термин, не существующий в будд. традиции и не соответствующий нормам санскрита; был введен в востоковедческую лит-ру в 19 в. для обозначения будд из группы «пяти татхагат» (см. Татхагата. Панча-татхагата). В западной науч. лит-ре практически уже не употребляется. А. А. Терентьев
ДХЬЯНИ-БУДДА
ДХЬЯНИ-БУДДА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ДХЬЯНИ-БУДДА
(Будда созерцания) — условное обозначение каждого из пяти небесных будд Тела блаженства Самбхога-кайи: Вайрочаны, Акшобхьи, Ратнасамбхавы, Амитабхи и Амогхасиддхи. Они занимают отдельные стороны мандалы (буддийской вселенной): центр, восток, юг, запад, север соответственно. Понятие «Будда созерцания» имеет, по меньшей мере, два значения. Во-первых, это Будда, на которого медитируют адепты Великой и Алмазной колесниц. Во-вторых, это Будда, неизменно пребывающий в глубоко созерцательном погружении.
ДХЬЯНИ-БУДДА
сс. Один из пяти дхьяни-будд (панча-татхагата), чей образ постигается при медитативном созерцании (дхьяна). Извечный будда (Бхагават, Адибудда), погрузившись в медитацию, создал Вайрочану как собственную эманацию и поместил его в центре будущего мира. Затем он обозначил стороны света, для чего произвел и расположил на востоке Акшюбхью, на юге Ратнасамбхаву (Ратнакету), на Западе Амитабху (Амитайюс), на севере Амогасиддху. С Адибуддой в тантрическом буддизме иногда отождествляют Ваджрахару (Ваджрасаттву) или Самантабхадру. Композиция представлена в популярной живописной мандале. Пять дхьяни-будд персонифицируют пять аспектов бытия высшего космического Будды: его тела (кая, кайя), слова (вак), мысли (читта), достоинства (гуна), замыслов, творчества (критья). Существует подробная иконография каждого из будд. Они образуют семью, семейство (готра, кула), группу будд, родственных по происхождению, и символизируют пять сил Адибудды. Им соответствуют пять видов мудрости (праджня). Техника визуализации (прана-пратиштха) позволяет с каждым из них вступать в общение. Будды имеют женские аспекты. В дальневосточном буддизме наиболее популярен культ Вайрочаны и Амитабхи, который почитается во многих странах в связи с распространением амидаизма.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003