ЭДИПОВ комплекс

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭДИПОВ комплекс

комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда — чувство ревности и соперничества. У девочек Эдипову комплексу соответствует комплекс Электры, направленный на отца. Это нормальное чувство, и патологическим оно становится лишь в том случае, если продолжается и тогда, когда ребенок взрослеет. Но, как правило, внутренний конфликт и напряжение разрешаются естественным образом — вытеснением сексуальных потребностей, имеющим место вплоть до подросткового возраста, и идентификацией с отцом. В качестве такового мальчик учится быть мужественным и меньше зависеть от матери. Эдипов комплекс характерен для детей из моногамных семей.

Источник: Философский словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в его работе "Толкование сновидений" (1899). Термин берет начало в греч. мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери; женский вариант - комплекс Электры - получил название от др. мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать. Фрейд приписывал эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он считал, что данная стадия обычно заканчивается, когда ребенок уже идентифицировался с родителем того же пола и подавил свои сексуальные инстинкты. Если до этого взаимоотношения с родителями были довольно теплыми и нетравмирующими и если стиль отношения родителей к ребенку был ни слишком запретительным, ни чрезмерно поощряющим, то эта стадия развития проходит благополучно. Однако при наличии психологической травмы имеет место детский невроз - важный предвестник сходных реакций человека в течение его последующей взрослой жизни. Суперэго - самое важное достижение человеческого разума, моральный фактор, главенствующий в сознании взрослого человека, - также берет свое начало в процессе преодоления эдипова комплекса. См. также Глубинная психология.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

понятие психоанализа 3. Фрейда. Названо по имени героя древнегреческой трагедии царя Эдипа, который, не зная этого, убил собственного отца и женился на собственной матери; узнав истину, он ослепил себя. Для аналогичных переживаний девочек Фрейд ввел понятие «комплекс Электры». Согласно Фрейду, в фаллической фазе сексуального развития (в возрасте 3—5 лет) ребенок сталкивается с острым конфликтом в отношении своих родителей. Так, мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и желание устранить отца в качестве соперника (позитивный Эдипов комплекс). Страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации) приводит мальчика к отказу от либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Не будучи в состоянии избавиться от отца, мальчик идентифицирует себя с ним, перенимая черты взрослого мужского поведения, а также систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого, которые отныне становятся частью его личности. Наблюдается и противоположное желание — заменить отцу мать в качестве объекта желания (негативный Эдипов комплекс). Часто обе формы сочетаются, и возникает амбивалентная установка по отношению к родителям — следствие бисексуальности, внутренне присущей каждому человеку. Для Фрейда и представителей классического психоанализа Эдипов комплекс стал краеугольным камнем их теории, а также их понимания невротических конфликтов и психопатологического развития. В современном психоанализе понятие Эдипова комплекса часто употребляется в широком значении, для обозначения и характеристики всей гаммы отношений внутри «семейного треугольника» (мать—отец—ребенок).
В. В. Старовойтов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
греч. Oedipus - имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus - связь, сочетание) - имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю собственного пола; позитивная форма) или собственного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю противоположного пола; негативная форма), оказывающее существенное влияние на психику, личность и поведение человека. Понятие было введено в научный оборот Фрейдом в 1910 (хотя сама идея Э.К. появилась, по-видимому, в 1897) и с тех пор является одной из основных категорий психоаналитического учения. Наименование Э.К. связано с осуществленным Фрейдом толкованием древнегреческого мифа о царе Эдипе и одноименной трагедии Софокла, в которых фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в тоже время являются его братьями по материнской линии. Фрейд считал, что Э.К. извечно тяготеет над всеми мужчинами, поскольку мальчики испытывают сексуальное влечение к материи, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого они боятся и ненавидят. По Фрейду, пиковых значений Э.К. достигает в детском возрасте (между 3 и 5 годами жизни человека) и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта. Фрейд утверждал, что основа структурирования личности и сама личность человека формируется в зависимости от переживания данного комплекса. Им же, по Фрейду, в значительной мере определяется формирование желаний и позднейшее поведение взрослого человека. В частности, например, в зрелом возрасте человека он оказывает значительное влияние на выбор сексуальных партнеров, который осуществляется по образу и подобию одного из родителей. По Фрейду, Э.К. является источником общечеловеческого сознания вины (в том числе чувства вины, которое часто мучает невротиков) и сопряженным началом религии, нравственности и искусства. Фрейд решительно настаивал на том, что признание или не признание Э.К. является паролем, по которому можно отличить сторонников психоанализа от его противников. По Фромму, выводам Фрейда о Э.К. необходимо придать более общий характер и перенести их с сексуальной сферы на межличностные отношения, поскольку сущность инцеста состоит не в сексуальном стремлении к членам семьи: это стремление есть лишь одно из выражений гораздо более глубокого и фундаментального желания - оставаться ребенком, привязанным к оберегающим фигурам (первой и самой важной из которых является мать), потому что рождение независимого человека продолжается фактически всю жизнь. В современном психоанализе понятие Э.К. часто употребляется в широком смысле для обозначения и характеристики всей гаммы отношений "семейного треугольника" (мать - отец - ребенок). Сам факт существования явлений и тенденций, охватываемых понятием Э. К., подтвержден психиатрической практикой. Однако постулированные Фрейдом их распространенность, универсальность и роль не признаются даже некоторыми психоаналитиками и поклонниками психоанализа.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
фундаментальное для психоанализа представление, объясняющее поведение человека особенностями сформированных у него в раннем детстве стереотипов отношения к матери и отцу. Это представление было сформулировано З.Фрейдом в работе «Толкование сновидений» на основе сюжета др.-греч. легенды о царе Эдипе, в частности, как она была отражена в трагедии Софокла «Царь Эдип». Сюжет легенды таков: Эдип, сын Лая, царя Фив, и царицы Иокасты, грудным ребенком был увезен из города и оставлен в горах, потому что оракул прежде возвестил отцу, что родившийся сын станет его убийцей. Эдипа спасают, и он, усыновленный, много лет живет и воспитывается при другом царском дворе, пока из-за неуверенности в своем происхождении не обращается к оракулу и не получает от него тот же ответ — он должен стать убийцей своего отца и супругом матери. Эдип покидает свою мнимую родину, чтобы предсказание оракула не могло сбыться. По дороге он встречается с фиванским царем Лаем и убивает его во внезапно вспыхнувшей ссоре. Затем он перед Фивами встречает Сфинкса, терроризирующего город, и решает его загадку, чем спасает Фивы.
В благодарность за это Эдип избирается фиванцами царем и награждается рукой Иокасты. Далее он производит на свет со своей неведомой ему матерью двух сыновей и двух дочерей, пока не вспыхивает эпидемия чумы, заставляющая фиванцев вновь обратиться с вопросом к оракулу. Ответ гласит, что чума прекратится после изгнания из страны убийцы Лая. Расследуя это преступление, Эдип узнает, что именно он убийца, а его супруга Иокаста — его родная мать. Суть Э.к., сформулированного Фрейдом, в том, что ребенок свои первые сексуальные побуждения направляет на мать, а первое соперничество и желание употребить насилие — на отца. При обращении к античной трагедии Фрейд не дает психоаналитической интерпретации судьбы Эдипа, т.е. он не анализирует бессознательные влечения Эдипа и их конфликт с нормативами культуры. Ведь все случившееся с Эдипом происходит помимо его желаний. Фрейд по преимуществу анализирует воздействие трагедии на современного человека. Почему эта трагедия способна вызвать психологическое потрясение? Дело не в том, считает Фрейд, что сам Эдип испытывает и реализует преступные желания по отношению к родителям, а в том, что предсказание оракула и его осуществление открывает структуру бессознательного комплекса у самого зрителя, проявляет латентное содержание инфантильных влечений и изначальных страстей каждого человека. Драматург, проливая свет на вину Эдипа, вынуждает нас к познанию собственной души, в к-рой могут наличествовать такие импульсы, хотя и в подавленном, вытесненном состоянии. Роковая судьба Эдипа резонирует с эпизодами нашего детства, пробуждает тот аспект отношений с родителями, когда в ребенке зреют первые порывы сексуальности и агрессии. Конечно, вытесненная в бессознательное детская (между вторым и пятым годом жизни) склонность к инцестозной сексуальности и агрессия против отца разрешается по преимуществу в пользу культурной нормы, но ее следы остаются в бессознательном и влияют на наши последующие отношения и поведение. Именно это резонирует при восприятии трагедии Софокла, и именно поэтому человек может испытывать потрясение от этой трагедии. Итак, в основе полного Э.к. лежит детская сексуальная привязанность к матери и амбивалентность отношений с отцом: любовь, почитание и конкуренция, желание устранить соперника. Эти амбивалентные отношения приводят к двум кардинальным чувствам: к страху перед волей и силой отца («страх кастрации») и к вине перед ним за преступные желания. Негативное желание подавляется как незаконное и опасное для ребенка, но из сферы бессознательного продолжает провоцировать и определять те или иные его поступки, бессознательно структурирует выбор жизненной позиции по отношению к близким и т.д. Сталкиваясь в сознании ребенка с моральными запретами и культурными нормативами, эти бессознательные импульсы приводят к конфликту и требуют наказания в виде постоянных угрызений совести и даже в крайнем своем проявлении формируют невроз и психопатологическое развитие, к-рые могут дать знать о себе не только в детстве, но и в более позднем зрелом возрасте. Э.к. развивается не только у мальчика, но и у девочки («комплекс Электры»), к-рая соперничает с матерью за отцовское внимание и заботу. Этот процесс имеет более сложную форму, чем у мальчика, поскольку в начальной (негативной) эдипальной фазе девочка связывает свои сексуальные импульсы только с матерью. Но в процессе становления желание иметь ребенка от отца вводит ее в пространство Э.к., и мать становится объектом ревности. Обычно в нормальном течении развития ребенка Э.к. постепенно преодолевается, и объектами влечений становятся другие люди, что позволяет ребенку закрепить устойчивую половую идентичность и адекватный культуре канон сексуального поведения. Лит.: Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Алетейя, 1997; Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Фрейд 3. Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997; Лашанш Ж., Понт&аис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996; Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: MGM-Interna, 1998. С. Н. Зимовец

