ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФУКО

Найдено 1 определение
ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФУКО
«совокупность анонимных исторических правил, всегда определенных во времени и пространстве, которые установили в данную эпоху и для данного социального, экономического или лингвистического пространства условия выполнения функции высказывания» [1. С. 118]. Высказывание есть лингвистическое действие в области исторического. А дискурсом (см.) называется совокупность высказываний, принадлежащих к одной и той же Д. п. Дискурс — это всегда игра. Фуко интересовался не структурами, хотя и они важны, а становлением и видоизменением Д. п., всем тем, что в них происходит: трансформациями, рассеяниями, сгущениями. Что касается знания, то оно наращивается по дискурсивным порогам [1. С. 185—186]:
позитивности — дискурсивная формация образовалась и начала трансформироваться;
эпистемологизации — появились модели знания, которые подвергаются критике и проверке;
научности — выработаны критерии аргументации;
формализации — определены аксиомы и формальные правила построения дискурсов. Философствование Фуко реализует триаду: генеалогия — критика — археология. Генеалогия изучает образование Д. п. Критика анализирует процессы прореживания, перегруппировки и унификации дискурсов [2. С. 87]. Решающее философское действие совершается в археологии, а именно — проблематизация в историческом (отсюда археология — В.К.) поле. «Проблематизация — это совокупность дискурсивных и недискурсивных практик, вводящих нечто в игру истинного и ложного и конструирующих эту игру в качестве объекта мысли (будь то в форме морального размышления, научного познания, политического анализа и т.д.)» [2. С. 312]. Фуко стремился открыть проблемы столь общие, насколько это возможно. Нет, и не может быть вечной, в т.ч. априорной, истины. Определяющее значение имеет не истина, а воля к истине, выступающая как стремление к преодолению ставших неприемлемыми границ. В одних случаях целесообразно группировать дискурсы, упорядочивать их; в других — они нуждаются, наоборот, в сотрясении и рассеивании. Для Фуко наука — это реально работающая рациональность. Что именно считается истиной, определяется установленными в Д. п. правилами. Истина всегда контекстуальна, т.е. она зависит от конкретной ситуации, и относительна. Философия науки — это всегда философия истории науки, которая составляет органичную, но всего лишь одну часть истории культуры. В заслугу Фуко следует поставить и выделение основополагающего значения лингвистического уровня культуры и науки, и явную ориентацию на исторический и проблемный методы, и акцент на прагматике (практике) человеческой жизни. Создается, однако, впечатление, что, будучи увлеченным Д. п., он оставил за бортом своего анализа семантические отношения, столь значимые в естествознании. Фуко не уделил должного внимания науке и ее месту в культуре, а также природе научных концептов. 1. Фуко М. Археология знания. Киев. 1996. 2. Он же. Воля к истине. М., 1996.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.