ДИСКУРСИВНЫЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дискурсивный
от лат. diseursus — рассуждение, довод) — рассудочный, логический, понятийный, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, непосредственного).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ДИСКУРСИВНЫЙ
позднелат. discursivus, от discursus - рассуждение, довод, аргумент), рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).

Источник: Советский философский словарь

ДИСКУРСИВНЫЙ
осуществляющийся поэтапно, посредством умозаключения — дискурсивный ум действует методически и расчетливо. Противостоит интуитивному уму, воспринимающему результат непосредственно, без стадии доказательства. См. Дедукция, Метод.

Источник: Философский словарь

ДИСКУРСИВНЫЙ
позднелат. discursus - рассуждение, довод) - рассудочный, понятийный, логический. Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. сознание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию.
А.Р. Усманова

Источник: Новейший философский словарь

Дискурсивный
Осуществляемый посредством речи и рассуждений. Тем самым дискурсивное познание противостоит интуитивному или непосредственному познанию. Например, философия всегда дискурсивна. Это, однако, не исключает, что она может отталкиваться от интуиции или опыта, в котором нет ничего дискурсивного, и приводить к мудрости, для которой дискурсивность – пройденный этап.

Источник: Философский словарь.

ДИСКУРСИВНЫЙ
(diskursiv; от лат. discurrere — «разбегаться», «расплываться»), или сукцессивный — процесс мышления, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому определенному представлению и все мыслительное образование строит из его частей. В более широком смысле слова дискурсивным называется понятийное, абстрактное мышление в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДИСКУРСИВНЫЙ
лат. discur-sus — рассуждение) — рассудочный, опосредствованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) встречается уже у Платона” Аристотеля, а термин “Д.” — у Фомы Аквинского. Метафизики либо отрицали роль Д. мышления (Якоби и др.), либо преувеличивали ее (Вольф и др.). Марксистская философия признает важную роль Д. стороны познания.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Дискурсивный
 (лат. discurrere — растекаться) — свойство рассудочного, опосредствованного, логического мышления, познания, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) встречается уже у Платона и Аристотеля, а термин Д. — у Фомы Аквинского. Марксистская философия признает важную роль за Д. стороной познания, анализ форм и методов к-рой, даваемый гл. обр. логикой, приобретает большое значение в связи с развитием математики, техники и естествознания.

Источник: Философский словарь. 1963

ДИСКУРСИВНЫЙ
от позднелат.-рассуждение, довод): рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Проблема дискурсивного была впервые поставлена в древнегреческой философии при разделении истин на непосредственные («интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Большое внимание проблеме дискурсивного уделяли Кант, который отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное научное знание достигается в синтезе чувственной интуиции с рассудочными формами, и Гегель, отличавший дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного. Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Признавая важную роль дискурсивного в познании, рационалистические теории познания мира тем не менее не сводят процесс познания к дискурсивному, утверждая значение и других его форм.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДИСКУРСИВНЫЙ
процесс познания, заключающийся в рассуждении, когда мышление движется от одного понятия к другому, соединяет одно суждение с другим, строит умозаключение. Дискурсивно, напр., всякое понятие, т. к. оно образуется посредством связывания различных, уже известных признаков. Дискурсивная ясность означает, по существу, логическую ясность, т. е. строгую последовательность, проявляющуюся в связи понятий при построении логических выводов, умозаключений. В истории философии обычно различают познание Д. и интуитивное (непосредственное). Так, согласно Канту, человек познает двояко: интуитивно, или непосредственно, через созерцание, и опосредствованно, с помощью понятий. Если в первом случае необходима наглядность, то во втором случае необходимо только правильное применение понятий. Д. познание играет большую роль в повседневной жизни людей, но особенно велико его значение в науке. Строгая последовательность понятий, их правильное применение — важное условие успеха в любом научном исследовании.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ДИСКУРСИВНЫЙ
[от лат. discursus рассуждение, довод, аргумент] – рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).
Дискурсивное познание как опирающееся на разум и рассуждение противопоставляется интуитивному познанию, которое основывается на непосредственном созерцании и интуиции. Дискурсивное знание является результатом связного, последовательного, ясного рассуждения, в котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую. Дискурсивным является, напр., знание, полученное в результате логического вывода из некоторых общих принципов заключения, относящегося к конкретному случаю, или знание, возникающее путем обобщения некоторой совокупности фактов. Различие между дискурсивным и интуитивным до некоторой степени относительно. Всякая новая идея, мысль, представление возникают на основе предшествующего знания, предполагают осознание и формулировку проблемы, задачи, требуют сознательного и целенаправленного размышления. После того как новая идея возникла, требуется развитие ее следствий, установление ее связей с др. идеями, ее проверка и т.п. Т.о., интуитивный скачок мышления всегда включен в процессы дискурсивного размышления. Однако различие между дискурсивным и интуитивным все же имеет определенный смысл, ибо новое знание часто не может быть получено простым логическим рассуждением из имеющегося знания и требует творческого акта, выходящего за рамки логических схем и правил.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ДИСКУРСИВНЫЙ
позднелат. discursivus, от discursus – довод, аргумент) – рассудочный, опосредствованный, логический, демонстра-тивный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитив-ного). Разделение истин на непосредственные ("интуитивные") и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) было впервые отчетливо проведено в древнегреч. математике и философии (Платон, Аристотель). Термин "Д." встречается у Фомы Ливийского, к-рый считал, что "дискурсивный интеллект – это такой, в котором одно познается через посредство другого" ("Summa theol." I, q 58, a3, ad I), и противопоставлял его простой интуиции, а также "истинам" откровения. Развитие математики и естествознания, начиная с 17 в. привело к возникновению множества теорий Д. и интуитивного знания. Рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) считали, что всеобщность и необходимость человеч. знания не может быть обоснована ни чувственным созерцанием (интуицией) и связанной с ним индукцией, ни Д. мышлением, опирающимся на логич. аппарат дефиниций, силлогистики и доказательства. Всеобщность и необходимость знания обеспечивает лишь интеллектуальная интуиция (intuitus mentis), к-рая лежит в основе доказательства и в к-рой разум одновременно и мыслит, и созерцает. Только она позволяет Д. мышлению проникать во всеобщие и необходимые связи вещей. Иной т. зр. придерживался Гоббс. Он считал, что всеобщий и необходимый характер суждений (напр., математики) основан на способности слов языка быть знаками общих понятий. Локк, понимая под истиной соответствие между идеями, считал, что нек-рые истины могут постигаться непосредственно, интуитивно. В других же случаях душа "...старается обнаружить искомое соответствие или несоответствие через посредство других идей..." с помощью рассуждения, или демонстрации (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 520); Д. познание вполне достоверно, однако чем больше шагов у доказательства, тем менее ясным оказывается вывод. При этом каждый шаг демонстрации должен обладать интуитивной очевидностью. Ограниченность Д. познания состоит в том, что не всегда можно найти промежуточные идей, к-рые можно было бы связать одну с другой с помощью интуиции во всех звеньях дедукции. Хр. Вольф и его последователи (Николаи, М. Мендельсон и др.), разрабатывая формальную логику с позиций рационализма, преувеличивали роль Д. познания. Юм считал, что не опосредствованное знание, не доказательство, а вера (Belief) дает убеждение в реальном существовании вещей, необходимое в практич. жизни. Якоби начисто отрицал роль Д. мышления. Кант отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное науч. знание достигается в синтезе чувств. интуиций с рассудочными формами. "...Познание всякого, по крайней мере человеческого, рассудка есть познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное" ("Критика чистого разума", П., 1915, с. 69). При этом в основании математики "должно лежать какое-нибудь чистое созерцание, в котором она может представлять все свои понятия к о н к р е т н о и вместе с тем a priori, или ... конструировать их", "тогда как философия должна удовлетворяться д и с к у р с и в н ы м и суждениями и з о д н и х п о н я т и й ..." ("Пролегомены...", М., 1937, с. 40). По Гегелю, в спекулятивном (истинно философском) познании достигается единство непосредственного и опосредствованного. Гегель отличает дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного (чувственного и спекулятивного). Подчеркивая превосходство спекулятивного мышления над Д., Гегель рассматривал последнее лишь как момент первого. Для бурж. философии 2-й пол. 19 в. и в особенности эпохи империализма характерны либо алогизм и иррационализм, либо истолкование Д. мышления как чисто формально-логич. процесса. В частности, неопозитивизм преувеличивает роль Д. мышления, подменяет философию логич. и семантич. теориями. Марксистская философия, рассматривающая чувств. и рациональное познание как два момента единого процесса отражения действительности, признает важную роль в этом процессе формально-логической Д. стороны. Термин "Д." в марксистской философии обычно не применяется. См. Теория познания. Лит.: Аристотель, Метафизика, пер. [с греч.], М.–Л., 1934, 1025 в 1–16, с. 107 и др.; Декарт Р., Правила для руководства ума, пер. с латинск., М.–Л., 1936, с. 55–60, 79–85 и др.; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеческом разуме, пер. [с нем.], М.–Л., 1936, с. 110, 318–27, 350; Спиноза Б., Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 329–58, 402,407, 414, 423–30, 432–34, 589–607 и др.; Гоббс Т., Избр. соч., пер. [с англ.], М.–Л., 1926, с. 229, 230 и др.; Локк Д., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 72, 75– 92, 120–41, 384–94, 514–31, 547–51, 558–68; т. 2, М., 1960, с. 189–94, 196, 201–203, 205, 211, 219, 251, 252, 342–61, 370–85, 387–404; Кант И., Критика чистого разума, пер. с нем., 1907, с. 464, 312, 745–63 и др.; его же, Пролегомены, М.–Л., 1934, с. 144–46, 165–66, 224 и др.; Гегель, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 26–30, 92–94, 105, 131–43 и др.; т. 4, М., 1959, с. 30–36 и др.; Бергсон ?., Собр. соч., т. 2, СПБ, [1914], с. 58–67 и др., т. 5, с. 35 и др.; Джемс У., Вселенная с плюралистической точки зрения, пер. с англ., М., 1911, с. 48, 62, 80, 117–19, 170 и др.; Рассел Б., Человеческое познание, пер. с англ., М., 1957; Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии", 1955, No 5, 1957, No 6, 1959, No 11; Haрский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; ?ukasiеwicz J., Logistyka a filozofja, "Przegl?d filozoficzny", 1936, roc. z . 39, z. 2. К. Морозов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивный анализ как феноменологическая стратегия социокультурного описания

Тимощук Елена Андреевна
Автор сопоставляет феноменологию с изоморфными стратегиями социокультурного описания — дискурсивным анализом для выработки стратегического консенсуса общественных наук в области стандартов объективного гуманитарного описания.
Читать PDF
0.00 байт

Политико-дискурсивный анализ Эрнесто Лаклау

Матвеев Илья Александрович
Эрнесто Лаклау крупнейший современный политический мыслитель, создатель оригинальной теории политического дискурса, методологически ориентированной на постструктурализм. Политико-дискурсивный анализ Э.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика философского содержания в текстах различных жанров (теоретико-дискурсивный, литературно-ху

Даренский Виталий Юрьевич
Статья посвяшена исслелованию различных содержательных типов философского мышления. Феномен философского содержания анализируется в качестве источника специфического экзистенциального опыта.
Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивный анализ информационных конфликтов

Ишменев Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

«Анти-рорти»: дискурсивный сюрреализм и понятие факта

Нехаев Андрей Викторович
В статье рассматривается обширный комплекс разнообразных онто-эпистемологических и логико-семантических вопросов, связываемых с понятием факта.
Читать PDF
0.00 байт

Картины мира и дискурсивный порядок

Павлов А.П.
В статье исследуется картина социального мира как идеальный компонент социального порядка. Социальный порядок осмысливается автором как устроение, обустройство людьми совместного бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Динамика глобализирующейся экономики в контексте дискурсивного управления: стратегии Европы и Китая

Орлов Михаил Олегович
Тесная связь между экономической, культурной и политической сферами Америки, Европы и Китая приводит к тому, что малейшие кризисные ситуации, возникшие в одной из этих областей, объективно сказываются и на других, поэтому требуютс
Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивные стратегии поля политической «Доксы»

Соловей И. В.
анализируются доксические структуры поля политической дискурсивности. Поле политической «доксы» задается дискурсивными стратегиями «ортодоксии» и «гетеродоксии».
Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивное управление социальной динамикой глобальных процессов: социально-политическая сфера

Орлов Михаил Олегович
В наше время все более стала заметна тенденция различных государств к взаимному сотрудничеству или противостоянию. Межгосударственные контакты и связи выходят на иной качественный уровень.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые дискурсивные аспекты анализа права

Пономарев А. М.
В статье рассматриваются вопросы формирования нового дискурсологического подхода к изучению права. В том числе обосновывается возможность применения в рамках этого подхода методологии трансцендентальной прагматики.
Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивная самоидентификация философии. Критерии

Винников Артем Юрьевич
Рассмотрена актуальная в последнее время проблема самоидентификации философии (на примере творчества Жиля Делёза). Проанализирован предлагаемый Делёзом критериальный аппарат и предложены методологические аспекты его интерпретации.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая наука: диалектика дискурсивного и догматического

Хвощев Владимир Ефимович
В статье даётся оценка состоянию развития в российской политологии зарождающейся науки политической дискурсологии.
Читать PDF
0.00 байт

Обоснование дискурсивной этики К. -О. Апелем

Ситникова Е. И.
В статье рассматриваются основные положения программы окончательного обоснования этики К.-О. Апеля.
Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивная формация в культуре: структура и содержание

Болотникова Елена Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивная стратегия ортодокса: проблема объективации политического мира

Соловей Ирина Викторовна
Анализируется актуальная для философии политики проблема «конца политического», а также логически выявляются пределы объективации политического бытия в дискурсе ортодокса.

Похожие термины:

  • ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

    трансформации, которым подвергаются в разных дискурсивных сферах основные эпистемические сущности (знание, мнение, вера, факт) и процедуры (верификация, истинностная оценка и т.п.). Содержательная
  • дискурсивные формации

    ДИСКУРСИВНЫЕ ФОРМАЦИИ — понятие методологии исследования дискурса у М. Фуко. Дискурс — это, прежде всего, речь, погруженная в социальный контекст. Отношения референции никоим образом не являются
  • МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ

    мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
  • ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ

    Франц. PRATIQUES DISCOURSIVES, англ. DISCOURSIVE PRACTICS. Термин, активно употребляемый постструктуралистами и деконструктивистами. Теоретическое обоснование получил в работах Ж. Дерриды и Ю. Кристевой, но, как прави
  • ДИСКУРСИВНАЯ ЭТИКА

    см.: Дискурс (II).
  • ДИСКУРСИВНОСТЬ

    специальный термин постмодернистской философии, введенный для фиксации автохтонной процессуальности дискурсивных практик (см. Дискурс), демонстрирующих, будучи не ограниченными социокультурны
  • ТРАНС-ДИСКУРСИВНОСТЬ

    транс-дискурсивная позиция) — понятие, введенное Фуко в контексте анализа дискурса — см. Дискурс, "Порядок дискурса" (Фуко) — для обозначения такого типа дискурсивности, который, обладая генератив
  • Дискурсивное

    (от поднелат. discursus – рассуждение, довод) – форма опосредованного знания, способ получения знания путем рассуждений, логического вывода. От интуиции дискурсивное отличается тем, что каждый шаг выв
  • ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФУКО

    «совокупность анонимных исторических правил, всегда определенных во времени и пространстве, которые установили в данную эпоху и для данного социального, экономического или лингвистического про
  • Дискурсивное познание

    (лат. discursus – рассуждение) – познание, основанное на рассудочном мышлении, логических умозаключениях, соединении понятий в суждения, при котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей мы