ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
понятие, введенное Деррида для преодоления традиционных принципов метафизики, в частности принципа начала, источника, первопричины. Д. объясняет одновременную возможность и невозможность начала: конституирование начала зависит от изначального замещения другого начала - начало всегда производно, вторично. Д. - это операция различения, которая в одно и то же время разрывает и задерживает присутствие, подвергая его разделению и отсрочке. Д. скорее выполняет функцию замещающего дополнения, которое обусловлено изначальной самонедостаточностью, самонеполнотой терминов, понятий или явлений. Д. предполагает структурную необходимость дополнения некоторого различения к "самодостаточным" понятиям, которые, т. о., восполняют собственный недостаток, изъян. В отличие от differance, следа, Д. указывает не на отсылку к "другому", а необходимость дополнения "другого". "Изначальное differance есть дополнительность как структура" (Деррида).
"Логику дополнттельности" Деррида развивал в работе "О грамматологии". Аналогичная "логика" также развивалась при анализе фармакона и парергона (украшения). При анализе текстов Руссо, Деррида обнаруживает две взаимопротиворечащие возможности. С одной стороны, Руссо определяет дополнение как внешнее, аннулируя его, т. о., в силу его незначительности, в то время как все внимание сосредоточено на описании начала, источника, природы как неискаженного. "То, что дополняется, есть ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию". Однако при описании самого начала, источника, Руссо ничего не остается, как делать это в терминах угрозы и соблазна со стороны дополнения. С другой стороны, "...описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершенадополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в свой истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет" (Деррида).
Деррида различает два значения Д.: во-первых, Д. - это нечто, которое дополняется в смысле прибавки, добавления, складывания двух самодостаточных терминов или понятий; одно понятие как целое прибавляется к другому понятию как целому. В этом смысле, "дополнение кумулирует и аккумулирует присутствие". Второе значение заключается в том, что дополнение до-полняет, доводит до полноты, замещает место, возмещает отсутствие или недостаток. "...Дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену Оно вторгается или проникает в чье-то место: если оно что-то и до-полняет, то это происходит как бы в пустоте... Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия, оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой" (Деррида). Эти два значения или смысла одного означающего взаимосвязаны. Их общая функция заключается в том, что дополнение есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы, которая для того, чтобы быть замещенным дополнением, должна быть отличным, чем-то иным по сравнению с дополнением.
Т. о., к традиционному значению дополнения, которое якобы извне как некоторая полнота дополняется к другой полноте, следует добавить нетрадиционное значение - дополнение также дополняет, замещает, занимает пустоту, отсутствующее место, т. е. место дополнения уже отмечено в структуре начала. В этом нетрадиционном смысле, дополнение не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала. Отсюда следует, что начала всегда уже являются дополнениями, возмещающими более первоначальное отсутствие полноты. Т. е. начало изначально почато, заражено, артикулировано, различено. В этом смысле нельзя говорить о простом начале, источнике, первопричине, поскольку, как говорит Деррида, "мы должны признать, что некоторое дополнение существует в самом начале". Д. как неразрешимость призвана объяснить различие между началом и дополнением. Деррида в то же время отмечает, что дополнение как дополнение начала само неполно, т. е. дополнение не соразмерно поставленной задаче, оно теряет нечто в результате возмещения отсутствия, занятия места. С одной стороны, дополнение есть некоторый избыток, поскольку возмещает недостаток, изъян начала, но, с другой стороны, оно само нуждается в возмещении. Отсюда следует, что с т. зр. "логики доплнительности" бессмысленно говорить о какой-то тождественности начала и дополнения. Только как некоторое дополнение другого начала, данное начало нуждается в некотором дополнении, которое, в свою очередь, нуждается в другом дополнении, и так до бесконечности. Возникает бесконечная игра дополнений-замещений, и "порождает это ощущение той самой вещи, чье появление она все время задерживает... Все начинается с посредника" (Деррида).
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
понятие и регулятивный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ("О грамматологии") и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). Будучи ориентирована на деконструктивное (см. Деконструкция) преодоление метафизических терминов "начало", "первопричина", "присутствие" - концепция Д. полагает конституирование начала как такового (читай: "присутствия" - А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного замещения его иным началом. Д. есть "пространство повторения-замещения отсутствия" (Деррида). Разрывая и задерживая присутствие, подвергая его отсрочке и разделению, Д., таким образом, выступает как операция различения (см. Differance), призванная в статусе "неразрешимости" раскрыть характер различия между началом и его "дополнением". - По-видимому, главную роль в данной схеме Деррида исполняет понятие "дополнение". В то же время обязательной установкой языковых игр всей его философии выступает преодоление изначальной самонеполноты внешне самодостаточных терминов, понятий и явлений. Принцип Д. предполагает, таким образом, насущную необходимость осуществления самого-по-себе-дополняющего составного репертуара определенного различения, адресованного "самодостаточному" понятию "дополнение", восполняющему тем самым собственную неполноту. Д. являет собой в данном контексте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго бытийном плане): согласно Деррида, Д. "как структура" и есть "изначальное". То же, "что дополняется", по мысли Деррида, есть "ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию". Являясь новаторской моделью парадигмальной эволюции философии Другого концепция Д. сопряжена с идеями "Differance" и следа (см. След); в то же время - в отличие от последних - Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обязательность его дополнения. По Деррида, "...описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершена-дополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет". В философии Деррида традиционно усматривают два взаимосвязанных смысла понятия и принципа Д. как одного означающего, существование которых обусловливается различными ракурсами сопряженных истолкований природы мира. Д. трактуется: 1) как "нечто", что дополняется посредством "прибавки", "дополнения", "сложения" пары принципов или понятий как самодостаточных целых: "Д. кумулирует и аккумулирует присутствие" (Деррида); 2) как то, что "до-полняет", "доводит до полноты", "восполняет недостаток", "замещает место": "... дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену. Оно вторгается и проникает в чье-то место: если оно что-то и дополняет, то это происходит как бы в пустоте. Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия, оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой". Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополнения, согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы; эта система же, - для того чтобы быть замещенным дополнением, - должна быть чем-то иным, отличным по сравнению с ним. Дополнение, по Деррида, не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала: а) когда будто бы "извне" некая полнота прибавляется к другой полноте; б) когда осуществляется дополнение, замещение, занятие пустоты - место дополнения атрибутивно отмечается в структуре самого начала. С точки зрения Деррида, настоятельно необходимо "признать, что некоторое дополнение существует в самом начале": начала - это всегда суть дополнения, возмещающие еще-более-начальное отсутствие полноты. "Начало" у Деррида неизбывно различено, инфицировано, артикулировано и "почато". При этом собственно дополнение в качестве "дополнения начала", согласно Деррида, имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто теряет в процессе занятия места и возмещения отсутствия. Природа дополнения, по мысли Деррида, амбивалентна: оно "избыточно" постольку, поскольку компенсирует недостаток, изъян начала; оно при этом и само нуждается в определенном "возмещении". По логике Деррида в рамках его понимания Д. как своеобразного /очень условно - А.Г./ "посредника" бессмысленно рассуждать о некой тождественности начала и дополнения: данному началу требуется некоторое дополнение только в целях некоторого дополнения иного начала и т.д. Порождение ощущения "именно той вещи, чье появление она все время задерживает" (Деррида), и обусловлено бесконечной игрой беспредельной цепочки дополнений-замещений.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено схем по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
388.05 кб

Онтологическая дополнительность концепций личности Конфуция и М. Хайдеггера

Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна
В статье обосновывается, что персонализм М.
Читать PDF
247.23 кб

Ян-Инь и дополнительность

Арманд Алексей Давидович
Статья посвящена принципу дополнительности.
Читать PDF
328.40 кб

Дополнительность понимания и мышления в контексте деятельностного подхода к проблемам теоретического

Федулов Игорь Николаевич
В статье с позиций деятельностного подхода анализируется аспект взаимосвязи понимания и мышления, играющий ведущую роль в теоретическом познании.
Читать PDF
487.60 кб

Дополнительность и человеческая размерность

Константинов Д. В.
Notion «human dimension» is regarded as key concept in philosophical anthropology.
Читать PDF
74.38 кб

Дополнительность как онтологический закон производства новых смыслов

Константинов Дмитрий Владимирович
В данном исследовании дополнительность рассмотрена в контексте онтологии сознания человека.
Читать PDF
472.55 кб

Субъект, объект и дополнительность

Константинов Д. В.
С позиции неклассической гносеологии рассматривается концепция дополнительности, предложенная Н. Бором. Показывается, что последующие интерпретаторы зачастую помещают дополнительность в объект исследования.
Читать PDF
124.34 кб

К вопросу о возможности применения принципа дополнительности в социогуманитарном познании

Сорокина В. И.
Возможность применения принципа дополнительности в социогуманитарном познании обусловлена вариативностью, вероятностью, логической парадоксальностью, противоречивостью объекта исследования.
Читать PDF
197.75 кб

Место и функция принципа дополнительности Н. Бора в положениях теории репрезентации

Мушич-громыко В. Г.
Цель статьи заключается в выделении из принципа дополнительности как общенаучного и философского метода тех его сторон, благодаря которым возможно осуществление анализа и гуманитарных объектов.
Читать PDF
431.68 кб

Осмысление пропозиций текстов, а также мышления в свете представлений о принципе дополнительности

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Неоднозначность (чаще двузначность) предложений и текстов заставляет предполагать, что мышление людей пропозиционально (сходно с «квантовым расщеплением» представлений об объектах микромира); являет себя в реализациях лингвистичес
Читать PDF
1.85 мб

О дополнительности социологического и эпистемологического подходов к научному знанию

Мамчур Е. А.
Читать PDF
287.56 кб

Принцип дополнительности Н. Бора и философия ценностей

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Цель статьи заключается в том, чтобы показать значимость методологической силы принципа дополнительности Н. Бора в его применении в философии ценностей.
Читать PDF
251.21 кб

Дифференциация гуманитарным восприятием принципа дополнительности Н. Бора: проблема поверхностного п

Мушич-громыко В. Г.
Ставится вопрос о поверхностном восприятии принципа дополнительности гуманитариями и философами, а также о его поверхностном трактовании.
Читать PDF
0.00 байт

XXI век: проблема методологической дополнительности в аспекте фундаментальных гносеологических устан

Стерледев Роман Константинович
В статье анализируется конфликт в гносеологии ХХ в. между естествознанием и эзотеризмом.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция дополнительности и гуманитаристика

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Цель статьи заключается в том, чтобы показать новые возможности анализа гуманитарных текстов с помощью принципа дополнительности Н. Бора для более адекватной их интерпретации и понимания.
Читать PDF
0.00 байт

О соотношении генезиса общения и концепции дополнительности

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Статья направлена на разъяснение возможных транскрипций понятия «принцип дополнительности» в применении этого принципа на ином материале, чем материале, связанном с квантовыми событиями.

Похожие термины:

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ,
  • Принцип дополнительности Бора

    одно из фундаментальных положений квантовой теории, состоящее в том, что в акте измерения могут быть установлены, с точностью, допускаемой принципом (соотношением неопределенностей Гейзенберга),
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

    сформулированное Н. Бором положение, сыгравшее важную роль в становлении квантовой механики, согласно которому получение экспериментальных данных об одних физических величинах, описывающих мик