Чувственность

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУВСТВЕННОСТЬ
способность испытывать чувства, иметь впечатления. Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения; 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций. В первом случае чувственность – это способность к восприятию (ощущение); во втором – форма аффективности (чувство).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Чувственность
Это слово имеет значение не столько психологическое, сколько ифическое, или нравственное; оно означает не вообще удовлетворение физических потребностей, но такое увлечение чувственными наслаждениями, что человек теряет способность самообладания, требуемого достоинством его нравственной природы. Преимущественными орудиями чувственности служат три низшие чувства — обоняние, вкус и осязание, а отчасти слух и зрение.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ЧУВСТВЕННОСТЬ
способность испытывать чувства, иметь впечатления. Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения (в этом смысле «Трансцендентальная эстетика» Канта — I часть «Критики чистого разума» — будет теорией чувственности); 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций, в первом случае чувственность — это способность к восприятию (ощущение); во втором — форма аффективностц (чувство).

Источник: Философский словарь

Чувственность

(Sinnlichkeit - нем.)
В кантовской философии - обозначение одной из важнейших человеческих
познавательных способностей. По Канту, чувственность есть способность
созерцания вследствие внешних воздействий (этим она отличается от
интеллектуального созерцания). Пассивность чувственности обусловливает
отнесение ее Кантом к низшим способностям души. Кант не разделяет
общего в XVIII в. мнения, согласно которому чувственность и рассудок
имеют единое происхождение, но отличаются степенью отчетливости своих
познаний. Кант полагает, что чувственные представления (в том числе
чистые) происходят из совершенно обособленного от рассудочных
представлений источника. При этом чувственные познания могут быть
столь же отчетливыми, как и рассудочные (что доказывает математика).
Смешение чувственности и рассудка может принести немало вреда
метафизике. В отличие от рассудочных, чувственные представления всегда
показывают единичные объекты и дают непосредственное знание о
предмете. В чувственном восприятии необходимо различать форму и
материю (ощущение). Форма чувственности заложена в душе априори, тогда
как содержание имеет внешний источник (однако при этом ощущения в
некотором смысле более субъективны, чем формы рецептивности - Кант в
известном смысле сохраняет верность старому различению "первичных" и
"вторичных" качеств). Кант признает наличие двух априорных форм
чувственности - пространства и времени. Фундаментальными свойствами
пространства являются континуальность и трехмерность, времени -
непрерывность и одномерность. Кант выделяет три модуса времени -
постоянство, последовательность и одновременность. Время
рассматривается им как форма внутреннего чувства, пространство -
внешнего. Время шире пространства, так как охватывает все возможные
перцепции. Кант пытался доказать, что восприятие изменений во времени
("поток сознания") предполагает пространственные восприятия
(демонстрируя тем самым глубинную связь между пространством и
временем и отвергая возможность "одинокой" душевной жизни) Трактовка
пространства и времени в качестве априорных форм чувственности
позволяет Канту, в частности, обосновать возможность априорных
синтетических познаний в геометрии как науке о пространстве, ибо при
таком понимании мы в должны быть в состоянии еще до конкретных
пространственных и временных ощущений антиципировать их сущностные
характеристики. Отделяя чувственность от рассудка, Кант в то же время
подчеркивает, что реальный процесс восприятия включает целый ряд
синтезов (т.е. актов спонтанности) и никоим образом не может обойтись без
участия высших познавательных способностей.

Источник: Термины кантовской философии

ЧУВСТВЕННОСТЬ
1) способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия, реализуемая с помощью органов чувств, актуализируется в формах ощущения, восприятия, представления; содержание сознания, доставляемое формами чувственности; 2) способность переживать аффективные состояния — эмоции (удовольствие, страдание, гнев и т. п.); 3) склонность к плотским наслаждениям. Чувственное — это осуществляемое посредством органов чувств «чувственное познание», доставляемое чувственностью — «чувственное знание»; телесное, плотское — «чувственное наслаждение».
Чувственность как способность человеческого духа воспринимать действительность с помощью органов чувств является условием возможности познавательного и практического отношения человека к миру. Наличие у человека сенсорики позволяет ему, как и всякому другому живому существу, ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире. Но умение универсально действовать в мире создается познавательным отношением к нему, и адекватность полученного знания действительности определяет успешность человеческой практики. Именно познавательный статус знания, доставляемого чувственностью, — чувственного знания — составляет предмет гносеологии. С понятием чувственности в гносеологии традиционно связаны следующие проблемы: 1) дает ли чувственное познание истинное знание внешнего мира; 2) как соотносятся в познавательной деятельности способности чувственности и рассудка? Чувственность как способность испытывать психофизические ощущения (голод, жажду) и переживать внутренние аффективные состояния (ра-дость, гнев) служит источником мотиваций человеческого поведения и лежит в основании практического, заинтересованного отношения человека к миру природы и человека к человеку В этике чувственность как ансамбль внутренних аффективных состояний рассматривается как возможное основание морального суждения и поведения и противопоставляется рассудку, задающему правила и критерии моральной оценки. Эта оппозиция была зафиксирована обыденным сознанием в противоположностях «чувство — разум» и «сердце — голова». В восприятие эстетического объекта вовлечена как внешняя, так и внутренняя чувственность. С помощью органов чувств человек воспринимает форму эстетического объекта, которая вызывает у него определенные эмоции (радость, печаль, страх), но эти эмоции не порождены практической заинтересованностью реципиента в объекте и, как правило, сопровождаются чувством эстетического удовольствия. Эстетика в связи с чувственностью ставит следующий вопрос: может ли суждение вкуса исходить из чувств и иметь при этом объективную значимость?
Трактовка человеческой чувственности в истории философии претерпела ряд серьезных изменений. Античная философская мысль берет чувственность только как познавательную способность и ставит вопрос о познавательной ценности знания, доставляемого чувственностью. Против достоверности чувственного знания был выдвинут аргумент от иллюзий, галлюцинаций и сновидений. Платон противопоставлял чувственное знание как субъективное мнение о мире явлений рациональному знанию как объективному знанию мира сущностей. Представление о пассивной природе чувственного познания было зафиксировано Платоном в сравнении души с дощечкой из воска, на которой ощущения оставляют отпечатки. Аристотель, считая чувственное познание хоть и пассивным по природе, но способным давать истинное знание, поставил вопрос о том, как в таком случае возможно заблуждение, ведь оно подразумевает суждение, т. е. познавательную активность. В Средние века все, связанное с телесностью и чувственностью, признавалось по меньшей мере второстепенным и малозначимым. Чувственное познание считалось абсолютно бесплодным для познания бога, соответственно ему не приписывалось никакой истинностной ценности. Проблема природы и познавательного статуса знания, доставляемого чувственностью, приобрела особую остроту и была по-новому осмыслена в Новое время, в эпоху бурного развития эмпирической науки. Философское рассмотрение всего спектра проблем, касающихся чувственности, в этот период зажато в жесткие тиски дилеммы «чувственное — рациональное». Философия разрабатывает модели обоснования знания по образцам наук, и поэтому основная философская проблема, связанная с чувственностью и расколовшая философию на сенсуализм и рационализм, такова: способно ли чувственное знание быть надежным основанием истинного знания. Рационализм, признавая необходимость наблюдения в познавательном процессе, отказывает чувственному знанию как случайному и смутному в претензии быть фундаментом знания. Эмпирик Ф. Бэкон предлагает в качестве искомого базиса научного знания методически организованную чувственность — опыт. Но сенсуализм уже сводит все человеческое знание не только по происхождению, но и по природе к чувственному восприятию, минимизируя деятельность рассудка до комбинирования ощущений. При этом проблема соответствия чувственного знания реальному объекту решается либо в духе наивного реализма (французский материализм), либо в форме субъективного идеализма (Беркли) и скептицизма (Юм).
