ДАНА
ДАНА
Санскр.) Раздача милостыни нищим, букв., "милосердие",
первая из шести Парамит в Буддизме.
первая из шести Парамит в Буддизме.
Источник: Теософский словарь
ДАНАЙ
Сын царя Египта Бела, братблизнец Эгипта, отец 50 дочерей (Данаид). В Аргосе получил царскую власть от Геланора. Впоследствии был убит своим зятем Линкеем, который стал царем Аргоса.
Источник: Словарь греческой мифологии
Данай
греч.) – сын египетского царя Бела, брат-близнец Эгипта, отец 50 дочерей – Данаид. После бегства из Египта правил в Аргосе, где по его приказу его дочери в брачную ночь убили своих мужей, сыновей Эгипта. Единственный оставшийся в живых – Линкей – впоследствии убил Д. и стал царем Аргоса.
Источник: Мифологический словарь
Дану
др. – инд.) – «поток» – 1. Мать семерых асуров-данавов, и среди них – демона Вритры, поверженного Индрой. Д. связана с водами – когда Вритра («затор», «преграда») был повержен, ее жизненные силы пошли на убыль. 2. Один из эпитетов демона Вритры. 3. Эпитет Кабандхи, чудовищного ракшаса, убитого Рамой.
Источник: Мифологический словарь
ДАНА
пали, санскр. - даяние; щедрость) - добродетель подаяния милостыни бедным и нуждающимся, а также дарения монахам или монашеской общине; одно из трех «добродетельных деяний, приносящих религ. заслугу», к-рые включают также моральное поведение (сила) и медитацию (бхавана);первое из десяти совершенств (парамита).
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ДАНА
сс. Дарение. Щедрость. Духовная щедрость. Одно из совершенств (парамита) бодхисаттвы. В буддизме существуют ритуалы дарения. Известно, кому, что и как следует дарить. Дарением может быть чтение проповеди, обучение традиции, наставление, дружелюбие или акт самопожертвования. Жест, символизирующий дарение (дана-мудра), представляет собой ладонь, открытую в сторону одариваемого. Он часто присутствует в иконографии святых, бодхисаттв. Термину дана синонимичен термин тьяга (чага), означающий отказ, отречение в чью-то пользу. Один из важнейших актов дарения — передача заслуги (пунья) другому.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ДАНА
(санскр. da–na, тиб. sbyin pa, дар, дарение, пожертвование) — «даяние», ключевой термин буддийской этики всех направлений, обозначающий духовную практику «пожертвований без сожаления», которая избавляет от привязанности к собственному «я» и «Моё». В тхераваде она считается великой добродетелью и религиозной заслугой (пунья), а в Махаяне является лишь началом Пути через совершенствование даянием (дана-парамита). Уже в раннем буддизме монашеская община (сангха) рассматривалась как «поле добродетели», на котором для мирян, приносящих пожертвования, вырастали плоды благой кармы. Даяние же монахов состояло в исполнении Закона и его проповеди, и этот дар, согласно «Дхаммападе» (354), считается наивысшим.
Данай
В древнегреческой мифологии – вначале царь Ливии, потом он от Геланора получил царскую власть в Аргосе, праотец данайцев. Сын царя Египта Бела (сына бога Посейдона и Ливии, брата Агенора) и Анхинои, брат-близнец Египта, а также брат Кефея и Финея. Он был отцом пятидесяти дочерей (Данаид), к которым посватались пятьдесят сыновей Египта. Данай им отказал, поскольку ему было оракулом предсказано, что он погибнет от руки своего внука. Войско Даная было разбита Египтом в войне, и Данай бежал от него в Арголиду, где был принят Пеласгом. Там Египт снова напал и разбил пеласгов, так что пришлось давать согласие на свадьбу. Дочерям своим он всем предписал зарезать мужей в постели, что они все, за исключением Гипермнестры, и сделали. Только вмешательство Афродиты спасло Гипермнестру от гнева отца. После этого Данай устроил гимнастические состязания и в награду победителям отдал своих дочерей. Впоследствии Данай вместе с дочерьми был убит своим зятем Линкеем, мужем Гипермнестры.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.
ДАНА
(санскр., пал. dana — дар, дарение) — добродетель щедрости, благотворительности, считавшаяся важным условием и мирского, и духовного преуспеяния начиная с самых ранних памятников инд. культуры. Уже один из гимнов «Ригведы» напоминает богатым, что следует уделять что-то и бедным, т.к. богатства преходящи и надо уметь пользоваться ими (Х.117).
В «Брихадараньяка-упанишаде» божество грома наставляет давать милостыню и предписывает контролировать себя и оказывать сострадание другим (V.2.3), в «Чхандогья-упанишаде» Д. рекомендуется наряду с аскезой, невреждением, честностью и правдивостью (III. 17.4). Д. входит в перечни добродетелей дхармашастр (Яджнявалкья-смрити 1.122 и т.д.) и прославляется в дидактических текстах «Махабхараты».
В текстах пал. канона Д. рассматривается как добродетельный акт, приносящий заслугу (пунья) — первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (шила) и медитацией (Дигха-никая II 1.218). Эти тексты свидетельствуют по крайней мере о трех способах классификации информации, связанной с Д.: дифференцируются восемь объектов дарения (Ангуттара-никая III.239), восемь способов подачи милостыни (Дигха-никая II 1.258) и пять правильных «образов» благотворительности: давать с верой, тщательно, быстро, не раскаиваясь и не в ущерб себе или другим (Ангуттара-никая III. 172). Согласно абхидхармистам, высший дар - не материальный, это дар дхармы, а пять «великих даров» — пять периодов жизни, рассматриваемые как дар другим (Катхаваттху VI 1.4 и т.д.).
