ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА

Найдено 1 определение
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА
понятие, введенное Т. Куном идя уточнения смысла термина «парадигма». Необходимость указанной экспликации была вызвана тем, что в книге Куна «Структура научных революций» (1962) понятия парадигмы и научного сообщества определяются друг через друга. Чтобы избежать логического круга, Кун счел целесообразным отделить понятие парадигмы от понятия научного сообщества. Анализ парадигмы должен начинаться с определения группы ученых, связанных с проведением научного исследования. Научное сообщество состоит из специалистов, связанных общими традициями образования и работающих в определенной области. Парадигма или семейство парадигм обеспечивают прочность профессиональных связей членов научного сообщества и относительное единодушие их суждений и оценок. Понятие дисциплинарной матрицы учитывает, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности, которые состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; «общепринятых образцов»— схем решения конкретных задач («головоломок»), дающих ученым методику разрешения проблем в их повседневной научной работе. Понятие дисциплинарной матрицы позволяет ответить на вопрос, каким образом осуществляется проецирование символических конструкций на сферу опыта. Абстракции могут соотноситься с реальностью посредством аналогий, т. е. использования уже решенных задач в качестве эвристических моделей для решения задач в других областях науки. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Б. Г. Юдин

Источник: Новая философская энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
2.24 мб

Парадигма: от наивысшей идеи Сократа к дисциплинарной матрице Т. Куна

Тетерин Василий Васильевич
Рассматривая вопрос происхождения понятия «парадигма» в науке, проведен анализ существующих подходов к пониманию данного термина в зарубежном и отечественном социально-философском дискурсе.
Читать PDF
335.86 кб

Развитие постнеклассической науки в России: проблемный путь или жизнь в дисциплинарной матрице?

Смирнова Надежда Владимировна
Объектом анализа данной статьи является тенденция сближения и интеграции социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, характерная для постнеклассической науки современности.