ДИСЦИПЛИНА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИСЦИПЛИНА
лат. disciplina обучение, воспитание) - учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИСЦИПЛИНА
(Disziplin; лат. — «обучение», «выращивание») — учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; также средство и метод строгого воспитания.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДИСЦИПЛИНА
[от лат. disciplina учение] – 1) определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации; 2) отрасль научного знания, учебный предмет.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Дисциплина
(disciplina, наука, наставление). Дисциплиною называют вообще совокупность средств, под влиянием которых человек приучается к правильной жизни и деятельности посредством навыка. Схоластики называли иногда дисциплиною некоторые орудия школьного наказания.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ДИСЦИПЛИНА
(лат. disciplina — обучение, воспитание) в науке — самост. отрасль знания, одна из форм организации науч. деятельности; единица анализа науч. знания (по В.С.Степину). Формирование осн. науч. Д. происходило в конце XVIII — первой половине XIX вв. По мере накопления науч. материала и роста числа ученых, специализирующихся в к.-л. направлении исследований, они признают друг друга в кач-ве ближайших коллег, остальные ученые признают их право на партикуляризацию (обособление). Формирование Д. сопровождается объективными акциями: проведение науч. конференций, выпуск соответствующих журналов, фундаментальных работ по новому направлению. Необходимо также признание Д. в административном подразделении науч. направлений, выделение ее в кач-ве институциональной единицы, специальности, области исследований (см., напр., «Номенклатура специальностей науч. работников»); Д. в образовании то же, что учебный предмет. Лит.: Маллинз Н. Модель развития теоретических групп в социологии // Научная деятельность: Структуры и институты. М., 1980; Степин В.С. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ДИСЦИПЛИНА
лат. disciplina - обучение, воспитание) - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива и обязательное усвоение и выполнение людьми установленных норм (правовых, моральных, политических, эстетических), правил и т. д, а также способы, с помощью к-рых осуществляется этот порядок. Как средство общественного контроля над повседневным поведением людей, Д. отражает в себе господствующие в данном об-ве социальные (в первую очередь экономические) отношения и служит для их поддержания. Формы общественной Д. бывают самые разнообразные - от прямого государственного насилия до общественного мнения и личной сознательности людей. Различными формами (и средствами осуществления) Д. являются: обычаи, нравы, традиции, нормы, общественные привычки, вкусы, авторитет, к-рым пользуются государственные и общественные организации, отдельные общественные деятели, общественное воспитание людей (Воспитание нравственное, Коммунистическое воспитание), различные формы убеждения и принуждения. Мораль в целом также является одной из форм общественной Д. Для каждой общественной формации характерно преобладание определенного типа Д. В первобытном об-ве господствовали стихийно складывающиеся привычки; здесь общая связь держалась силой привычки, традиции, уважением к старейшине рода. В рабовладельческом и феодальном об-вах большую роль играло прямое внеэкономическое принуждение. В капита диетическом об-ве преобладает экономическое принуждение, «дисциплина голода» Социалистическая Д., по словам В. И. Ленин это Д. «сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига и никакой власти, кроме власти их собственного объединения...» (т. 39, с. 17). Партийная Д. в коммунистической партии, основанная исключительно на общности убеждений коммунистов, - это, как ее определяет Ленин, «единство действий, свобода обсуждения и критики...» (т, 14, с. 125). Д. социалистического об-ва и коммунистической партии, поскольку она основывается на глубоких убеждениях людей, не приходит в конфликт с моральными требованиями, напротив, всегда может быть обоснована с помощью принципов коммунистической нравственности. В ходе строительства коммунизма в масштабах всего об-ва утверждается коммунистическая Д, к-рая со временем вытеснит государственно-правовые и экономические санкции, основываясь на силе общественного мнения и личной убежденности каждого. Этот процесс происходит вместе с развитием общественной сознательности трудящихся.

Источник: Словарь по этике

ДИСЦИПЛИНА
дисциплины принцип) — понятие современной философии, конституированное в контексте постмодернистской концепции дискурса и обозначающее один из практикуемых социокультурных механизмов контроля над спонтанностью дискурсивных практик (см. Дискурс), заключающийся в его ограничении по критерию предметности. Согласно оценке Фуко, "дисциплина — это принцип контроля над производством дискурса". В этом отношении Д. выполняет те же функции по отношению к дискурсу, что и "принцип комментария" (см. Комментарий) и "принцип автора" (см. Автор, "Смерть Автора"): функции эти заключаются в обеспечении растворения какой бы то ни было возможности семантической новизны в повторяемости исходного смысла исходного текста (см. Текст). Тем не менее, в плане способов осуществления этих функций "принцип Д." противостоит как "принципу комментария" (ибо предполагает анти-преформистски понятое содержательное развитие текстовой семантики), так и "принципу автора" (ибо предполагает универсальность и, соответственно, субъектную открытость для социализации каждого в своем ментальном пространстве). Несмотря на указанные анти-преформизм и открытость "принципа Д.", он накладывает на дискурсивные практики ограничение иного — предметного — плана, ибо, во-первых, согласно его требованиям, любое вводимое в дискурсивный оборот положение "должно быть обращено к определенному плану объектов" (Фуко), и во-вторых, Д. органично предполагает неукоснительное требование "использовать концептуальные и технические средства вполне определенного /и сугубо избранного, а именно — соответствующего актуальной на тот или иной момент парадигме норм и идеалов описания и объяснения — M.M.I типа", — например, в рамках дискурсивных практик, характерных для медицины 19 в., широко использовались высказывания, основанные на использовании понятий функционального плана (типа "воспаление"), при полном исключении высказываний, основанных на использовании понятий субстанциального плана (типа "закупорка"), что объясняется ориентацией данной сферы знания на "определенную модель метафизики" (Фуко). Иными словами, Д. устанавливает для дискурса определенные "границы", и инструментом этого ограничения дискурса выступает, как и в случае с комментарием или принципом автора, "игра интенсивностей", формой которой в данном случае является "постоянная реактуализация правил" дискурсивной деятельности (Фуко). Все это позволяет постмодернизму причислить "принцип Д." к разряду "правил дискурсивной полиции" (Фуко). (См. также Воля к истине, Комментарий, "Порядок дискурса".) М.А. Можейко

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

ДИСЦИПЛИНА
возможность и способность производственного персонала, граждан придерживаться установившегося и признанного порядка, обеспечивающего воспроизводство общества. Основная проблема Д.
заключается в том, что любое сформированное общество вплоть до государства возникает на основе некоторых исторически сложившихся форм отношений, личностной культуры, привычек, уверенности в естественности сложившегося возможно древнего порядка. Следовательно, проблема Д.
выступает всегда как несоответствие новых требований старым, как беспрерывная попытка утвердить новые отношения, например, заводского производства, на основе и одновременно вопреки общинным, артельным.
Проблема Д. на предприятии может приобрести форму конфликта требований, конфликта отношений, необходимых для функционирования предприятий, и порядков, требующих постоянных "душевных" контактов, выступающих в формах перекуров, чаепитий, выяснения отношений, бесконечных бесед, перемывания новой информации, связанной и не связанной с отношениями на производстве, и т. д., конфликта требований большого производства и традиций локальных групп. Тем самым сообщество постоянно работает над приспособлением новых явлений к своим исторически сложившимся отношениям, т. е. пытается следовать социокультурному закону на основе сложившегося порядка. Но это может тормозить формирование новых форм. Д. Чем сложнее производство, тем больше проблема Д. смещается в сферу способности достигнуть единой цели и не сводится к односторонней адаптации к внешнему порядку. В этой связи следует говорить о различных типах Д., смешивание которых (например, Д.
научного труда и труда станочника) приводит лишь к росту дезорганизации.
Проблема самоуправления на производстве и Д. тесно связаны, так как нельзя исключить того, что через самоуправление усиливается влияние типа Д.
принципиально отличного от того, на котором основано это производство.
Упадок Д. усиливается на седьмом этапе в результате выявления остаточного дискомфортного состояния, роста локализма, что стимулирует развитие определенных элементов общинной и артельной Д. Эта тенденция ярко проявилась в конце первого глобального периода, что привело к развалу государства. Особенно большое значение приобретает проблема гражданской и государственной Д. В обществе, где никогда не было исторических традиций гражданской ответственности за большое общество, попытки быстро внедрить демократию могут превратиться в мощный стимул активизации вечевого идеала, культивирования локального эгоизма в форме противостояния "естественности" локальных миров жизни большого общества. Рост способности постоянно искать меру разных форм Д., соответствующих минимизации дезорганизации - важнейшая задача общества.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

ДИСЦИПЛИНА
лат. disciplina) общественная, определ. порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям к.-л. орг-ции. Д. является необходимым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязат. Д. и спец. Д. - обязательная только для членов определ. орг-ции (трудовая, партийная, воинская и т. д.). Д. всегда определяется господствующими обществ., классовыми отношениями и служит для их поддержания. Различают внутр. Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению. Внутр. Д. предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая Д. поддерживается без внеш. санкций и принудит. мер. «...Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (Ленин В. И., ПСС, т. 36, с. 200). Дисциплиниров. человек испытывает внутр. потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызение совести, чувство вины и т. д. В отличие от внутр. Д., Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внеш. санкции - положительные или отрицательные. В конечном счете Д. определяется степенью совпадения личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутр. пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, к-рые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно вредной может оказаться и чрезмерно жесткая Д., т. к. в этих условиях члены общества лишаются творч. инициативы, а общественная система утрачивает необходимую гибкость.
В различных обществ. системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном виде; речь может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В обществах, основанных гл. обр. на традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религ. регулирование поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль материальных интересов и Д. из соображений выгоды преобладают в бурж. обществе с его отношениями «голого чистогана» и господством индивидуалистич. морали. В качестве регулятивного механизма выступает также нормативная Д. в форме «деловой этики», «профессионального долга» и т. п. Вместе с тем господствующий класс широко прибегает к принуждению и насилию для подавления «отклонений» от норм бурж. общества со стороны трудящихся.
В социалистич. обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В. И. Ленин характеризовал социалистич. Д. как «... дисциплину товарищескую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе» (там же, с. 500). Социалистич. Д. развивается в процессе сознательного строительства новых обществ. отношений, в результате процесса коммунистич. воспитания. Важным средством ее укрепления является социальный контроль, материальное и моральное стимулирование.
На совр. этапе социалистич. и коммунистич. строительства усложнившаяся организация общества и науч.-технич. революция предъявляют повышенные требования к Д., организованности, ответственности, сознательности каждого члена общества. Нормы Д. периода коммунистич. строительства сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма, в Конституции СССР.

