ДЭВА и АСУРА
ДЭВА и АСУРА
божества. В отличие от других индоиранских мифологий, джайнская не противопоставляет мифологич. типы "дэва" и "асура", а рассматривает А. лишь как один из классов Д., причем не состоящий во враждебных отношениях с др. классами. Таких гл. классов ("племен") божеств в джайнизме 4: Бхаванавасины ("Во-дворцахживущие"), Вьянтара ("Блуждающие"), Джйотишка ("Светила"), Вайманика ("Небесные"). В кач-ве особого класса выделяются божества Локантики ("На-рубеже-мира"). Помимо этих осн. разрядов существует множество разных божеств и духов, обитающих в каждой горе, реке, дереве и т. д. Как и остальные сансарные существа, божества подчинены закону кармического воздаяния, согласно к-рому их жизнь, хотя и невероятно долгая, должна закончиться, после чего бывшее божество получает новое перерождение в зависимости от суммы добрых и дурных карм-деяний. Каждое племя божеств членится на роды, в к-рых имеются: (1) индры — правители, (2) саманика — аристократия, (3) траястримша ("33") — высшие государств, служащие, (4) паришадья — придворные, (5) атмаракша — "гвардия", внутренняя личная охрана, (6) локапала — полиция, (7) айика — армия, (8) пракирнака — торговцы и ремесленники, (9) абхийогья — слуги, (10) килбишка — чернь, плебс. Как можно видеть, эта стратификация достаточно точно отражает социальную структуру города-государства в древней Индии. Разряды (3) и (6) отсутствуют в племенах Вьянтара и Джйотишка.
А. Терентьев
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь