комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда — чувство ревности и соперничества. У девочек Эдипову комплексу соответствует комплекс Электры, направленный на отца. Это нормальное чувство, и патологическим оно становится лишь в том случае, если продолжается и тогда, когда ребенок взрослеет. Но, как правило, внутренний конфликт и напряжение разрешаются естественным образом — вытеснением сексуальных потребностей, имеющим место вплоть до подросткового возраста, и идентификацией с отцом. В качестве такового мальчик учится быть мужественным и меньше зависеть от матери. Эдипов комплекс характерен для детей из моногамных семей.
ЭДИПОВ комплекс
Источник: Философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
понятие психоанализа 3. Фрейда. Названо по имени героя древнегреческой трагедии царя Эдипа, который, не зная этого, убил собственного отца и женился на собственной матери; узнав истину, он ослепил себя. Для аналогичных переживаний девочек Фрейд ввел понятие «комплекс Электры». Согласно Фрейду, в фаллической фазе сексуального развития (в возрасте 3—5 лет) ребенок сталкивается с острым конфликтом в отношении своих родителей. Так, мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и желание устранить отца в качестве соперника (позитивный Эдипов комплекс). Страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации) приводит мальчика к отказу от либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Не будучи в состоянии избавиться от отца, мальчик идентифицирует себя с ним, перенимая черты взрослого мужского поведения, а также систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого, которые отныне становятся частью его личности. Наблюдается и противоположное желание — заменить отцу мать в качестве объекта желания (негативный Эдипов комплекс). Часто обе формы сочетаются, и возникает амбивалентная установка по отношению к родителям — следствие бисексуальности, внутренне присущей каждому человеку. Для Фрейда и представителей классического психоанализа Эдипов комплекс стал краеугольным камнем их теории, а также их понимания невротических конфликтов и психопатологического развития. В современном психоанализе понятие Эдипова комплекса часто употребляется в широком значении, для обозначения и характеристики всей гаммы отношений внутри «семейного треугольника» (мать—отец—ребенок).
В. В. Старовойтов
Источник: Новая философская энциклопедия
В.И. Овчаренко
Источник: Новейший философский словарь
В благодарность за это Эдип избирается фиванцами царем и награждается рукой Иокасты. Далее он производит на свет со своей неведомой ему матерью двух сыновей и двух дочерей, пока не вспыхивает эпидемия чумы, заставляющая фиванцев вновь обратиться с вопросом к оракулу. Ответ гласит, что чума прекратится после изгнания из страны убийцы Лая. Расследуя это преступление, Эдип узнает, что именно он убийца, а его супруга Иокаста — его родная мать. Суть Э.к., сформулированного Фрейдом, в том, что ребенок свои первые сексуальные побуждения направляет на мать, а первое соперничество и желание употребить насилие — на отца. При обращении к античной трагедии Фрейд не дает психоаналитической интерпретации судьбы Эдипа, т.е. он не анализирует бессознательные влечения Эдипа и их конфликт с нормативами культуры. Ведь все случившееся с Эдипом происходит помимо его желаний. Фрейд по преимуществу анализирует воздействие трагедии на современного человека. Почему эта трагедия способна вызвать психологическое потрясение? Дело не в том, считает Фрейд, что сам Эдип испытывает и реализует преступные желания по отношению к родителям, а в том, что предсказание оракула и его осуществление открывает структуру бессознательного комплекса у самого зрителя, проявляет латентное содержание инфантильных влечений и изначальных страстей каждого человека. Драматург, проливая свет на вину Эдипа, вынуждает нас к познанию собственной души, в к-рой могут наличествовать такие импульсы, хотя и в подавленном, вытесненном состоянии. Роковая судьба Эдипа резонирует с эпизодами нашего детства, пробуждает тот аспект отношений с родителями, когда в ребенке зреют первые порывы сексуальности и агрессии. Конечно, вытесненная в бессознательное детская (между вторым и пятым годом жизни) склонность к инцестозной сексуальности и агрессия против отца разрешается по преимуществу в пользу культурной нормы, но ее следы остаются в бессознательном и влияют на наши последующие отношения и поведение. Именно это резонирует при восприятии трагедии Софокла, и именно поэтому человек может испытывать потрясение от этой трагедии. Итак, в основе полного Э.к. лежит детская сексуальная привязанность к матери и амбивалентность отношений с отцом: любовь, почитание и конкуренция, желание устранить соперника. Эти амбивалентные отношения приводят к двум кардинальным чувствам: к страху перед волей и силой отца («страх кастрации») и к вине перед ним за преступные желания. Негативное желание подавляется как незаконное и опасное для ребенка, но из сферы бессознательного продолжает провоцировать и определять те или иные его поступки, бессознательно структурирует выбор жизненной позиции по отношению к близким и т.д. Сталкиваясь в сознании ребенка с моральными запретами и культурными нормативами, эти бессознательные импульсы приводят к конфликту и требуют наказания в виде постоянных угрызений совести и даже в крайнем своем проявлении формируют невроз и психопатологическое развитие, к-рые могут дать знать о себе не только в детстве, но и в более позднем зрелом возрасте. Э.к. развивается не только у мальчика, но и у девочки («комплекс Электры»), к-рая соперничает с матерью за отцовское внимание и заботу. Этот процесс имеет более сложную форму, чем у мальчика, поскольку в начальной (негативной) эдипальной фазе девочка связывает свои сексуальные импульсы только с матерью. Но в процессе становления желание иметь ребенка от отца вводит ее в пространство Э.к., и мать становится объектом ревности. Обычно в нормальном течении развития ребенка Э.к. постепенно преодолевается, и объектами влечений становятся другие люди, что позволяет ребенку закрепить устойчивую половую идентичность и адекватный культуре канон сексуального поведения. Лит.: Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Алетейя, 1997; Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Фрейд 3. Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997; Лашанш Ж., Понт&аис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996; Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: MGM-Interna, 1998. С. Н. Зимовец
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001