ДЭВА
ДЭВЫ
В иранской традиции слуги духа вселенского зла Ангро-Майнью, противопоставляемые благим ахурам.
ДЕВИ
У индийцев богиня, супруга Шивы, проявление и олицетворение женской «составляющей» божественной энергии (шакти). Подобно Шиве, Деви грозна — и кротка. Грозные ипостаси Деви (Дурга, Кали, Чанди и др.) стали объектом ряда мистических культов.
ДЭВА
Санскр.) Бог, "лучезарное" божество. Дэва-Деус, от корня
див, "сиять". Дэва есть небесное существо - доброе, злое или
нейтральное. Дэвы населяют "три мира", которые суть три плана
выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.
див, "сиять". Дэва есть небесное существо - доброе, злое или
нейтральное. Дэвы населяют "три мира", которые суть три плана
выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.
Источник: Теософский словарь
ДЭВА
(санскр. deva, тиб. lha, бог, божество) — один из шести видов живых существ. В буддизме Д. — существа, населяющие небеса, обладающие сверхъестественными силами, но не бессмертные. Они персонифицируют различные аспекты тантрического культа (пуджа-девата, пуджадеви).
Дева
др. – инд.) – «бог» – класс богов, распределяемых по трем космическим сферам: небесные – Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные – Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита, Аптья, Апам, Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные – Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.
Источник: Мифологический словарь
ДЕВА
У индийцев божества индийского пантеона; их насчитывается тридцать три (впрочем, в различных текстах упоминаются и 333 бога, и 3306, и 3339). Дева делятся на три группы божеств — небесных (Варуна, Вишну, адитьи), воздушных (Индра, Рудра, маруты) и земных (Агни, Сома). Боги враждуют с демонами-асурами, наделенными колдовской силой — майя (поскольку богов еще называют «сурами», слово «асуры» можно толковать как «небоги»).
Деви
индуист.) – «богиня» – жена бога Шивы. В соответствии с двумя аспектами Шивы, благим и губительным, Д. также выступает в двух обликах и имеет несколько ипостасей. В кротком и милостивом облике она известна как Парвати, Ума («светлая»), Гаури («белая»), Джаганмата («мать мира»), Аннапурна («богатая пропитанием») ит.п. В грозном облике – как Дурга, Кали, Чанди («гневная»), Бхайрави («ужасная»), Махешвари («великая госпожа») и т. п.
Источник: Мифологический словарь
Дэвы
авест.) – злые духи или сверхъестественные существа, персонажи мифологий, иранских, тюркских, армянских, грузинских, дагестанских народов. Как правило, они имеют облик великанов, часто с несколькими головами, звериными или человечьими, обросших шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, обладают огромной силой. Живут в ущельях, в пустынях, в пещерах, на дне озер, владеют огромными сокровищами. Похищают людей и держат их в темницах, чтобы использовать для еды. Существует множество мифов и сказаний о борьбе с Д., в которых герой освобождает пленных красавиц, спасает царства и завладевает сокровищами Д.
