процесс и результаты познания, осуществляемого посредством органов чувств человека в форме ощущений, восприятий и представлений. Ч. п. не является лишь поставщиком пассивного материала, который затем обрабатывается логическим мышлением. В нем есть собственное активное начало – соображение, осуществляющее связь чувственных образов между собой. Ч.п. может обходиться без языка, оно способно давать ясные результаты, не нуждающиеся на определенном уровне деятельности в отчетливом выражении (как в басне Крылова: надо брать веревку, а не вопрошать «Веревка что такое?»). Более того, в основе первичных отчетливых высказываний лежат исходные ясные представления. Нисколько не «устарело» предложенное И.П.Павловым деление наших знаний на первую и вторую сигнальную систему. В первой информация кодируется средствами органов чувств, во второй – словами языка.
Ист.: Сагатовский В.Н.Бытие идеального. СПб. 2003. С. 9-15; его же. Основы систематизациивсеобщих категорий. Томск. 1973. С. 55-56, 107-112; его же. Философия как теория всеобщего и её роль в медицинском познании. Томск. 1968. С. 89-94; его же. Чувственные основы понятия // Вопросы философии. 1962. № 1.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Чувственное познание
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению. В отечественной философской литературе советского периода чувственное познание выделялось в самостоятельную ступень, которая считалась низшей по отношению к абстрактному мышлению (подобное выделение опиралось на соответствующие высказывания В. И. Ленина из его работы «Философские тетради»). Как показывают современные философские и психологические исследования, такое понимание не может быть принято. Во-первых, вряд ли есть основания для выделения ощущений в качестве самостоятельных образований. Во-вторых, восприятие и представление должны быть поняты как своеобразные формы мыслительной деятельности. Они отличаются от того мышления, которое не осуществляется в чувственной форме, однако не могут считаться «низшими» по отношению к нему. В действительности различные формы мыслительной деятельности имеют свои преимущества и ограничения. каждая из них выполняет свою незаменимую роль в познании. К тому же чувственно переживаемые компоненты могут иметь место и в тех формах мышления, которые не осуществляются в виде восприятия и представления, что выражается, в частности, в виде визуализации абстрактных теоретических моделей.
Лекторский
Лекторский
Источник: Новая философская энциклопедия
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются «продуктами всемирной истории», а не только (и не столько) результатом биологической эволюции человека. Если эмоция – это субъективная, неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, то чувства – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль: 1) они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; 2) они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта в наглядной форме; 3) без них человек не способен ни познавать, ни мыслить (их потеря затрудняет и осложняет познание, но не прекращает его возможностей;4) они дают минимум информации, необходимой для познания объектов. Чувственное познание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущении,восприятии, представлении. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. Восприятие – формирование на основе ощущений целостного образа предмета не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного познания. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта. Представление – обобщенный чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Это ощущение, восприятие и представление. Ощущение отражает отдельные свойства объектов (красное, твердое, сладкое и т. д.); восприятие - воспроизведение целостных предметов; представление - чувственный образ явлений, с которыми в данный момент человек не взаимодействует (таковыми являются образы памяти). Высшей формой представлений выступает воображение, представляющее собой процесс преобразования образов в наглядном плане, осуществляемом при ведущей роли мышления. Представление как бы стоит на стыке чувственного и рационального познания: оно включает в себя конкретное, наглядное и в то же время является обобщенным образом. Человеческие восприятия и представления неразрывно связаны с мышлением, они тем самым имеют осмысленный характер. При оценке познавательной роли чувственного опыта выявляются две тенденции. Одна из них выражена в теории символов, отрицающих сходство ощущений и восприятий с внешней реальностью; они здесь рассматриваются не как образы действительности, а в виде знаков. Другой подход представлен материалистической теорией отражения, для которой ощущения, восприятия и представления есть образы действительности. Образность чувственных данных определяется их внутренним единством с практикой, что находит свое проявление в их предметности, целостности, избирательности и дифференцированности. Познавательная роль чувственности раскрывается в научном познании - в научном наблюдении и эксперименте, наглядном моделировании. Совокупность чувственных данных образует содержание эмпирического опыта как необходимого звена в развитии научных теорий. Чувственное восприятие и представление значимы и в постижении внутреннего мира человека, эта их функция проявляется в самонаблюдении, эмпатии и понимании, которые активно используются в гуманитарном познании и искусстве.
Источник: Краткий философский словарь 2004