именно «Ф.» мы установим, зависит от теории, которой мы руководствуемся. Чувственное же восприятие остается в обоих случаях одним и тем же. Таким образом, теоретизм приходит к выводу о полной зависимости Ф. от теории. Эта зависимость, с его точки зрения, настолько велика, что каждая теория создает свои специфические Ф. Ни о какой устойчивости, инвариантности Ф. по отношению к различным теориям не может быть речи. Поскольку Ф. детерминируются теорией, постольку различия между теориями отражаются в соответствующих различиях между Ф. Это приводит теоретизм к признанию несравнимости конкурирующих теорий и к антикумулятивизму в понимании развития научного знания. Сменяющие друг друга теории не имеют общих Ф. и общего языка наблюдения. Старая теория ничего не может передать новой и целиком отбрасывается вместе со своими Ф. после победы новой теории. Поэтому в развитии науки нет преемственности.         Можно согласиться с фактуализмом в том, что Ф. в определенной мере не зависят от теории, и именно поэтому для теории важно соответствовать Ф. и иметь фактуальное подтверждение. Независимые от теории Ф. ограничивают произвол ученого в создании новых теорий и могут заставить его изменить или отбросить противоречащую Ф. теорию. Для того чтобы Ф. могли влиять на создание, развитие и смену научных теорий, они должны быть в определенной степени независимы от теории. Но сказать, что Ф. совершенно не зависят от теории, значит разорвать все связи между теорией и Ф. и лишить теорию всякой познавательной ценности. Можно согласиться и с теоретизмом относительно того, что теория в определенной степени влияет на Ф., что Ф. «теоретически нагружены», что теория влияет на наше восприятие мира и на формирование Ф. Если мы признаем познавательную ценность теории, ее влияние на наше восприятие и понимание мира, мы не можем не признать ее влияния на Ф. Однако лишить Ф. всякой устойчивости по отношению к теории, сделать их целиком зависимыми от теории — значит отвергнуть их значение для научного познания.         АЛ. Никифоров