В буддизме махаяны Д. — первое из шести основных «совершенств» (парамиты) бодхисаттвы. Сотериологическни трактат «Бодхисаттва-бхуми» (4 в.) различает девять разновидностей Д.: готовность отдать все, что ни попросят; готовность пожертвовать любой собственностью (вплоть до собственного тела); готовность пожертвовать самыми дорогими предметами; неразличение лиц, коим оказываются благодеяния; дарение, сопровождаемое почитанием и благоговением перед одариваемым; дарение с целью облегчения реальных нужд; дарение ради благополучия одариваемого и в этой жизни, и в следующей; дарение незамедлительное. Другие разновидности добродетельного дарения включают: дарение без колебаний, отказ от привычки «накапливать» дары для другого раза; дарение при отказе от тщеславия; дарение при полном бескорыстии; дарение, сопровождаемое состоянием радости; дарение всего лучшего; дарение не ради наращивания заслуги. Предполагается, что в результате культивирования Д. бодхисаттва до такой степени продвигается в добродетели самоотрицания, что может совсем освободиться от личностного самосознания и «раствориться» в конечном просветлении. Этот идеал, как кажется, несколько противоречит другой установке самих же махаянистов, по к-рой Д. не должна быть безмерной, но рассудительной. Махаянистам также присуща вера в то, что в случае конфликта с собственно моральными предписаниями следует отдать предпочтение Д.: приводится «назидательный» рассказ о бодхисаттве, к-рый из сострадания к одной женщине вступил с нею в связь. Сравнительно меньшее внимание уделяется Д. в классических индуистских системах философии.
В комментарии Шанкары к «Чхандогья-упанишаде», напр., утверждается, что первыми среди тех, кто достигает «места заслуги», т.е. неба, являются домохозяева, практикующие дарения странствующим аскетам (II.23.1), а также, что они идут «путем дыма» и возвращаются после смерти на землю в благополучном состоянии (V. 10.3-8). См. Парамиты. В.К.Шохин
В «Брихадараньяка-упанишаде» божество грома наставляет давать милостыню и предписывает контролировать себя и оказывать сострадание другим (V.2.3), в «Чхандогья-упанишаде» Д. рекомендуется наряду с аскезой, невреждением, честностью и правдивостью (III. 17.4). Д. входит в перечни добродетелей дхармашастр (Яджнявалкья-смрити 1.122 и т.д.) и прославляется в дидактических текстах «Махабхараты».
В текстах пал. канона Д. рассматривается как добродетельный акт, приносящий заслугу (пунья) — первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (шила) и медитацией (Дигха-никая II 1.218). Эти тексты свидетельствуют по крайней мере о трех способах классификации информации, связанной с Д.: дифференцируются восемь объектов дарения (Ангуттара-никая III.239), восемь способов подачи милостыни (Дигха-никая II 1.258) и пять правильных «образов» благотворительности: давать с верой, тщательно, быстро, не раскаиваясь и не в ущерб себе или другим (Ангуттара-никая III. 172). Согласно абхидхармистам, высший дар - не материальный, это дар дхармы, а пять «великих даров» — пять периодов жизни, рассматриваемые как дар другим (Катхаваттху VI 1.4 и т.д.).
В буддизме махаяны Д. — первое из шести основных «совершенств» (парамиты) бодхисаттвы. Сотериологическни трактат «Бодхисаттва-бхуми» (4 в.) различает девять разновидностей Д.: готовность отдать все, что ни попросят; готовность пожертвовать любой собственностью (вплоть до собственного тела); готовность пожертвовать самыми дорогими предметами; неразличение лиц, коим оказываются благодеяния; дарение, сопровождаемое почитанием и благоговением перед одариваемым; дарение с целью облегчения реальных нужд; дарение ради благополучия одариваемого и в этой жизни, и в следующей; дарение незамедлительное. Другие разновидности добродетельного дарения включают: дарение без колебаний, отказ от привычки «накапливать» дары для другого раза; дарение при отказе от тщеславия; дарение при полном бескорыстии; дарение, сопровождаемое состоянием радости; дарение всего лучшего; дарение не ради наращивания заслуги. Предполагается, что в результате культивирования Д. бодхисаттва до такой степени продвигается в добродетели самоотрицания, что может совсем освободиться от личностного самосознания и «раствориться» в конечном просветлении. Этот идеал, как кажется, несколько противоречит другой установке самих же махаянистов, по к-рой Д. не должна быть безмерной, но рассудительной. Махаянистам также присуща вера в то, что в случае конфликта с собственно моральными предписаниями следует отдать предпочтение Д.: приводится «назидательный» рассказ о бодхисаттве, к-рый из сострадания к одной женщине вступил с нею в связь. Сравнительно меньшее внимание уделяется Д. в классических индуистских системах философии.
В комментарии Шанкары к «Чхандогья-упанишаде», напр., утверждается, что первыми среди тех, кто достигает «места заслуги», т.е. неба, являются домохозяева, практикующие дарения странствующим аскетам (II.23.1), а также, что они идут «путем дыма» и возвращаются после смерти на землю в благополучном состоянии (V. 10.3-8). См. Парамиты. В.К.Шохин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001