ДИСКУРСИВНЫЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дискурсивный
от лат. diseursus — рассуждение, довод) — рассудочный, логический, понятийный, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, непосредственного).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ДИСКУРСИВНЫЙ
позднелат. discursivus, от discursus - рассуждение, довод, аргумент), рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).

Источник: Советский философский словарь

ДИСКУРСИВНЫЙ
осуществляющийся поэтапно, посредством умозаключения — дискурсивный ум действует методически и расчетливо. Противостоит интуитивному уму, воспринимающему результат непосредственно, без стадии доказательства. См. Дедукция, Метод.

Источник: Философский словарь

ДИСКУРСИВНЫЙ
позднелат. discursus - рассуждение, довод) - рассудочный, понятийный, логический. Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. сознание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию.
А.Р. Усманова

Источник: Новейший философский словарь

Дискурсивный
Осуществляемый посредством речи и рассуждений. Тем самым дискурсивное познание противостоит интуитивному или непосредственному познанию. Например, философия всегда дискурсивна. Это, однако, не исключает, что она может отталкиваться от интуиции или опыта, в котором нет ничего дискурсивного, и приводить к мудрости, для которой дискурсивность – пройденный этап.

Источник: Философский словарь.

ДИСКУРСИВНЫЙ
(diskursiv; от лат. discurrere — «разбегаться», «расплываться»), или сукцессивный — процесс мышления, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому определенному представлению и все мыслительное образование строит из его частей. В более широком смысле слова дискурсивным называется понятийное, абстрактное мышление в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДИСКУРСИВНЫЙ
лат. discur-sus — рассуждение) — рассудочный, опосредствованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) встречается уже у Платона” Аристотеля, а термин “Д.” — у Фомы Аквинского. Метафизики либо отрицали роль Д. мышления (Якоби и др.), либо преувеличивали ее (Вольф и др.). Марксистская философия признает важную роль Д. стороны познания.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Дискурсивный
 (лат. discurrere — растекаться) — свойство рассудочного, опосредствованного, логического мышления, познания, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) встречается уже у Платона и Аристотеля, а термин Д. — у Фомы Аквинского. Марксистская философия признает важную роль за Д. стороной познания, анализ форм и методов к-рой, даваемый гл. обр. логикой, приобретает большое значение в связи с развитием математики, техники и естествознания.

Источник: Философский словарь. 1963

ДИСКУРСИВНЫЙ
от позднелат.-рассуждение, довод): рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Проблема дискурсивного была впервые поставлена в древнегреческой философии при разделении истин на непосредственные («интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Большое внимание проблеме дискурсивного уделяли Кант, который отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное научное знание достигается в синтезе чувственной интуиции с рассудочными формами, и Гегель, отличавший дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного. Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Признавая важную роль дискурсивного в познании, рационалистические теории познания мира тем не менее не сводят процесс познания к дискурсивному, утверждая значение и других его форм.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДИСКУРСИВНЫЙ
процесс познания, заключающийся в рассуждении, когда мышление движется от одного понятия к другому, соединяет одно суждение с другим, строит умозаключение. Дискурсивно, напр., всякое понятие, т. к. оно образуется посредством связывания различных, уже известных признаков. Дискурсивная ясность означает, по существу, логическую ясность, т. е. строгую последовательность, проявляющуюся в связи понятий при построении логических выводов, умозаключений. В истории философии обычно различают познание Д. и интуитивное (непосредственное). Так, согласно Канту, человек познает двояко: интуитивно, или непосредственно, через созерцание, и опосредствованно, с помощью понятий. Если в первом случае необходима наглядность, то во втором случае необходимо только правильное применение понятий. Д. познание играет большую роль в повседневной жизни людей, но особенно велико его значение в науке. Строгая последовательность понятий, их правильное применение — важное условие успеха в любом научном исследовании.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ДИСКУРСИВНЫЙ
[от лат. discursus рассуждение, довод, аргумент] – рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).
Дискурсивное познание как опирающееся на разум и рассуждение противопоставляется интуитивному познанию, которое основывается на непосредственном созерцании и интуиции. Дискурсивное знание является результатом связного, последовательного, ясного рассуждения, в котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую. Дискурсивным является, напр., знание, полученное в результате логического вывода из некоторых общих принципов заключения, относящегося к конкретному случаю, или знание, возникающее путем обобщения некоторой совокупности фактов. Различие между дискурсивным и интуитивным до некоторой степени относительно. Всякая новая идея, мысль, представление возникают на основе предшествующего знания, предполагают осознание и формулировку проблемы, задачи, требуют сознательного и целенаправленного размышления. После того как новая идея возникла, требуется развитие ее следствий, установление ее связей с др. идеями, ее проверка и т.п. Т.о., интуитивный скачок мышления всегда включен в процессы дискурсивного размышления. Однако различие между дискурсивным и интуитивным все же имеет определенный смысл, ибо новое знание часто не может быть получено простым логическим рассуждением из имеющегося знания и требует творческого акта, выходящего за рамки логических схем и правил.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ДИСКУРСИВНЫЙ
позднелат. discursivus, от discursus – довод, аргумент) – рассудочный, опосредствованный, логический, демонстра-тивный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитив-ного). Разделение истин на непосредственные ("интуитивные") и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) было впервые отчетливо проведено в древнегреч. математике и философии (Платон, Аристотель). Термин "Д." встречается у Фомы Ливийского, к-рый считал, что "дискурсивный интеллект – это такой, в котором одно познается через посредство другого" ("Summa theol." I, q 58, a3, ad I), и противопоставлял его простой интуиции, а также "истинам" откровения. Развитие математики и естествознания, начиная с 17 в. привело к возникновению множества теорий Д. и интуитивного знания. Рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) считали, что всеобщность и необходимость человеч. знания не может быть обоснована ни чувственным созерцанием (интуицией) и связанной с ним индукцией, ни Д. мышлением, опирающимся на логич. аппарат дефиниций, силлогистики и доказательства. Всеобщность и необходимость знания обеспечивает лишь интеллектуальная интуиция (intuitus mentis), к-рая лежит в основе доказательства и в к-рой разум одновременно и мыслит, и созерцает. Только она позволяет Д. мышлению проникать во всеобщие и необходимые связи вещей. Иной т. зр. придерживался Гоббс. Он считал, что всеобщий и необходимый характер суждений (напр., математики) основан на способности слов языка быть знаками общих понятий. Локк, понимая под истиной соответствие между идеями, считал, что нек-рые истины могут постигаться непосредственно, интуитивно. В других же случаях душа "...старается обнаружить искомое соответствие или несоответствие через посредство других идей..." с помощью рассуждения, или демонстрации (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 520); Д. познание вполне достоверно, однако чем больше шагов у доказательства, тем менее ясным оказывается вывод. При этом каждый шаг демонстрации должен обладать интуитивной очевидностью. Ограниченность Д. познания состоит в том, что не всегда можно найти промежуточные идей, к-рые можно было бы связать одну с другой с помощью интуиции во всех звеньях дедукции. Хр. Вольф и его последователи (Николаи, М. Мендельсон и др.), разрабатывая формальную логику с позиций рационализма, преувеличивали роль Д. познания. Юм считал, что не опосредствованное знание, не доказательство, а вера (Belief) дает убеждение в реальном существовании вещей, необходимое в практич. жизни. Якоби начисто отрицал роль Д. мышления. Кант отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное науч. знание достигается в синтезе чувств. интуиций с рассудочными формами. "...Познание всякого, по крайней мере человеческого, рассудка есть познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное" ("Критика чистого разума", П., 1915, с. 69). При этом в основании математики "должно лежать какое-нибудь чистое созерцание, в котором она может представлять все свои понятия к о н к р е т н о и вместе с тем a priori, или ... конструировать их", "тогда как философия должна удовлетворяться д и с к у р с и в н ы м и суждениями и з о д н и х п о н я т и й ..." ("Пролегомены...", М., 1937, с. 40). По Гегелю, в спекулятивном (истинно философском) познании достигается единство непосредственного и опосредствованного. Гегель отличает дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного (чувственного и спекулятивного). Подчеркивая превосходство спекулятивного мышления над Д., Гегель рассматривал последнее лишь как момент первого. Для бурж. философии 2-й пол. 19 в. и в особенности эпохи империализма характерны либо алогизм и иррационализм, либо истолкование Д. мышления как чисто формально-логич. процесса. В частности, неопозитивизм преувеличивает роль Д. мышления, подменяет философию логич. и семантич. теориями. Марксистская философия, рассматривающая чувств. и рациональное познание как два момента единого процесса отражения действительности, признает важную роль в этом процессе формально-логической Д. стороны. Термин "Д." в марксистской философии обычно не применяется. См. Теория познания. Лит.: Аристотель, Метафизика, пер. [с греч.], М.–Л., 1934, 1025 в 1–16, с. 107 и др.; Декарт Р., Правила для руководства ума, пер. с латинск., М.–Л., 1936, с. 55–60, 79–85 и др.; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеческом разуме, пер. [с нем.], М.–Л., 1936, с. 110, 318–27, 350; Спиноза Б., Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 329–58, 402,407, 414, 423–30, 432–34, 589–607 и др.; Гоббс Т., Избр. соч., пер. [с англ.], М.–Л., 1926, с. 229, 230 и др.; Локк Д., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 72, 75– 92, 120–41, 384–94, 514–31, 547–51, 558–68; т. 2, М., 1960, с. 189–94, 196, 201–203, 205, 211, 219, 251, 252, 342–61, 370–85, 387–404; Кант И., Критика чистого разума, пер. с нем., 1907, с. 464, 312, 745–63 и др.; его же, Пролегомены, М.–Л., 1934, с. 144–46, 165–66, 224 и др.; Гегель, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 26–30, 92–94, 105, 131–43 и др.; т. 4, М., 1959, с. 30–36 и др.; Бергсон ?., Собр. соч., т. 2, СПБ, [1914], с. 58–67 и др., т. 5, с. 35 и др.; Джемс У., Вселенная с плюралистической точки зрения, пер. с англ., М., 1911, с. 48, 62, 80, 117–19, 170 и др.; Рассел Б., Человеческое познание, пер. с англ., М., 1957; Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии", 1955, No 5, 1957, No 6, 1959, No 11; Haрский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; ?ukasiеwicz J., Logistyka a filozofja, "Przegl?d filozoficzny", 1936, roc. z . 39, z. 2. К. Морозов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
483.31 кб