Источник: Советский философский словарь

Дисциплина 
лат. disciplina) — порядок, организация жизнедеятельности людей, выполнение обязанностей и требований, предъявляемых обществом к его организациям, личности, коллективу. Обеспечивает нормальное функционирование и развитие общества в соответствии с его объективными законами. Требования дисциплины основываются на правовых и нравственных нормах, но не сводятся к ним. Она регулируется социальными нормами — действующим законодательством, решениями, директивами, уставами, правилами, инструкциями, приказами, распоряжениями, общественным мнением. Дисциплина — историческое явление, без которого невозможна совместная деятельность людей. Любое общество не может существовать без дисциплины, обеспечивающей координацию усилий, руководства и подчинения. Общественный прогресс характеризуется возрастанием значения дисциплины, изменением ее содержания, назначения и методов ее поддержания. В классово-антагонистическом обществе дисциплина служит орудием защиты интересов господствующих классов. При этом одна дисциплина действует среди эксплуататоров, другая — навязывается ими трудящимся массам. Идеологи капитализма скрывают классовую сущность буржуазной дисциплины, несовместимость ее требований с интересами народных масс. Борьба трудящихся за свои социальные и экономические права рассматривается ими как грубое нарушение дисциплины, подрыв общественного порядка. Особенно активно борется буржуазия против коллективных действий трудящихся. Классовое, политическое содержание дисциплины отражается на методах, с помощью которых реализуется выполнение ее требований. Еще при капитализме в борьбе рабочего класса за свои права складывается новая, пролетарская дисциплина труда к общественной жизни, противоположная по своей сущности и целям буржуазной дисциплины. На ее основе в условиях победившего социализма складывается социалистическая общенародная дисциплина, ядром которой являются новые подлинно коллективистские отношения людей. «Крепостническая организация общественного труда, — писал В. И. Ленин, — держалась на дисциплине палки... Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода... Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся...» (т. 39, с. 13—14). Социалистическая дисциплина основывается на коренных изменениях социальной роли личности, ставшей подлинным субъектом общественных отношений. Она ориентирована на коллективистскую психологию, на развитие индивидуальности и сознательности личности. Становление новой, социалистической дисциплины проходило в борьбе против мелкобуржуазной анархичности, против такой психологии, на основе которой, по словам В. И. Ленина, «общественное мнение трудящихся не только не преследовало плохую работу или отлынивание от работы, а, напротив, видело в этом неизбежный и законный протест или способ сопротивления непомерным требованиям эксплуататора» (т. 36, с. 145). Идейные, сознательные мотивы не могли иметь места в трудовой деятельности масс, которые эксплуатировались буржуазией. В нашей стране уже в первые годы Советской власти была создана новая единая для всех трудящихся дисциплина, основанная на коммунистической трудовой морали, «дисциплина, — как говорил В. И. Ленин, — доверия к организованности рабочих и беднейших крестьян, дисциплина товарищеская, дисциплина всяческого уважения, дисциплина самостоятельности и инициативы в борьбе» (т. 36, с. 500). Всякая дисциплина предполагает принуждение. В социалистической дисциплине принуждение имеет ограниченный характер. Она основывается преимущественно на убеждениях, предполагает сочетание дисциплины и самодисциплины, которой В. И. Ленин придавал особое значение. Создание новой, социалистической общественной дисциплины было одним из важнейших условий победоносного строительства социализма, успехов коллективизации, индустриализации, победы в Великой Отечественной войне, создания развитого социализма. Основные социальные функции социалистической дисциплины — укрепление социалистического строя, обеспечение решения стоящих перед обществом задач, развитие коллективизма, оптимизация сочетания общественных и личных интересов, повышение социальной активности трудящихся. С помощью дисциплины реализуется демократический централизм — основной принцип организационного строения партии, государственного аппарата, хозяйственных органов, общественных организаций. Социалистическая дисциплина предполагает высокую общую, профессиональную и политическую культуру, широкую инициативу, смелое и грамотное принятие решений, понимание смысла и умение предвидеть последствия своих действий. Ей чужды слепое подчинение, мелочная регламентация, сковывающая инициативу и ограничивающая ответственность личности. Важными условиями социалистической дисциплины являются знание человеком своих обязанностей, общая, профессиональная и политическая культура, превращение положений марксистско-ленинской теории в убеждения, а убеждений в активную жизненную позицию стойкого бойца за коммунизм. Все это характеризует внутреннюю, сознательную дисциплины личности, ее самодисциплину. Социалистическая дисциплинированность основывается на марксистско-ленинском мировоззрении, она означает проявление дисциплины в деятельности личности, ее внутреннюю потребность в выполнении социальных норм и правил, четкое выполнение своих обязанностей, умение подчиняться. Эти черты входят в понятия социалистического типа личности и социалистического образа жизни. Социалистическая дисциплина, отвечая коренным интересам трудящихся, осуществляется в условиях широкой гласности самими народными массами и органами, им подчиненными и подотчетными. В условиях развитого социализма значение дисциплины постоянно возрастает, что объясняется усложнением экономических и социальных задач, переходом экономики на интенсивный путь развития, необходимостью ускорения научно-технического прогресса, более рациональным использованием всех видов ресурсов, улучшением качества работы и другими факторами. Поддержание дисциплины входит в число требований Основного Закона. На многократное возрастание значения дисциплины и личной ответственности обращено внимание в документах XXVI съезда КПСС. Большая роль в укреплении дисциплины отводится органам народного контроля, трудовым коллективам, общественным организациям, должностным лицам. Конкретные меры по дальнейшему укреплению дисциплины намечены ноябрьским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда» от 7 августа 1983 г. Они входят в число мероприятий по завершению перестройки «всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 57). «Следует решительнее повести борьбу против любых нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины. Уверен, что в этом мы встретим полную поддержку партийных и профсоюзных организации, поддержку всех советских людей», — сказал тов. Ю. В. Андропов на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС. Пленум, а также постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда» определили конкретные направления решения этой задачи. Развернувшаяся в стране борьба за дальнейшее укрепление дисциплины получила горячую поддержку всех трудящихся, отражая возросший уровень их сознательности и ответственности. Социалистическая дисциплина — объект острой идеологической и политической борьбы. Буржуазные, реформистские и ревизионистские идеологи усиливают атаки на социалистическую дисциплину с целью ослабить СССР и страны социалистического содружества, уменьшить притягательную силу реального социализма, авторитет и влияние коммунистических и рабочих партий. Забота об укреплении дисциплины и организованности, осуществляемая странами социализма в строгом соответствии со своими Конституциями и законодательством, выдается за нарушение прав человека и демократии. Достойный ответ этим критикам прозвучал с трибуны XXV съезда КПСС. «...Заботясь о всемерном развитии личности, прав граждан, мы вместе с тем уделяем должное внимание проблемам укрепления общественной дисциплины, соблюдению всеми гражданами их обязанностей перед обществом. Ибо без дисциплины и прочного общественного порядка демократия неосуществима» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 85).

Источник: Научный коммунизм. Словарь

ДИСЦИПЛИНА
от лат. disciplina – обучение; строгий порядок) – определ. порядок поведения, основанный на усвоении и подчинении людей исторически сложившимся нормам права и морали, устанавливаемым в интересах всего общества или отдельных классов или обществ. групп. В широком смысле слова Д. есть способ, при помощи к-рого осуществляется данный обществ. порядок. Господствующей системой экономич. отношений определяется в конечном счете тот или иной тип обществ. Д. и средства ее поддержания (подчинение насилию, слепое повиновение, экономич. принуждение, сознательная Д., Д. привычки). Д. является средством, при помощи к-рого достигается единство действий внутри какой-либо общности людей. Д. возникла в процессе совместной трудовой деятельности людей уже в первобытном человеч. обществе; ее стихийно складывавшиеся требования выражали общие интересы коллектива. В первобытном обществе общая связь, Д. держались силой привычки, традиций, уважением к старейшине рода (см. В. И. Ленин, Соч., т. 29, с. 438). С разделением общества на антагонистич. классы Д. приобретает классовый характер и становится средством поддержания классового господства эксплуататорских классов. Социальная роль Д., устанавливаемой и поддерживаемой господствующими классами, состоит в том, чтобы держать в повиновении эксплуатируемые массы. Обычай, традиция, мораль становятся недостаточными для поддержания классовой Д. На ее охрану встают право, сопутствующее ему насилие, экономич. принуждение и идеологич. обработка масс. В периоды революций в массах формируется новая, революц. Д., основанная на осознании революц. долга и направленная на свержение старых порядков. Так, в эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. Робеспьер в ст. "О необходимости и природе воинской дисциплины", доказывая необходимость строгой революц. Д., указывал на ее сознательный характер и противопоставлял ее. деспотич. Д. слепого повиновения (см. "Революционная законность и правосудие", М., 1959). Утверждая, что вопрос о Д. есть вопрос жизни и смерти революции, Марат говорил: "...когда граждане разделены в своих частных интересах, их порабощают по частям, и тогда наступает конец свободе" (Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 126). В бурж. социологии проблема Д. впервые была поставлена в теориях естеств. права, имевших антифеод. направленность. Согласно учениям франц. просветителей 18 в., подчинение установленным в обществе порядкам и законам есть результат заключенного между людьми обществ. договора, в соответствии с к-рым каждый человек передает обществу часть своей естественной индивидуальной свободы. Наилучший обществ. порядок должен быть основан на требованиях разума. Подчинение частного интереса такому порядку, к-рый необходим всем членам общества, исключает слепое повиновение, характерное для феод. общества. Согласно Руссо, каждый индивид в своих личных интересах должен отказаться от части своей индивидуальной свободы в пользу "общей воли"; должна быть найдена "... такая форма ассоциации, ...в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе" ("Об общественном договоре...", М., 1938, с. 12). Аналогичную мысль высказывает и Гольбах, утверждая, что "при объединении в общество каждый индивид отказался от некоторой доли своей естественной свободы, которая могла бы вредить свободе других индивидов" ("Система природы", М., 1940, с. 86). Для Канта нормы бурж. общества представлялись непререкаемыми велениями "практического разума". Проблема социальной Д. переносится Кантом в область доброй воли, что вполне соответствовало политич. бессилию нем. буржуазии; у него разумное существо "... не повинуется никакому закону, разве тому, который дает оно само себе" ("Критика практического разума...", с. 74, СПБ, 1879). По Канту, Д. чистого разума есть "п р и н у ж д е н и е, ограничивающее и, наконец, искореняющее постоянную склонность к отступлению от известных правил" ("Критика чистого разума", П., 1915, с. 398). Д. разума создает "... как бы систему предосторожностей и самоиспытания, перед которою никакие ложные иллюзии не могут устоять и тотчас разоблачаются, несмотря на все прикрасы" (там же, с. 399). Маркс и Энгельс раскрыли социальные основы Д. бурж. общества, не оставившего "...между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 426), раскрыли роль насилия в установлении Д. наемного рабства (см. тамже, т. 23, с. 725–52) и вместе с тем показали, как в недрах бурж. общества вместе со становлением пролетариата как класса зарождается и развивается Д. нового типа. Маркс и Энгельс вскрыли классовую сущность бурж. авторитаризма и анархизма. Авторитаризм требует слепого подчинения масс диктатуре господствующих классов в той или иной ее форме. Борясь с анархизмом, Маркс и Энгельс показали, что он представляет собой не что иное, как "шарлатанское раздувание б у р ж у а з н о й свободы вплоть до абсолютной независимости и самостоятельности отдельного индивидуума..." (там же, т. 7, с. 441). Заслуга глубокого раскрытия содержания понятия обществ. Д. принадлежит Ленину, к-рый рассматривал Д. в широком смысле, как форму осуществления того или иного обществ. порядка: "... от всякого нового общественного порядка требуются новые отношения между людьми, новая дисциплина" (Соч., т. 27, с. 475). Условиями осуществления Д. в антагонистич. обществе являются, как указывал Ленин, принуждение, покорность, страх перед наказанием, перед голодом; здесь царит Д. палки, Д. голода. Экономич. и внеэкономич. принуждение является решающим средством в руках буржуазии для поддержания нужного ей порядка в совр. эпоху, эпоху распада империализма, поскольку Д. совр. бурж. общества в своей основе противоречит интересам народных масс и правильно понятым требованиям обществ. долга. Для борьбы с прогрессивными движениями в империалистич. странах широко применяется реакц. законодательство. В борьбе против капиталистич. строя рабочий класс выковывает свою революц. Д., требования к-рой совпадают с требованиями революц. долга. Эта Д. является необходимым условием победы социалистич. революции и построения социализма. Ленин писал: "... большевики не продержались бы у власти не то что 2 ? года, но и 2 ? месяца без строжайшей, поистине железной дисциплины в нашей партии, без самой полной и беззаветной поддержки ее всей массой рабочего класса..." (там же, т. 31, с. 7). В социалистич. и коммунистич. обществе объединение людей осуществляется на основе новых обществ. отношений в процессе сознат. деятельности членов общества. Д. в социалистич. обществе не является просто подчинением установленному сверху порядку, а поддерживается самим коллективом, всеми его членами в их повседневной деятельности. Социалистич. Д. – это, по словам Ленина, "дисциплина товарищеская, дисциплина всяческого уважения, дисциплина самостоятельности и инициативы в борьбе" (там же, т. 27, с. 475). Объективным условием победы социалистич. Д. является становление новых обществ. отношений. Социалистич. Д. развивается с обобществлением средств производства, в процессе сознат. строительства новых обществ. отношений. Становление новой Д. происходит в борьбе с пережитками капиталистич. Д., с устаревшими обществ. навыками и т.п. Д. имеет различные формы. В зависимости от сферы применения различают Д. трудовую, партийную, воинскую, школьную и т.д., фиксированные в определенных уставах и законах. Общей чертой всех этих форм Д. в социалистич. обществе является ее сознательный характер. Д. социализма представляет собой "...дисциплину сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига, никакой власти, кроме власти их собственного объединения..." (там же, т. 29, с. 390). В основе трудовой Д. социалистич. общества лежит новое отношение к труду как к делу чести, доблести и геройства. Вместе с тем требования трудовой Д. подкрепляются социалистич. правом. Эта Д. имеет коллективистский характер и поддерживается не только гос-вом, но и совместными усилиями тружеников и их общественными организациями. Одним из способов укрепления сознательной трудовой Д. является социалистич. соревнование. Период развернутого строительства коммунизма порождает новые разнообразные формы соревнования (напр., движение бригад и ударников коммунистич. труда) и поднимает трудовую Д. нашего общества на более высокую ступень, повышая роль моральных стимулов труда. Высшей формой социалистич. Д. является партийная Д. в партиях марксистско-ленинского типа, основанная на общности политич. убеждений. Ленин определил ее словами: "Единство действий, свобода обсуждения и критики..." (Соч., т. 11, с. 286). В основе партийной Д. лежит глубокое понимание всеми коммунистами социально-историч. задач партии, единство интересов и целей партии и народа. Она требует строгого следования всех ее членов программе и уставу партии. Укрепление партийной Д. является условием жизнеспособности марксистской партии, ее способности выполнять руководящую роль в построении коммунистич. общества. Пока существует опасность империалистич. агрессии, в социалистич. обществе сохраняет большое значение воинская Д. В противоположность воинской Д. в империалистич. гос-вах, опирающейся на классовое принуждение и муштру, сов. воинская Д. основывается на сознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины. Сов. воинская Д. представляет собой единство правовых и моральных требований, поэтому она является основой и условием массового героизма, самоотверженности и боевого мастерства сов. воинов. Партия требует от каждого советского воина – "...быть дисциплинированным и исполнительным, строго соблюдать воинские порядки и правила, беспрекословно, точно и в срок выполнять приказ или распоряжение начальника" ("КПСС о Вооруженных Силах Сов. Союза", 1958, с. 403). Осн. средством воспитания новой Д. является убеждение, моральное влияние коллектива, воздействие силой положит. примера. Вместе с тем социалистич. общество применяет по отношению к нарушителям Д. и меры принуждения. Проблемы воспитания Д. как нравств. качества отд. личности получили отражение в сочинениях сов. педагога А. С. Макаренко. Макаренко рассматривал Д. не только как принуждение или внешнее соблюдение правил и обязанностей, а как внутр. нравств. качество, определяющее целостный моральный облик личности. Поэтому, по его словам, недисциплинированный человек в условиях социалистич. общества является человеком безнравственным, противостоящим коллективу. Воспитание Д. есть прежде всего воспитание уважения к обществ. установлениям и порядкам. Средством воспитания Д. он считал не только наказание, но и доверие и уважение к воспитуемому. "Дисциплина, – писал Макаренко, – является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса..." (Соч., т. 5, 1958, с. 135). Сознат., ставшая внутр. потребностью Д., является, по Макаренко, важным условием свободы отд. личности. "...Дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности" (там же, с. 37). Коммунистич. партия требует дальнейшего укрепления Д. во всех областях коммунистич. строительства. Нормы обществ. Д. в период развернутого строительства коммунизма получили яркое выражение в Программе КПСС, в моральном кодексе строителя коммунизма. Требования морального кодекса носят общенародный характер; в коммунистич. обществе их выполнение будет опираться на обществ. самоуправление народа, они превратятся в привычку поведения. Выполнение этих норм в социалистич. обществе является нравств. долгом каждого советского человека. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 2, гл. 24; Энгельс Ф., Об авторитете, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1952; его же, О лозунге отмены государства и немецких друзьях анархии,в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Mapкс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Ленин В. И., Борьба с кадетствующими с.-д. и партийная дисциплина, Соч., 4 изд., т. 11; его же, Государство и революция, там же, т. 25, гл. 5; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 26; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Речь на I съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г., там же; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Речь на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апр. 1920 г., там же, т. 30; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31, с. 7–10; Резолюция X съезда РКП(б) О единстве партии, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях, ч. 1, с. 527– 530; Программа КПСС, М., 1961; Сен Симон, Избр. соч., т. 1, пер. с франц., М.– Л., 1948, с. 435–52; Лавров П. Л., Исторические письма, в кн.: Избр. соч., т. 1, М., 1934 (письмо шестое и восьмое); Макаренко А. С., Соч., т. 5, М., 1958, с. 36–43, 130–44, 336; Шишкин ?., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 179–94; 85, 97–102; Mарат Ж. П., Избр. произв., т. 1, пер. [с франц.], М., 1956, с. 107, 126, 217–220. О. Дробницкий, В. Морозов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Философия управления: область исследований и учебная дисциплина

Диев Владимир Серафимович
Философия управления является новой отраслью философского знания, появление которой вызвано, прежде всего, ролью и значением управления в современном обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая культурология как самостоятельная дисциплина

Акопян Карен Завенович
В центре внимания статьи - предметное поле исторической культурологии, рассматриваемой как часть культурологии (чья спецификация и категориальный аппарат находятся еще в стадии формирования), но которая имеет все основания быть ав
Читать PDF
0.00 байт

История философии как дисциплина философского знания

Просветов Сергей Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Этика как философская дисциплина: истоки и пути развития

Гельфонд М. Л.
Посвящена определению места и роли этики в системе философского знания. Предметом исследования являются основные особенности и задачи этики как одной из фундаментальных философских дисциплин.
Читать PDF
0.00 байт

Философия науки - новая учебная дисциплина в вузе

Косарев Анатолий Петрович
Рассматриваются предмет философии науки, общие проблемы философии науки, основные концепции, закономерности и особенности современного этапа развития науки, научные революции, проблемы сциентизма и антисциентизма, раскрывается ист
Читать PDF
0.00 байт

Философия сознания как учебная дисциплина

Кениспаев Жумагельды Кубжасарович
Читать PDF
0.00 байт

Теория познания как Прикладная дисциплина, а также о возможности ее практически ориентированного пре

Мартишина Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Религиоведение как дисциплина (позиция философа науки)

Порус В.
Читать PDF
0.00 байт

99. 04. 009. Грифцова И. Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина: к вопросу о соотноше

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Э. Г. Кочетов "глобалистика" и ее категориальный аппарат (новая дисциплина новая терминология)

И.Г.
Кочетов Э.Г. "Глобалистика" и ее категориальный аппарат (новая дисциплина новая терминология) // Исторический процесс в категориях "культура", "цивилизация", "глобализация". М., 2003. С.8186.
Читать PDF
0.00 байт

Философия науки как учебная дисциплина: принципы построения курса

Микешина Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

История философии как академическая дисциплина: философия versus история

Душин Олег Эрнестович
В статье рассмотрена проблема соотношения исторического и философского содержания в истории философии как учебной дисциплины современного университета.
Читать PDF
0.00 байт

ИНОЕ СОВЕРШЕНСТВО, ИНАЯ ДИСЦИПЛИНА (индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии

Прокофьев Андрей Вячеславович
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика как философская дисциплина

Никитина И.П.
В статье описывается специфика эстетики как одного из разделов философского знания. Выявляются основные направления исследований в современной эстетике.
Читать PDF
0.00 байт

Дисциплина мысли Константина Левина (по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)

Жданова Наталья Адамовна
В статье на основе анализа текста романа Л. Толстого «Анна Каренина» делается попытка определить степень и характер дисциплинарного начала в мыслительной деятельности одного из главных героев произведения Константина Левина.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Церковная дисциплина

    (Church Discipline). Дисциплина или меры воспитания как функция Церкви предписаны Великим поручением: "...идите, научите все народы..." (Мф 28:1920). Ученик  это тот, кто добровольно подчиняется господину, так хри
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    Основные направления в построении К. как учебной дисциплины определяются ее возможностями в художественно-эстетическом воздействии на личность (что и выделяет ее из других современных дисциплин
  • ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ

    1) область знания, характеризующаяся единством: года появления основополагающих публикаций; фундаментальных трудов; институтов исследования и обучения; национальных, региональных и международны
  • НУЛЕВАЯ ДИСЦИПЛИНА

    (zero discipline). Тип мышления, не привязанный к определенной дисциплине, но имеющий свою логику и критерии познания. Нулевая дисциплина близка *эссеизму и *мыслительству, но стремится к более строгому, р
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

    строгое соблюдение научно обоснованного технологического регламента, установленного согласно технологической документации.
  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА)

    система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразоват
  • ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина

    лат. disciplina — учение) — совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых практик как предустанавливающих нормированный,
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”.
  • Список необходимых дисциплин

    определяется тем минимумом знаний и навыков, который необходим индивидууму и обществу для реализации "нормальных" взаимоотношений людей и их групп между собой. Для изучения в школе: НАПИШИ САМ. Дл
  • СОФИЙНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    (sophian disciplines, sophio-disciplines; от греч. sophia; мудрость). Дисциплины, которые соотносят предмет своего изучения с цельным знанием, *мудростью, представлением о мироздании в целом. Этим они отличаются от «логи
  • ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА

    понятие, введенное Т. Куном идя уточнения смысла термина «парадигма». Необходимость указанной экспликации была вызвана тем, что в книге Куна «Структура научных революций» (1962) понятия парадигмы и
  • Дисциплинарная онтология

    научная картина изучаемого явления, предлагаемая какой-либо специальной наукой (картина физической, биологической реальности и т.д.).
  • ОБРАТИМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    (reversible disciplines). Дисциплины, симметричные в отношении метода и объекта познания, что выражается в инверсии их названий. Например, теолингвистика (theolinguistics) – это лингвистика религии и теологии, изуч
  • ПРИОРИТЕТ И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗНАНИЯ

    один из этических и ценностно-содержательных аспектов экзистенциальной проблемы научных открытий и приоритета. В приоритетные споры вовлекались многочисленные исследователи как великие, так и