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ФАКТ
от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) В логике и методологии науки Ф. можно определить как обозначение особого рода предложений, фиксирующих эмпирич. знание (иногда Ф. определяют как знание, достоверность к-рого доказана). Это второе значение термина "Ф. " связано с тем, что при рассмотрении науки как системы знаний об определ. системах объектов в ней можно выделить совокупности предложений, различные по их гносеологич. функциям и логич. характеристикам. Одним из важнейших является различение групп предложений, образующих теорию и факты науки. Специфика Ф. науки заключается в том, что они, выражая знание о системе объектов, образующих предметную область данной теории, а) составляют базу для т.н. эмпирич. обобщений, ведущих к выдвижению гипотез и формулировке эмпирич. законов; б) используются для установления эмпирич. значения теории, т.е. для ее верификации или фальсификации. В случаях, когда законы и гипотезы содержат утверждения относительно бесконечных предметных областей и допускают лишь статистич. проверку, подобная процедура наз. эмпирич. подтверждением. Хотя для каждого фиксированного момента времени любая науч. теория содержит конечное число предложений, формулирующих ее законы и гипотезы, количество следствий из этих предложений, получаемых на основе дедуктивного вывода, может быть в принципе бесконечным. Согласно неопозитивистской логике науки, окончат. средством установления эмпирич. значения теории должны быть эмпирич. высказывания, фиксирующие результаты единичного наблюдения и получившие название "протокольных предложений", "данных", "констатаций" и т.д. В этой связи возникают следующие затруднения: 1) для проверки бесконечного (или неограниченно большого) числа следствий необходимо бесконечное (неограниченно большое) число наблюдений; 2) остается неясным, может ли единичное наблюдение, несущее в себе случайную информацию, подтверждать или опровергать соответствующее ему следствие из теории; 3) бесконечное или достаточно большое множество предложений, описывающих результаты единичных актов наблюдения, не может быть включено в систему предложений, образующих науч. знание, ибо последнее для любого выбранного момента времени конечно. Стремление преодолеть эти затруднения привело к тщательному анализу эмпирич. знания, методов его построения и форм языковой фиксации. Было показано, что непосредств. данные фиксируют и учитывают влияние неск. факторов, в т.ч. условия наблюдения (у), случайные состояния приборов или средств наблюдения (z), специфику объекта (х) и состояние наблюдателя (и). Т.о., даже самый простой одноместный предикат наблюдения (Р), обычно рассматриваемый как выражение знания о свойствах х, оказывается на деле сложным отношением, к-рое может быть выражено в форме: "с т. зр. и, пользующегося в условиях у аппаратом наблюдения z, x обладает таким-то свойством", т.е. Р (х, у, и, z). Выделение из этой сложной логич. структуры эмпирич. знания Р´(х), элиминирующего информацию об остальных факторах наблюдения (у, и, z), представляет сложную процедуру. Она предполагает, во-первых, ряд логич. операций, связанных с выявлением условий истинности Р´(х); во-вторых, определение числа вариантов для различных состояний факторов наблюдения {(y1, у2, ...), (и1, и2, ...), (z1, z2, ...)}, позволяющее путем последоват. сопоставления и статистич. обработки выделить информацию об объекте x в максимально "чистом" виде; в-третьих, создание или подбор адекватного статистич. аппарата. При этом между предикатами, формулирующими результаты непосредств. наблюдения, и предикатами, возникающими вследствие применения определенных логич. и статистич. приемов, могут существовать более или менее заметные различия. Так, последовательность данных d, фиксирующих непосредств. результаты наблюдения за положением небесного тела в нек-ром интервале с дискретными значениями времени t0, t1, ..., tk, может иметь вид: "в момент ti небесное тело x имело координаты X, У, ?" (где 0???k). Предложение, выступающее в виде статистич. резюме последовательности d1, d2, ..., dk, дающее знание о пространств. характеристике x в интервале ? t = tk–t0, может иметь вид: "траектория x в интервале ?t есть А", где А – аналитич. или графич. описание траектории. Предложение последнего вида представляет эмпирич. Ф. науки (f). Выделение в системе эмпирич. знания разных компонентов – непосредственных "данных" и "Ф. " – обнаруживает довольно сложную структуру этого знания. В частности, при невозможности повторного или многократного наблюдения (как в эпизоде с Тунгусским метеоритом) единичное d может выступать в роли Ф. (т.н. квазифакт). Однако информац. значимость и достоверность содержащегося в нем эмпирич. знания позволяет строить гипотезы с весьма небольшой вероятностной оценкой или дает невысокую степень подтверждения для соответствующих теорий. Т.о., наиболее существ. различия данных и Ф. касаются их логич. формы, способов получения (прямое наблюдение или логико-статистич. обработка) и гносеологич. функции. Последняя наиболее тесно связана с проблемой эмпирич. значения теории. Если S1, S2, ..., Sn – предложения теории Т, а е1, е2, ..., ek – конечные следствия, полученные из Т путем дедукции, то эмпирич. проверка Т достигается не попарным сопоставлением конечных следствий е и непосредственных данных d, а путем сравнения каждого из е с особыми эмпирич. предложениями f1, f2, ..., fk, возникающими в результате указ. переработки непосредственных данных. Чтобы Ф. могли выполнять роль предложений, участвующих в проверке эмпирич. значения S1, S2, ..., Sn, они должны отвечать двум требованиям: 1) каждое f?, сопоставляемое с нек-рым е?, полученным из Т, должно быть выражено в тех же предикатах наблюдения или диспозиционных предикатах, в каких выражено е?; 2) оценка истинности f? должна быть идентична значению истинности е?. Т.к. большинство естеств.-науч. теорий (в т.ч. теорий матем. естествознания) работает на основе двузначной логики, то второе требование не может быть выполнено полностью, поскольку для любого еi значения истинности дискретны и фиксированы, а соответствующие значения для f? – статистич. резюме непосредственных данных – принимают континуум значений в интервале 0, 1. Поэтому вводится особый параметр – дефект истинности z (0? z ?1), и принимается условие, что значение истинности fi идентично значению е?, если истинностное значение Ф.(1–z) отличается от 1 не более, чем на ? (т.н. оценка дефекта истинности). Величина ? не зависит от требований теории Т. При наличии адекватного статистич. аппарата выполнение последнего условия не только позволяет удовлетворить требованию (2), но и определяет размеры совокупности dl, d2, ..., необходимой для получения достаточно правдоподобного Ф. и называемой полем Ф. Для теорий, следствия из к-рых содержат утверждения относительно бесконечных совокупностей феноменов, ситуаций или процессов, поля Ф. представляют собой нек-рые конечные, но статистически вполне представит. совокупности, выбираемые по особым правилам и замещающие бесконечные системы. Принципиально задание всех возможных полей означало бы возможность получить все интересующее нас знание о тех или иных объектах на чисто эмпирич. уровне. Неосуществимость этого требования показывает не только необходимость теории, но и несводимость ее к эмпирич. знанию ни на уровне Ф., ни на уровне непосредств. данных. Обнаружение этого обстоятельства существ. образом демонстрирует несостоятельность неопозитивистской логики науки. Лит.: Ракитов А. И., Статистич. интерпретация Ф. и роль статистич. методов в построении эмпирич. знания, в кн.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Косолапов В. В., Гносеологiчна природа наукового факту, К., 1964; Goodman N., The structure of appearance, Indianapolis, 1951; Hacking Ian, Logic of statistical inference, L., 1965; Leinfellner W., Struktur und Aufbau wissenschaftlicher Theorien, W.–W?rzburg, 1965; Salmon W. С., The foundations of scientific inference, Pittsburg, 1967. А. Ракитов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
3.72 мб

Обсуждаем статью «Факт»

Филатов В. П., Швырев В. С., Никифоров А. Л.
Читать PDF
233.53 кб

Тождество личности как онтологический факт: возражение Дереку Парфиту

Секацкая М. А.
В статье представлена критика аргументов Дерека Парфита о том, почему необходимо отказаться от онтологической трактовки вопроса о тождестве личности.
Читать PDF
341.39 кб

Социальный факт с точки зрения Питирима Сорокина

Дехканова Гульчехра Набиджановна
В русле становления социологии как науки важным является анализ точки зрения П. Сорокина. Питирим Сорокин выделяет три основные структуры в социальном факте: культурную чувственность, чувственное восприятие и идеальное чувство, т.
Читать PDF
196.15 кб

Философия как факт объединения народов (философия Всеединства)

Хилтухина Е. Г.
Читать PDF
196.15 кб

Философия как факт объединения народов (философия Всеединства)

Хилтухина Евгения Геннадьевна
Читать PDF
240.92 кб

Грех Лжи: факт и объект

Ибрагимов Радий Назибович, Вернер Мария Валерьевна
Статья содержит методологическое обоснование и опыт эмпирического исследования лжи как греха средствами социологии.
Читать PDF
1.26 мб

Право как "идея", как "фикция" и как "факт": о номинализме и реализме в теории права

Тимошина Елена Владимировна
Вопрос теоретического конституирования общего понятия права рас-сматривается в статье как проблема интерпретации обозначаемой или конструируемой с его помощью реальности.
Читать PDF
719.56 кб

Свобода как исторический факт

Неретина С. С.
В статье ставится акцент на идее свободы истории, понятой как способность истории непрерывно разворачивать свои возможности. Определение свободы как исторического факта дал Гегель в «Философии истории».

Похожие термины:

  • АТОМАРНЫЙ ФАКТ

    одно из осн. понятий логического эмпиризма. А. ф. — это факт, не разложимый на составные факты, состоящий из сочетания вещей и предметов мысли. А. ф. независимы друг от друга. Из существования (несуще
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ ФАКТ

    это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности. Он лежит в  основе построения эмпирических или теоретических
  • Факт социальный, культурный

    реальное событие, результат деятельности или взаимодействия членов общества, объективированные в некоторую конкретную социально значимую культурную форму. В методологии социальных наук - особо
  • ФАКТ НАУЧНЫЙ

    событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.