ДХЬЯНА
ДХЬЯНА
один из методов буддийского созерцания, основанных на специальных упражнениях, расслабляющих мышцы.
ДХЬЯНА
санскр. - размышления) - один из методов буддийского созерцания, особенно разрабатывавшийся в секте дзэнов; распространен в Китае и Японии, применяется в педагогике; этот метод созерцания имеет общие моменты с известными в Европе упражнениями на расслабление, т.е. преследующими цель расслабления мышц. Оказал большое влияние на кит. пейзажную живопись.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДХЬЯНА
санскр.- мысль, размышление), в инд. философии созерцание, медитация как этап на пути к освобождению. В совокупности восьми средств йоги, ведущих к очищению и просветлению ума (читты), Д. следует за состояниями отключения чувств (пратьяхара) и концентрированного внимания (дхарана) и связана со спокойным, равномерным и беспрерывным сосредоточением мысли на данном объекте; Д. непосредственно предшествует самадхи. Д. играет важную роль в буддизме и иногда наз. буддийской йогой.
Источник: Советский философский словарь
ДХЬЯНА
(от "дхьяй" — "(умо)зреть" с процессуальным суффиксом, т. е. умозрение как процесс/состояние) — термин теории йоги как методов работы с сознанием, весьма сходно понимаемый в индуистской, буддийской и джайнской йогах; в зап. культуре примерно соответствует неоплатоническому экстазу. Д. характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, к-рый задает себя сознанию. Объект может быть самый разный, важно лишь, чтобы он не возбуждал страстей (чувственного влечения, отвращения, страха и пр.). При избрании как бы "зрительного" объекта он видится внутренним оком гораздо ярче, чем чувственно зримые образы, и оставляет переживание большей реальности. Самосознание умозрящего остается при умозрении пассивным, а объект сам раскрывает перед ним свою сущность, свое содержание. Это сопровождается духовным восторгом. В последующих стадиях Д. (их насчитывают 4 или 5) сосредоточение возрастает, объект становится непрерывно усматриваемым во всем своем содержании разом, затем остается сверхсодержательная радость, после чего и она уступает место чистому, нейтрально оцениваемому сосредоточению. Д. является специальным духовным умением, не ведет непременно к мокше. При практике Д. на определенном объекте могут порождаться творческие результаты познания этого объекта. Т. обр., Д. есть чисто антрополог, проекция понятия творчества как процесса. В совр. об-ве научиться Д. крайне трудно из-за всеобщей спешки и шума.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ДХЬЯНА
санскр. dhyana, пали jhana, кит. chan, япон. zen—размышление, созерцание, медитация, сосредоточение) — понятие индийского религиозно-философского умозрения. Часто отождествляется с медитацией как методом религиозного самосовершенствования. В более техническом смысле разрабатывается в буддизме и в йоге Патанджали. В буддизме термином «дхьяна» обозначалась совокупность медитативных практик—4 дхьяны или 8 дхьян,—использованных Буддой в опыте «пробуждения» (бодхи) и достижения нирваны и являющихся обязательными для всех верующих, стремящихся к высшему духовному совершенству. Буддийские тексты подчеркивают отличие дхьяны от практики аскезы, популярной среди аскетов эпохи Будды: вместо подавления деятельности чувств — их постепенная релаксация, сопровождаемая чувством облегчения и блаженства при сохранении контроля сознания, а затем поэтапное «отключение» сознания вплоть до полного его исчезновения. Традиция тхеравады объединяет 8 дхьян категорией саматха — покой, успокоение, отличая их от более активной випассаны—«инсайт-медитации», связанной с прозрением четырех буддийских истин. В других школах хинаяны дхьяна трактуется как способ подавить «волнение» дхарм и достичь нирваны. Практика дхьяны развивалась и в школах махаяны. В «Ланкаватара сутре» упоминаются четыре дхьяны, отличные от дхьян тхеравады. В тантризме практика дхьяны была дополнена рецитацией мантр (магических заклинаний) и созерцанием мандал (магических диаграмм). Каждой из дхьян соответствует свой мистический мир, населенный существами, достигшими соответствующей дхьяны.
Разработка методов дхьяны легла в основу учения китайской школы чань, японской дзэн, вьетнамской тхиен. В йоге Патанджали дхьяной называется одна из ступеней концентрации, когда мысль постоянно возвращается к своему объекту, становясь тем самым однородной и однонаправленной (екаграта).