Понятие эстетической чувственности как восприимчивости к прекрасному стало предметом философского рассмотрения в 18 в., когда был осуществлен переход от анализа нормативных образцов прекрасного к исследованию внутреннего эстетического опыта и отысканию оснований эстетического суждения — суждения вкуса. И здесь воспроизводится противостояние сенсуализма и рационализма в дилемме «эстетическое удовольствие — разум» как возможные основания суждения вкуса. В этике проблема базиса морали была поставлена в 18 в. в ходе спора между интуиционистами и философами «морального чувства». Английские моралисты усматривали единственный источник морального действия в чувствах, но не эгоистических, а в «нравственном чувстве» благожелательности по отношению к другим, которое доставляет нам наибольшее удовольствие. Именно оно, а не разум, дающий критерии плохого и хорошего, способно побудить нас к моральному действию. Рационализм спроецировал дилемму «чувство — разум» на проблему человеческой свободы: чувства делают человека несвободным, разум способен избавить его от тирании аффектов.
И. Кант, пытаясь вывести философию из замкнутого круга, созданного противопоставлением чувственности рассудку, разграничивал их познавательные функции. Он создает трансцендентальную эстетику — науку об априорных формах чувственности, используя понятие «эстетика», введенное Баумгартеном для обозначения науки о чувственном познании. Восприятие как форма чувственности может возникнуть только в результате подведения отдельных ощущений под априорные формы созерцания — пространство и время. Но для того чтобы осуществить суждение, нужно синтезировать все многообразие восприятий с помощью априорных форм рассудка. Чувственность и рассудок суть две необходимые составляющие познавательного процесса — материя, дающая опыту предметное содержание, и форма, обеспечивающая его универсальность. Но дилемма «разум — чувство» в этике и эстетике не была снята Кантом; она остается актуальной и в наше время. Гегель в противовес предшествующей традиции, отождествлявшей чувственное знание с конкретным, утверждал, что чувственность дает лишь абстрактное знание объекта, а вся полнота и богатство внутренних связей объекта раскрывается мышлением в теории.
Середина 19 в. была отмечена попытками переосмыслить сам подход к чувственности в философии. Чувственность до сих пор исследовалась философией как некоторая чистая способность абстрактного познавательного субъекта давать материал для познавательных, эстетических, этических суждений. Марксизм и герменевтика открывают историчность чувственности и ее фундаментальность для бытия человека в мире. К. Маркс берет человеческую чувственность не как пассивную познавательную способность индивида, не абстрактно, а в форме предметно-практической деятельности всего человечества в истории. Чувственность исторична, т. е. определяется границами практики. Герменевтика, исследуя смыслы текстов, обращается к источнику этих смыслов, который, по ее мнению, лежит в человеческой чувственности, взятой как полнота отношения человека к миру. В. Дильтей вводит понятие «жизнь» для обозначения первичного допознавательного отношения эмпирической субъекта к миру в форме сплава ощущений, эмоций, волевых импульсов. В понятиях «жизнь» Дильтея и «практика» Маркса фиксируется такое отношение человека к миру, в котором традиционные дихотомии «субъект—объект» и «чувственное — рациональное» существуют в снятом виде. Одновременно психоанализ открывает опосредованное влияние чувственности как совокупности аффектов, эмоций, желаний на сознание и поведение человека через бессознательное; это опрокидывает представление о прозрачности сознания и его чувственно-эмоционального содержания для познающего.
Философия кон. 19 и 20 в. продолжает поиск последних оснований знания. Эта общая для феноменологии и позитивизма задача решается посредством очищения базисного знания от искажающих его допущений, суждений, что находит отражение в разной трактовке этими направлениями понятия редукции, и отчет о базисном знании видится в форме дескрипции, что делает актуальной проблему нахождения релевантного языка описания. Оба направления исходят из идеи «привилегированного доступа» познающего субъекта к содержанию своего сознания, но не к материальному объекту, о котором ничего нельзя сказать, однако различаются во взгляде на роль данных чувственности в образовании фундамента знания. Позитивизм считает кирпичиками знания опыт — атомарные «чувственные данные» (sense-data), доставляемые нашей чувственностью, которые