Источник: Мифологический словарь
ДЭВА
сс. Бог. Богиня (дэви, деви), божество. Предпочтительным считается название дева, т.к. в Иране дэвами называют злых духов. Индуистский пантеон один из самых «населенных», в него включен даже Будда Шакьямуни. В буддизме идея бога-творца отсутствует, а боги, бодхисаттвы, будды и божества считаются порождениями сознания разного уровня, подчиняющимися законам сансарического существования. Признается шесть групп богов низшего чувственного уровня (камалока), восемнадцать групп богов уровня восприятия только форм и цвета (рупалока) и четыре группы богов высшего уровня состояния сознания (арупалока). Получая освобождение, человек поднимается над богами.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ДЕВА
символ целомудренной чистоты и невинности. Часто использовалась в качестве знака души. У древних египтян ее образ связывался с богиней плодородия Исидой. У древних греков девственной почиталась богиня охоты Артемида. Она, согласно мифу, упросила Зевса дать ей право оставаться целомудренной. Вместе с тем Артемида покровительствовала роженицам. Астрономическое соответствие Деве — Луна. Во времена античности лунному свету часто давался эпитет «целомудренный». Культ Девы существовал в Херсонесе Таврическом и во Фракии. У каждого народа образ Девы трансформировался в соответствии с национальной спецификой. Орлеанская Дева, например, стала традиционным национальным символом Франции. В христианской культуре Дева Мария является одним из главных символов. Тема непорочного зачатия стала ведущим мотивом ее сакрализации. Католики полагают, что и сама Мария была непорочно зачата ее матерью Анной. Дева Мария традиционно изображалась облаченной в плащ или накидку голубого цвета — символ неба. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
ДЭВА
бог; слово, родственное обозначениям божества в ряде др. индоевроп. языков, одинаково образованным от основы со значением "небо" и глагола "светить" (т. е. небесный, житель светлого неба). В период индо-иранской общности божества (воспроизводя, по-видимому, древнюю индоевроп. модель, ср. асы и йотуны у скандинавов, "племя богини Дану" и фоморы у ирландцев и т. д.) делятся на два, обладающих примерно равным статусом, соперничающих клана: Д. и асуров (иранск. ахура). У иранцев после реформы Зороастра ахуры стали классом благих, светлых богов, а Д. превратились во враждебных им демонов. В Индии — наоборот, Д. уже в Ведах все чаще характеризуются как благие боги, соратники Индры в его борьбе с асурами, богами изначального мира, "старшими братьями Д.", со временем все более приобретающими демонические черты. Нек-рые асуры (напр., Адитьи во главе с Варуной) переводятся теперь в класс Д. Этот класс обычно описывается как состоящий из 33 (а также 330, 3306 и т. д.) богов, распределяемых по трем космическим сферам (небо, воздушное проетранство, земля). Проводится также деление Д. по "семьям" или "родам" (напр., Адитьи, васу, рудры). Миф об извечной борьбе Д. с асурами навсегда остается основным в мифологии брахманизма и индуизма; новые божества (Вишну, Шива, Сканда, Дурга) лишь замещают Индру в его роли протагониста. Начиная с упанишад, мифические деяния Д. в борьбе с асурами все чаще трактуются как символич. описание актов познания, борьбы светлых начал в психокосме с началами зла и неведения.
Я. Васильков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ДЕВА
зодиакальный знак, охватывающий календарный период с 22 августа по 22 сентября. Изображается в виде девушки. Управляется планетой Меркурий. Анатомическое соответствие — желудок, бока, мускулы. Характеризуется следующими качествами: земной, холодный, сухой, меланхолический, женский, командный. Иногда отождествляется с древнеегипетской богиней Исидой. Согласно древнегреческой мифологии, Дева — это богиня справедливости, сестра стыдливости Астрея, которая, не вынеся людских преступлений, вознеслась на небо. Дева способствует процессу трансформации природы. Человек, рожденный под знаком Девы, отличается аналитическими способностями и критичностью ума. Девы строго хранят верность. Они искренни в отношениях с людьми. Родившиеся под этим знаком способны вести длительную и плодотворную работу. Они, как правило, интроверты. В алхимии Дева соответствует процессу дистилляции. Эквивалент ее в еврейском алфавите буква Иод. Нумерологический эквивалент — 10. В системе Таро ей соответствует карта Колесо Фортуны. Дева покровительствовала таким странам, как Греция, Крит, Ассирия, Месопотамия, и городам: Иерусалим, Париж, Коринф. Трава Девы — мята, дерево — яблоня, животное — свинья, птица — воробей, камень — изумруд. Талисманы и надписи, составленные под влиянием Девы, благоприятны для игроков, путешественников и честолюбивых людей. Источ.: Тайны черной и белой магии / Авт. — сост. Н. Н. Вельский. Минск, 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Вронский С. А. Астрология: суеверие или наука? М., 1990; Елисеев И. М., Попова Г. Р. Астрология, первые шаги. Л., 1990; Астрология для мужчин и женщин. М., 1990; Астрология: «за и против». М., 1990.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
ДЕВА
Боги буддийского психокосма и буддийский пантеон. Буддийский психокосм называют троемирием, тремя мирами, триединым космосом (Траялока, Трилока). Графически его представляют в виде трехступенчатой пирамиды, напоминающей тело человека, сидящего в позе лотоса (падмасана). В процессе медитативной практики адепт произвольно меняет состояние своего сознания, достигая уровней, которым соответствует определенные представления. Количество высших уровней различается, так как в махаяне они трактуются несколько иначе, чем в хинаяне. На низшем чувственном уровне (камалока) боги персонифицированы, они имеют имена, обители, одежды, характер, мифологию, иконографию. Эта форма рождения в мире сансары считается благоприятной, но она не при водит к освобождению из-за привязанности богов к своему существованию. Они могут перемещаться на другие уровни, их жизнь продолжительна, но ограничена. Боги предаются наслаждениям в шести обителях. В первой (чатумахараджика) пребывают четыре великих правителя (Чакравартин), управляющих сторонами света, нагами, гандхарвами и др. Там же находятся защитники учения (дхармапала). Во второй (таватимса) обитает группа из тридцати трех богов под руководством бога Сакры (Шакра), считающегося аналогом Индры. Сакра обычно изображается на белом слоне, который держит в хоботе скипетр (ваджра). В третьей (яма) располагаются боги и хранители адов, подчиняющиеся богу смерти Яме. В четвертой (Тушита, Тусита) среди богов находится будущий спаситель человечества Майтрейя (Маттея). В пятой (нирманарати, нимманарати) боги наслаждаются творениями собственного сознания. В шестой (паранирмитавашаварти, паранимиттавасавати) боги наслаждаются перевоплощениями и творениями других. Среди них находится бог Мара, искуситель. На втором уровне психокосма (рупалока) в четырех подуровнях (четыре дхьяны, четыре уровня медитативного созерцания) восемнадцать богов, называемых брахмами, выступают как неописуемые божественные сущности, иерархизированные по признакам свечения, великолепия, и т.п. На третьем уровне (арупалока) боги характеризуются как пребывающие в бесконечном пространстве, в бесконечном сознании, в абсолютном ничто или в области, непостижимой ни в состоянии осознания (санджнята), ни вне его (асанджнята). Этот уровень неинформативен, не может быть описан словами, он нем (авачана, авачья). Но и его боги смертны. Последний из них, умерший в этой сфере, становится первым в новом космическом цикле. Кроме перечисленных богов в буддийский пантеон входят Будда Шакьямуни, другие будды, бодхисаттвы, божества, перед изображениями которых совершают ритуалы, возжигают благовония, ставят свечи, цветы лотоса и т.д. Чтение мантр, повторение имени будды или бодхисаттвы, простирание перед алтарем способствуют изменению состояния сознания, вхождению в транс, визуализации божественных сущностей и освобождению. Термин «дева» входит в титулы царей и других особо уважаемых персон.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ДЭВИ
богиня, чаще всего богиня-мать. В шиваитской мифологии употребляется для обозначения супруги Шивы, или Шакти, персонификации женской ипостаси его творческой энергии. Почитание богинь, особенно богинь-матерей, восходит к древнейшему периоду существования протоиндийской цивилизации. Среди археологических предметов, найденных в Хараппе, Мохенджо-Даро и др. городах многочисленны стандартные женские фигурки из глины и рисунки, изображающие богинь-матерей — подательниц плодородия. По представлениям древних земледельцев, свойства женщины как рождающей и кормящей матери должны были магич. влиять на урожай злаков, приплод скота и проявляться в изготовляемых ею вещах (не случайно гончарным делом первыми начали заниматься женщины). Уподобляя