Дискурсивный анализ как феноменологическая стратегия социокультурного описания

Тимощук Елена Андреевна
Автор сопоставляет феноменологию с изоморфными стратегиями социокультурного описания — дискурсивным анализом для выработки стратегического консенсуса общественных наук в области стандартов объективного гуманитарного описания.
Читать PDF
98.91 кб

Политико-дискурсивный анализ Эрнесто Лаклау

Матвеев Илья Александрович
Эрнесто Лаклау крупнейший современный политический мыслитель, создатель оригинальной теории политического дискурса, методологически ориентированной на постструктурализм. Политико-дискурсивный анализ Э.
Читать PDF
465.27 кб

Дискурсивный анализ информационных конфликтов

Ишменев Е.В.
Читать PDF
168.87 кб

Специфика философского содержания в текстах различных жанров (теоретико-дискурсивный, литературно-ху

Даренский Виталий Юрьевич
Статья посвяшена исслелованию различных содержательных типов философского мышления. Феномен философского содержания анализируется в качестве источника специфического экзистенциального опыта.
Читать PDF
225.26 кб

«Анти-рорти»: дискурсивный сюрреализм и понятие факта

Нехаев Андрей Викторович
В статье рассматривается обширный комплекс разнообразных онто-эпистемологических и логико-семантических вопросов, связываемых с понятием факта.
Читать PDF
288.34 кб

Картины мира и дискурсивный порядок

Павлов А.П.
В статье исследуется картина социального мира как идеальный компонент социального порядка. Социальный порядок осмысливается автором как устроение, обустройство людьми совместного бытия.
Читать PDF
183.98 кб

Дискурсивная самоидентификация философии. Критерии

Винников Артем Юрьевич
Рассмотрена актуальная в последнее время проблема самоидентификации философии (на примере творчества Жиля Делёза). Проанализирован предлагаемый Делёзом критериальный аппарат и предложены методологические аспекты его интерпретации.
Читать PDF
89.30 кб

Дискурсивная формация в культуре: структура и содержание

Болотникова Елена Николаевна
Читать PDF
147.19 кб

Дискурсивная стратегия ортодокса: проблема объективации политического мира

Соловей Ирина Викторовна
Анализируется актуальная для философии политики проблема «конца политического», а также логически выявляются пределы объективации политического бытия в дискурсе ортодокса.
Читать PDF
150.27 кб

Поэзия и дискурсивная мысль

Вицакис Василис
Читать PDF
320.42 кб

Об отношении высших знаний дискурсивного разума кзнаниям обыденного человеческого рассудка

Секундант Сергей Григорьевич
Читать PDF
147.57 кб

Дискурсивная стратегия ортодокса: проблема объективации политического мира

Соловей Ирина Викторовна
Анализируется проблема «конца политического», а также выявляются логически пределы объективации политического бытия в дискурсе ортодокса.
Читать PDF
228.52 кб

«Весь мир - театр»: субъект и дискурсивная практика как метод социального познания

Мещерякова Любовь Юрьевна
The article is devoted to the problem of the methodology of the studying of social life. It's evident, that modern situation in society demands a new way of its studying.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 04. 036. Папастефаноу М. Дискурсивная теория и ее следствия для теории образования. Papastepha

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
1.04 мб

Возможности дискурсивного анализа в философском исследовании

Вознякевич Е.Е.

Похожие термины:

  • ДИСКУРСИВНАЯ ЭТИКА

    см.: Дискурс (II).
  • МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ

    мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
  • Дискурсивное

    (от поднелат. discursus – рассуждение, довод) – форма опосредованного знания, способ получения знания путем рассуждений, логического вывода. От интуиции дискурсивное отличается тем, что каждый шаг выв
  • ДИСКУРСИВНОСТЬ

    специальный термин постмодернистской философии, введенный для фиксации автохтонной процессуальности дискурсивных практик (см. Дискурс), демонстрирующих, будучи не ограниченными социокультурны
  • ТРАНС-ДИСКУРСИВНОСТЬ

    транс-дискурсивная позиция) — понятие, введенное Фуко в контексте анализа дискурса — см. Дискурс, "Порядок дискурса" (Фуко) — для обозначения такого типа дискурсивности, который, обладая генератив
  • ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

    трансформации, которым подвергаются в разных дискурсивных сферах основные эпистемические сущности (знание, мнение, вера, факт) и процедуры (верификация, истинностная оценка и т.п.). Содержательная
  • дискурсивные формации

    ДИСКУРСИВНЫЕ ФОРМАЦИИ — понятие методологии исследования дискурса у М. Фуко. Дискурс — это, прежде всего, речь, погруженная в социальный контекст. Отношения референции никоим образом не являются
  • ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ

    Франц. PRATIQUES DISCOURSIVES, англ. DISCOURSIVE PRACTICS. Термин, активно употребляемый постструктуралистами и деконструктивистами. Теоретическое обоснование получил в работах Ж. Дерриды и Ю. Кристевой, но, как прави
  • ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФУКО

    «совокупность анонимных исторических правил, всегда определенных во времени и пространстве, которые установили в данную эпоху и для данного социального, экономического или лингвистического про