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
534.12 кб

Эдипов комплекс власти?

Мутагиров Джамал Зейнутдинович
In the article legal acts of Russian Federation, first of all Federal law № 51, adjusting public will expressing processes through elections are considered.
Читать PDF
9.88 мб

Невидимый Эдипов комплекс

О'Шонесси Эдна, Алиханян Гаяне
В статье приводится доклад автора на конференции, посвящённой Мелани Кляйн и проблеме Эдипова комплекса (Лондон, 1987).
Читать PDF
316.08 кб

Теория «Эдипова комплекса» З. Фрейда в контексте личностных смыслов и переживаний обряда «Обрезания»

Ермаков Вячеслав Алексеевич
В статье анализируется проблема влияния обряда «обрезания» на формирование теории «Эдипова комплекса» З. Фрейда. Рассмотрены взгляды отечественных ученых. Показано значение его психологических и духовных проблем.

Похожие термины:

  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА

    В книге Делеза и Гваттари «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» (Deleuze, Guattari:1972), более известной по своему подзаголовку как «Анти-Эдип», впервые в решительной манере было подвергнуто критике основоп
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ

    в психоаналитич. теории З.Фрейда и его последователей: процесс, развивающийся на фаллической стадии развития, когда ребенок стремится к сексуальному соединению с родителем противоположного пола,