В. Г, Лысенко
Разработка методов дхьяны легла в основу учения китайской школы чань, японской дзэн, вьетнамской тхиен. В йоге Патанджали дхьяной называется одна из ступеней концентрации, когда мысль постоянно возвращается к своему объекту, становясь тем самым однородной и однонаправленной (екаграта).
В. Г, Лысенко
Источник: Новая философская энциклопедия
ДХЬЯНА
(санскр. dhya–na, пали jha–na, тиб. bsam gtan, созерцание, видение умом, интуитивное видение) — понятие индийских духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность (самадхи) сознания на объекте созерцания. В буддийских исследованиях Д. зачастую переводится на европейские языки как «медитация», «трансмедитация» или «транс». В буддизме Д. ассоциируется прежде всего с древней практикой восьми последовательных стадий, или способов, созерцания, приближающих практикующего к главной цели — освобождению (мокша) от страданий и круга рождений. Первые четыре — это способы созерцания миров космической сферы форм и цветов (рупа-дхату, см. Космология буддизма). Посредством первой Д. отсекается привязанность к чувствам и желаниям, второй — к рассудочным моделям мышления, третьей — обретается уравновешенность и внимательность, четвертой — достигается состояние, в котором сознание уже неподвластно испытанию удовольствием (сукха) и страданием (духкха). Следующие четыре Д. — это способы созерцания миров, принадлежащих сфере вне форм и цветов (арупадхату), а именно: бесконечного пространства, бесконечного сознания, абсолютного ничто (осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет) и «неба», которое не воспринимается ни присутствием сознания, ни его отсутствием. Для святых Малой колесницы (анагаминов и архатов) добавлялась практика девятой Д. — медитативное погружение в состояние полного прекращения (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц. С овладением этими способами созерцания приходит обладание пятью и более чудесными способностями (абхиджня): ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей и т.д. Одновременно практика Д. развивает две взаимодополняющие стороны буддийского искусства медитации (бхавана) — випащьяну (проникновенное видение) и шаматху (невозмутимый покой) или, в иной интерпретации, праджню (проникновенную мудрость) и самадхи (сосредоточение). Буддийская литература содержит много пассажей относительно того, что следует представлять (визуализировать) в процессе медитации, советы по выбору места, позы, объекта сосредоточения и т.д. На уровне памяти и внимания, контролируя тело и психику, необходимо обуздать «волнение» всех дхармо-частиц. Тексты призывают практикующих быть бдительными в мире сансары: «Ученики Гаутамы, наделённые великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днём и ночью всё время их внимание устремлено к Будде... Дхарме... сангхе... телу... радуются ненасилию... размышлению...» (Дхаммапада, 296–301). Цель духовных практик — выявить скрытые способности человека к созерцанию и научить его пребывать в нём, что необыкновенно трудно. Согласно буддийской традиции, в совершенстве владел дхьянами Будда, который мог входить в эти состояния и выходить из них мгновенно, когда захочет. В «Маха-париниббана-сутте» (VI, 8–9) рассказывается, как Будда проходил три раза в прямом и обратном порядке четыре дхьяны, «лишённые цвето-формы (арупа-дхату)», а затем перешёл окончательно в нирвану. Поэтому сосредоточение рассматривается в качестве средства успокоения пульсирующих дхармо-частиц и достижения нирваны. Однако последняя не является дхьяническим уровнем и неподвластна ни словесному выражению, ни переживанию. В той же сутре имеются ещё два несовпадающих описания восьми «погружений» в глубины сознания, причём в них Просветлённый «переходит» в нирвану тоже с четвертой дхьяны, но только сферы «цвето-формы (рупа-дхату)» (III, 24–32 и III, 33–42). В Великой колеснице практики созерцания разрабатывались в учении о дхьяна-парамите (совершенствовании созерцанием) — составной части отдела Закона о парамитах. Махаянские сутры советовали заниматься дхьяна-парамитой только монахам-бодхисаттвам (но не мирянам), которые должны странствовать или жить уединённо, укрепляясь в медитации на четыре совершенных состояния: любовь, сострадание, радость и невозмутимость. В Махаяне также считается, что каждым из девяти описанных выше способов созерцания бодхисаттва должен заниматься несколько лет и, следовательно, годами пребывать в достигнутом медитативном погружении. Кроме того, термин «Д.» встречается и в других сочетаниях слов. Например, «школы Д.» обозначают китайские, японские, корейские и вьетнамские школы чань/дзэн буддизма, ведущие своё начало от индийского миссионера в Китае Бодхидхармы (VI в.).