путем пассивной ассоциации складываются в сознании в представление об объекте. Теоретическое знание получает значимость, только будучи редуцируемым к эмпирическому базису. Феноменология использует чувственные (гилетические) данные как материал для конструирования в интенциональном акте объекта, значение которого содержится a priori в трансцендентальном сознании и дается как целостное. Эту идею о неразложимости в сознании образа, значения объекта развивает гештальтпсихология. Утопичность проекта поиска последних оснований знания была выявлена, с одной стороны, постпозитивизмом, доказавшим невозможность теоретически нейтрального языка для передачи чувственных данных, а с другой — экзистенциализмом и герменевтикой, предполагавшими, что не трансцендентальное Ego есть источник смыслов, а существующий в реальном мире чувственный человек, жизненный и исторический опыт которого фиксируется в языке. Экзистенциализм берет человеческое существование в мире в его эмоциональном плане — через экзистенциалы заботы, страха, тошноты. М. Мерло-Понти использует понятие «тело», «плоть» для описания способа связи сознания с миром. Движущееся тело, ориентирующееся в мире других тел, а не чистое сознание есть источник значений, нашего знания о мире, мир известен нам настолько, насколько он освоен нашим телом. В понятии телесности реабилитируется значение человеческой чувственности, роль тела человека не только в познании, но и в культуре, что изменяет традиционное приниженное положение «тела» в дихотомии «тело — дух». С точки зрения неомарксизма человеческая чувственность как ансамбль желаний, живых восприятий, эмоций подвергается репрессии со стороны культуры и техногенной цивилизации, навязывающей человеку чуждые ему стандарты чувствования. Человек может обрести свободу только с освобождением собственной чувственности.
В философии 20 в. были преодолены иллюзии относительно человеческой чувственности — представление о пассивном характере чувственного познания, связанная с ним дилемма «чувственное — рациональное», а также миф последних оснований и чистой чувственности. Чувственное освоение человеком окружающего мира проникнуто этической и эстетической оценкой воспринимаемого. Не существует чистой познавательной чувственности, так же как и эстетической и этической. Человек как эмпирический субъект воспринимает окружающие его явления как небезразличные по отношению к нему. Однако чувственность здесь лишь предпосылка субъективного оценочного отношения, которое становится возможным благодаря существованию некоторых объективных образцов, норм, задаваемых рассудком. Эти нормы вырабатываются в ходе предметно-практической деятельности человечества в истории и фиксируются в культурном идеале в форме единства познавательного, этического и эстетического. Чувственность человека, т. о., является продуктом его предметно-практической деятельности. Несомненно, что органы чувств человека остаются неизменными, но мировоззренческие схемы, на основании которых строится восприятие, изменяются. Эти схемы зависят от господствующей в ту или иную эпоху практики и ограничиваются ею. Человеческие органы чувств в ходе истории становятся восприимчивыми в познавательном, этическом и эстетическом смысле ко все большему числу объектов внешнего мира, что свидетельствует о расширении возможностей человеческой чувственности.
Человеческая чувственность может рассматриваться как пассивная способность, только будучи взята лишь в одной из своих форм — в форме ощущения. Но в этом случае мы не можем говорить о какой бы то ни было познавательной ценности чувственности. Уже восприятие предполагает узнавание, идентификацию предмета, оно выступает как исключительно избирательная деятельность, выделяющая из всей поступающей извне информации необходимую. Такая предметность чувственности может базироваться только на некотором наличествующем до акта восприятия знании — образе мира. Чувственное познание в форме восприятия выступает как выдвижение объект-гипотезы по поводу воспринимаемого объекта, и в этом оно сходно с научной деятельностью. Сравнение получаемой с помощью органов чувств информации об объекте с некоторым образцом выступает по сути как рациональная деятельность в рамках чувственности. См. также ст. Теория познания, Тело.
Лит.; Грегори Р. Л. Разумный глаз. М., 1972.; Губанов Н. И. Чувственное отражение. М., 1986; КанарскийА. С. Диалектика эстетического процесса. К., 1979; Лекторский В. А. Субъект — объект — познание. М., 1980; Панов В. Г. Чувственное, рациональное, опыт. М., 1976; Hamlin D. W. Sensation and Perception. L., 1961; Hirst R. J. Problems of Perception. L.—N.Y, 1959; LevinasE. De la Sensibilite.— «Tijdschrift voor Filosofie», 1984, 46, N 3, p. 409-417; Schweizer H. R. Asthetik als Philosophie der sinnlichen Erkenntnis. Basel, 1973.
О. В. Вышегородцева

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Интериорность, чувственность, контингентность - почему эти понятия принципиально непереводимы?

Литвин Т. В.
В статье рассматривается сложность перевода таких понятий как интериорность, чувственность, контингентность, которые являются важнейшими элементами современного философского дискурса.
Читать PDF
0.00 байт

ЧУВСТВЕННОСТЬ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКСА-АНТИУТОПИСТА

Коломиец Галина Григорьевна, Ляшенко Павел Васильевич
Как известно, мысль Маркса о взаимосвязи способов производства материальной жизни и процессов социальной, политической, духовной жизни указывает на взаимообусловленность сознания и объективной реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальная экономика И. Канта: свободный баланс чувственного предложения и рассудочного спро

Кошмило Олег Константинович
В статье говорится о принципиальном значении трансцендентальной философии Иммануила Канта для формирования экономических парадигм эпохи Модерна.
Читать PDF
0.00 байт

Границы чувственно воспринимаемого мира и трансгрессия в учении И. Канта

Фаритов Вячеслав Тависович
Предлагаемая статья посвящена анализу феномена границы в учении И. Канта.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема чувственного происхождения языка: вариации на тему гердера

Нехаева И. Н.
В статье представлен критический анализ романтического взгляда на проблему чувственного происхождения языка.
Читать PDF
0.00 байт

Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад (принципы сравнительного анализа)

Лысенко Виктория Георгиевна
В статье предпринимается попытка выделить систему понятий, которая позволяет провести сравнительный анализ между представлениями о соотношении чувственного и рационального познания в западной и индийской эпистемологиями.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о различении чувственного и УМО- постигаемого в феноменологии Гуссерля

Нечаев Андрей Александрович
Данная статья посвящена критическому анализу одной из работ Эдмунда Гуссерля, которая носит название «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», написанной им в 1913 году.
Читать PDF
0.00 байт

Нарративы фигуративной сексуальности: к феноменологии чувственности

Пырьянова Ольга Анатольевна
Фигуративная сексуальность субъективированная эротическая чувственность, ускользающая от полного предопределения. Ее развитие коррелирует с жизнью конкретного индивида, создавая два типа нарративов: ситуативный и биографический.
Читать PDF
0.00 байт

О значимости чувственно-эмоционального начала в научном познании

Волков Алексей Владимирович
Статья отражает одну из центральных тенденций современной эпистемологии – выявление человеческого измерения научного познания.
Читать PDF
0.00 байт

Чувственно-вербальное построение предметного мира

Никифоров А. Л.
В статье рассматривается вопрос о природе объектов чувственно-воспринимаемого мира. Показано, что с помощью органов чувств человек интерпретирует внешние воздействия в виде ощущений и восприятий.
Читать PDF
0.00 байт

Сеченов и некоторые вопросы диалектики чувственного познания

Ноздрачев А. Д., Губанов Н. И.
В литературе существуют расхождения в трактовке различных проблем чувственного познания, основные вопросы диалектики которого до сих пор подробно не изучены.
Читать PDF
0.00 байт

Продуктивное воображение как «Общий корень чувственности и рассудка

Катречко С. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Поворот к множественности в эстетике и проблема чувственности

Радеев Артем Евгеньевич
В статье рассматривается подход к проблемам эстетики с точки зрения идеи множественности, анализируется поворот к идее множественности в философии, выделяются два случая применения этой идеи в эстетике: преодоление «художественног
Читать PDF
0.00 байт

Межвузовская научная конференция«Экология культуры и чувственности» Санкт-Петербург, 4–5 декабря 201

Ардамацкая Д. А., Радеев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Разделение чувственного — эстетическая феноменология Ж. Рансьера

Шестакова Марина Анатольевна
Концепция разделения чувственного Ж. Рансьера рассматривает эстетику и политику как равнозначные виды деятельности, смысл которых сводится к реконфигурации чувственного опыта. Такой подход является феноменологическим.

Похожие термины: