ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
Энциклопедисты
коллектив авторов французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», изданной в 1751–1780 гг. в 17-ти томах. Вдохновители и редакторы «Энциклопедии» – Д. Дидро и Ж.Л. Д‘Аламбер. В создании «Энциклопедии» активно участвовали Вольтер, Э. Кондильяк, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, А. Тюрго, передовые ученые, писатели, инженеры.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
создатели «Энциклопедии» Дидро (с 1751 по 1772 т.), наиболее примечателен из которых — ДАламбер; среди них мы находим Прада и Гельвеция. Начиная с 1760 г. в издании участвовали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондилъяк, Добентон. Рационализм, критический дух, у Гельвеция даже материализм, наконец, революционный дух данного произведения оказали глубокое и длительное влияние: был поставлен предел всесильному влиянию церкви на философскую мысль и определены духовные условия революции и демократии.
Источник: Философский словарь
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
основатели и авторы французской «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая дала систематический свод достижениям своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за невмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторонниками общественного прогресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гнета.
Источник: Тематический философский словарь
Энциклопедисты
Так обыкновенно в истории просвещения, и в частности философии, называют французских ученых и писателей прошлого века, принимавших участие в составлении энциклопедии или энциклопедического Лексикона (1751-1763 гг.). Целью его было не только сжатое изложение в алфавитном, лексиконном порядке результатов всех наук, но и сообщение определенного либерального и материалистического направления образованию. К числу энциклопедистов относятся: Дидро, Даламбер, Гольбах, Дюкло, Вольтер и многие другие. Но энциклопедистами называют еще и людей, обладающих самыми разнородными сведениями.
Энциклопедисты
составители и авторы «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—80). «Эшщклопедия» сыграла большую роль в идеологической подготовке фр. буржуазной революции конца 18 в. и дала систематический свод научных достижений своего времени. До 1772 во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, к-рому помогал Даламбер. В числе Э. были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др. мыслители. Наиболее последовательную борьбу против феодальной идеологии вели в «Энциклопедии» материалисты. Однако и наиболее умеренная часть Э. выступала за невмешательство церкви в дела науки, объявляла себя сторонниками общественного прогресса, критиковала деспотизм, высказывалась за освобождение человека от сословного гнета.
Источник: Философский словарь. 1963
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
знаменитые авторы французской «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», изданной в 1751 - 1780 гг. в 17 тинах текста и II томах иллюстраций. Основоположники и редакторы «Энциклопедии» Дидро и Ж. Л. ДАламбер. Активные авторы Энциклопедии - Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо, Тюрго, Рейналь, Ж. Бюффок. В Энциклопедии участвовали материалист» и идеалист», сторонники республиканского режима и «просвещенного абсолютизма». Энциклопедистам были присущи неприятие консервативных устоев феодального общества и клерикальной идеологии, стремление к рациональному мировоззрению. Энциклопедисты сыграли большую роль в идейной подготовке французской революции конца XVIII в., содействовали социальному и научному прогрессу. Они подвергались преследованиям со стороны феодального режима и клерикалов.
Источник: Краткий философский словарь 2004
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
коллектив авторов франц. «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» («Encyclopedic, ou Dictionnaire raisonne dessciences, des arts et des metiers»), изданной в 1751-80 в 17 тт. текста и 11 тт. иллюстраций. Вдохновители и редакторы «Энциклопедии» - Дидро и Ж. Л. ДАламбер. В создании «Энциклопедии» активно участвовали Вольтер, Кондилъяк, Гельвеции, Гольбах, Монтескье, Руссо, Тюрго, Рейналь, Ж. Бюффон; в ней сотрудничали передовые ученые, писатели, инженеры. Филос. и социально-политич. воззрения Э. неоднородны: наряду с материалистами и атеистами среди них были деисты; вместе со сторонниками респ. формы правления участвовали приверженцы «просвещенного абсолютизма». Однако Э. были свойственны такие общие черты, как стремление к преодолению консервативных устоев феод. общества, неприятие клерикальной идеологии, потребность в обосновании рационального мировоззрения. Э. сыграли выдающуюся роль в идейной подготовке Великой французской революции, способствовали социальному и научному прогрессу. Как выразители передовых идей своего времени Э. подвергались преследованиям со стороны феодальных властителей и клерикалов.
Источник: Советский философский словарь
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
группа деятелей франц. Просвещения во главе с Д. Дидро, выпускавшая «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (в 35-ти т., 3751-1780). В ее состав входили крупные мыслители, ученые и обществ, деятели предре-волюц. Франции (Даламбер. Бюф-фон, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Кенэ, Кондильяк, Лагарп, Мабли, аббат Решишь, Руссо и др.). Хотя их воззрения по мн. проблемам не совпадали, благодаря умелой деятельности Дидро Энциклопедия стала рупором передовых идей франц. буржуазии в борьбе против абсолютизма, феодализма, церкви и религии. Э. стремились показать и сделать доступным самому широкому читателю то, что было достигнуто человечеством в области науки и техники. Они подвергли критике порядки «старого режима». Энциклопедия охватывала все области науч. знаний, искусств и техники, всю духовную и материальную культуру. Она стала цитаделью свободомыслия и атеизма в борьбе с феодализмом и церковью, идеологически освящавшей соц. устои сходящего со сцены феод. общества. Э. подвергались преследованиям и травле со стороны властей и церкви. В 1752, когда вышел 2-й т. Энциклопедии, королевский совет приостановил ее выпуск. Однако уже в 1753 королю пришлось уступить требованиям передовой общественности и отменить запрет на ее выпуск. После публикации в 7-м т. статьи Даламбера, резко критиковавшей католич. духовенство, травля Э. возобновилась. Однако, несмотря на все препоны, к 1780 издание Энциклопедии было завершено. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие передовой филос. и обществ.-политич. мысли не только во Франции, но и в др. странах.
Источник: Атеистический словарь
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
Les encyclopedistes) —участники французской «Энциклопедии», издававшейся в Париже Д.Дидро в 1751—80. Круг энциклопедистов был объединением единомышленников, ставивших своей целью распространение знаний и пропаганду просветительских идеалов. В их число входили философы Вольтер, Дидро, дАламбер, Кондорсе, Руссо (до 1757), натуралист Бюффон, химик Малюэн, математик де ла Шапель, государственный деятель Тюрго, экономист Кенэ, аббаты де Прад, Ивон, Морелли, писатели Мармонтель, Сен-Пьер, Ламартин и многие другие просветители, выдающиеся естествоиспытатели, прогрессивно настроенные священнослужители и даже министры. Несмотря на значительные расхождения во взглядах и различия в имущественно-сословном положении, всех их объединяло стремление к скорейшим социальным переменам, прежде всего к устранению сословного деления и более равномерному распределению собственности. Они были убеждены в том, что 18 в. приближает наступление «царства разума» и что на их долю выпала миссия способствовать этому. В своих читателях энциклопедисты стремились воспитать чувство гражданского мужества и способность мыслить самостоятельно. Сначала их называли «философами», имея в виду установку их взглядов на философские идеи Просвещения; несколько позже стали называть энциклопедистами.
Против них выступали как консервативные философы и писатели типа Палиссо, так и церковные деятели и члены парламента. Парижский архиепископ де Бомон, напр., обвинял их в «порче нравов», а генеральный прокурор Франции Омер Жоли де Флери — в том, что одной рукой они хотят опрокинуть алтарь, а другой — пошатнуть трон. Несмотря на это, идеи энциклопедистов получили распространение во всей Европе и дошли до России.
Т.Б.Длугач
Против них выступали как консервативные философы и писатели типа Палиссо, так и церковные деятели и члены парламента. Парижский архиепископ де Бомон, напр., обвинял их в «порче нравов», а генеральный прокурор Франции Омер Жоли де Флери — в том, что одной рукой они хотят опрокинуть алтарь, а другой — пошатнуть трон. Несмотря на это, идеи энциклопедистов получили распространение во всей Европе и дошли до России.
Т.Б.Длугач
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
франц. просветители, участвовавшие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" ("Encyclop?die, ou Dictionnaire raisonn? des sciences, des arts et des m?tiers"), 35 томов к-рой вышло во Франции в 1751–80. Гл. редактором и наиболее плодовитым автором "Энциклопедии" был Дидро; до 1758 вторым редактором, возглавлявшим отдел математики, был Д´Аламбер. Почти все крупные представители просветительской мысли во Франции были привлечены Дидро к участию в "Энциклопедии": Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, Мабли, Кондильяк, Дюмарсе, Буланже, Дюкло, Мармонтель, Лагарп, Сен-Ламбер, Рейналь, Морелле, Кенэ, Тюрго, Неккер и др. После смерти Монтескье была опубликована его статья "Вкус". В "Энциклопедии" сотрудничали известные естествоиспытатели 18 в.: Бюффон, Добантон, Леруа. Работа над "Энциклопедией" велась в тяжелых условиях цензурного гнета, травли со стороны реакционеров, репрессий властей. С 1759 работа над "Энциклопедией" проводилась в полулегальной обстановке. Вынужденные прибегать к маскировке своих взглядов, Э. все же сумели с достаточной ясностью выразить свое отрицат. отношение к феод.-абсолютистскому обществу и господствующей в нем идеологии. Сыграв громадную роль в идеологич. борьбе против феодализма, абсолютизма и клерикализма, в идейной подготовке Великой французской революции, "Энциклопедия" явилась в то же время первым действительно всеобъемлющим сводом знаний передовой мысли 18 в. Ее первое издание разошлось в количестве 30 тыс. экз. и вскоре потребовались переиздания. В 18 в. она полностью или частично была переведена на ряд иностр. языков. Во Франции "Энциклопедия", к-рую стали называть "великой", послужила основой для последующих энциклопедич. изданий как общего, так и отраслевого характера, прежде всего для "Систематической энциклопедии" ("Encyclop?die m?thodique") (166 томов, 1788–1832). Лит.: Duprat P., Les encyclop?distes, P., 1866. В. Кузнецов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
франц. философы, ученые, писатели, публицисты периода кануна революции 1789—1794, активно участвовавшие в разработке идеологии рев. буржуазии и объединившиеся вокруг издания «Энциклопедии, или Толк, словаря наук, искусств и ремесел».
В «Энциклопедии», к-рая вышла в 1751—1780 в 35 т., они стремились дать обобщение и изложение самых передовых идей, всех достижений науки и наиболее подробные сведения о производстве своего времени. Инициатором издания, редактором и автором большого числа статей «Энциклопедии» был Д. Дидро. Ближайшим его помощником был изв. математик и философ Ж.-Л. Даламбер. К числу Э. принадлежали Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, Э. Кондильяк, Ж. Нежон и др. Э. не являлись группой, единой по своим филос. и социально-полит. взглядам. Среди них были и последоват. материалисты-атеисты и приверженцы деизма, республиканцы и сторонники «просвещ. абсолютизма».
Однако всех их объединяли ненависть к феод. режиму и его духовному оплоту - церкви, вера в человеч, разум, в силу научного познания и стремление избавить человечество от суеверий и предрассудков. Деятельность Э. имела большое значение для развития свободомыслия и атеизма на Западе. Само создание «Энциклопедии» протекало в условиях непрестанной и ожесточ. борьбы с церковниками, к-рые сразу же усмотрели для себя опасность в ее издании. В 1752 церковники обвинили в атеизме и вынудили к бегству за границу одного из сотрудников «Энциклопедии» - аббата де Прада, публично утверждавшего, что «чудеса» сами по себе еще не доказывают в истинности религии» Дидро выступил с «Апологией аббата де Прада». Это послужило поводом к новой волне нападок церковников на «Энциклопедию» и к изданию королевского указа об уничтожении двух вышедших томов книги.
Попытка иезуитов отстранить Дидро от редактирования «Энциклопедии» и изменить ее характер не удалась. В последующих томах антиклерикализм «Энциклопедии» еще более возрос. Особую ярость церковников вызвала статья Даламбера «Женева» в г. VII (1757), в к-рой приводились «крамольные» суждения отдельных женевских протестантов о религии. Вышедшая вскоре кн. Гельвеция «Об уме» (1758), противопоставлявшая этику утилитарную мистич. и ханж. этике и морали религиозной, подтолкнула клерикалов требовать расправы с Э. Книга Гельвеция была сожжена. По постановлению гос. совета, были запрещены продажа и дальнейшее издание «Энциклопедии» (1759). Невзирая на преследования, Дидро продолжал ее печатать и рассылать подписчикам. Издание было успешно завершено. На протяжении 50—70-х гг. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Рейналь и др. Э. опубликовали также ряд ярких, выдержанных в наступат. духе произведений, в к-рых страстно пропагандировали материалистич. и атеистич. идеи. Их влияние на широкую публику, особенно на образованную молодежь предрев. Франции, продолжало возрастать год от года. Оценивая итоги деятельности Э., Ф. Энгельс писал: «Таким образом, в той или иной форме, - как открытый материализм или как деизм, - материализм стал мировоззрением всей образованной молодежи во Франции» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 311).
В «Энциклопедии», к-рая вышла в 1751—1780 в 35 т., они стремились дать обобщение и изложение самых передовых идей, всех достижений науки и наиболее подробные сведения о производстве своего времени. Инициатором издания, редактором и автором большого числа статей «Энциклопедии» был Д. Дидро. Ближайшим его помощником был изв. математик и философ Ж.-Л. Даламбер. К числу Э. принадлежали Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, Э. Кондильяк, Ж. Нежон и др. Э. не являлись группой, единой по своим филос. и социально-полит. взглядам. Среди них были и последоват. материалисты-атеисты и приверженцы деизма, республиканцы и сторонники «просвещ. абсолютизма».
Однако всех их объединяли ненависть к феод. режиму и его духовному оплоту - церкви, вера в человеч, разум, в силу научного познания и стремление избавить человечество от суеверий и предрассудков. Деятельность Э. имела большое значение для развития свободомыслия и атеизма на Западе. Само создание «Энциклопедии» протекало в условиях непрестанной и ожесточ. борьбы с церковниками, к-рые сразу же усмотрели для себя опасность в ее издании. В 1752 церковники обвинили в атеизме и вынудили к бегству за границу одного из сотрудников «Энциклопедии» - аббата де Прада, публично утверждавшего, что «чудеса» сами по себе еще не доказывают в истинности религии» Дидро выступил с «Апологией аббата де Прада». Это послужило поводом к новой волне нападок церковников на «Энциклопедию» и к изданию королевского указа об уничтожении двух вышедших томов книги.
Попытка иезуитов отстранить Дидро от редактирования «Энциклопедии» и изменить ее характер не удалась. В последующих томах антиклерикализм «Энциклопедии» еще более возрос. Особую ярость церковников вызвала статья Даламбера «Женева» в г. VII (1757), в к-рой приводились «крамольные» суждения отдельных женевских протестантов о религии. Вышедшая вскоре кн. Гельвеция «Об уме» (1758), противопоставлявшая этику утилитарную мистич. и ханж. этике и морали религиозной, подтолкнула клерикалов требовать расправы с Э. Книга Гельвеция была сожжена. По постановлению гос. совета, были запрещены продажа и дальнейшее издание «Энциклопедии» (1759). Невзирая на преследования, Дидро продолжал ее печатать и рассылать подписчикам. Издание было успешно завершено. На протяжении 50—70-х гг. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Рейналь и др. Э. опубликовали также ряд ярких, выдержанных в наступат. духе произведений, в к-рых страстно пропагандировали материалистич. и атеистич. идеи. Их влияние на широкую публику, особенно на образованную молодежь предрев. Франции, продолжало возрастать год от года. Оценивая итоги деятельности Э., Ф. Энгельс писал: «Таким образом, в той или иной форме, - как открытый материализм или как деизм, - материализм стал мировоззрением всей образованной молодежи во Франции» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 311).