женщину земле-кормилице, ритуалами и разными магич. способами старались слить, соединить силу женского плодородия с полями, садами, огородами и т. п. Обряды могли иметь разный вид: ритуальное обнажение и танцы перед богом дождя, вспахивание поля обнаженными женщинами, эротич. пляски и церемонии, но в их основе лежало магич. тождество женщины и земли. Типичной для древних земледельцев была и ассоциация богини-женщины с плодоносящим деревом, с растением. Семантическое сближение образа женщины и дерева запечатлено в нескольких протоиндийских изображениях (богиня в развилке дерева ашваттха, под аркой с листвой, в растительной короне и т. п.). При свящ. дереве издревле совершались обряды, трактуемые как свящ. брак. Известны также символич. брачные обряды женщины-богини и дерева, приуроченные к смене календарного цикла и призванные магич. путем обеспечить правильный ход времени, напр, своевременный приход муссона, а значит, и благоденствие всего коллектива. Сложный и многозначный образ богини у дерева соотносился с глубокими фундаментальными представлениями об устройстве мира и имел космологич. характер. Хтонический характер богини подчеркивался и ее связью с культом змей (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), усиливая ассоциации богини с плодородием, землей и женской производящей силой. Т. обр., корни культа богини-матери, бесспорно, неарийские и относятся к глубокой архаике. Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала изначально была чужда. Ведийские женские персонажи в подавляющем большинстве схематичны и невыразительны; они способны быть лишь бледной тенью своих божеств, супругов. Гимн Дэви-сукта в "Ригведе" (X, 125) не связан с к.-л. конкретной богиней. Одно из немногих упоминаний о Д. в самхитах засвидетельствовано в "Атхарваведе". Д. под именем Ума упомянута также в упанишадах. В индуистский пантеон Д. вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. При этом всплыли архаич. элементы ее образа, свойственные доарийскому субстрату. Д. в пуранах — Махадэви, великая богиня, как бы вобравшая в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. В благожелательном аспекте богиню называли Сати (Добродетельная), Парвати (Дочь гор), Гаури (Белая), Аннапурна (Дарительница пищи), Амма (Мать). В устрашающем облике она больше известна под именами Дурга (Неприступная), Кали (Черная), Чанди (Свирепая). С супругой Шивы стала отождествляться и тамильская богиня войны Коттравей. Богиня способна быть нежной возлюбленной, преданной женой, заботливой хозяйкой и образцовой матерью, покорной, хотя и не безоговорочно послушной воле своего супруга, но может и свирепо справлять каннибальские пиры на поле брани и плотоядно упиваться кровью жертв, т. е. способна проявлять как благостный, умиротворенный, так и гневный устрашающий лик. Во враждебном аспекте ее изображают в виде отвратительной демоницы, с оскаленными клыками, кровавым языком, свешивающимся изо рта, и в ожерелье из черепов, нередко мчащейся верхом на льве. Ее благостный аспект — красивая молодая женщина, исполненная прелести и очарования. Она сопровождает своего божеств, супруга или даже сливается с ним в едином образе Ардханари. В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти — энергии бога и подлинной основе его могущества. В шактизме богиня-мать вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира) и полностью доминирует над своим супругом: без нее он беспомощен и лишь от нее получает свою творческую энергию. Д. имеет своих почитателей, к-рые посредством мистич. ритуалов и йогич. практики стараются постичь смысл ее божественной сущности. Как Шива почитается в форме лингама, так объектом поклонения Д. служит ее символ — йони, к-рый устанавливается в святилищах ее культа, именуемых питхи. Наиб, популярный миф, связанный с богиней, — миф об убиении ею буйвола — демона Махиши, впервые изложен в пуранах, но восходит в своих истоках к архаич. временам. На дравидском юге до сих пор сохраняется обряд жертвоприношения буйвола в честь богини-матери. Богиню почитают в разных образах, в т. ч. в составе групп из 7 (саптаматрика), 8 и 9 матерей. До наст. вр. богиня сохраняет большой диапазон своих проявлений — от активного безличного женского творч. принципа до конкретных сельских богинь — и имеет большое число приверженцев в разных социальных слоях и в разных районах Индии.
М. Альбедиль
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь