ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ

Найдено 1 определение
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
формы познания , неотъемлемые аспекты любого познавательного акта.
Чувства связывают человека с окружающим, это «первичный канал» связи с миром. Простейший элемент Ч. опыта – ощущение. Пять типов ощущений соответствуют пяти органам чувств. Ощущения сигнализируют нам об изменениях внешней среды: входя в состав целостных Ч. образов, ощущения становятся основой восприятия отдельных свойств предметов. Чувства человека не видоспецифичны, не приспособлены к улавливанию особо важных для человека изменений внешней среды (как, например, ультразвуковой «эхолот» у рыб и дельфинов). Человек даже может познавать мир без опоры на зрительные или звуковые ощущения. Тем не менее зрительные ощущения, как показывают исследования, наиболее важны для человека как существа социального, включенного в познавательные и коммуникационные процессы, осуществляемые в знаковой форме.
Восприятие – это целостный Ч. образ предмета, результат синтеза различных типов ощущений. Важной чертой представления является отделенность Ч. образа от наличной ситуации. Есть различие в том, когда я вижу своего друга (воспринимаю) и представляю себе его образ, даже когда его нет со мной. С помощью представлений человек комбинирует восприятия, трансформирует их.
Условие и переработка Ч. опыта – достаточно сложный процесс. В Ч. образе уже незримо присутствует его соотнесенность с прообразом – предметом внешнего мира. Ч. образ, особенно представление, несет в себе способность к распознаванию различия и сходства предметов, составляющих основу его образования. Любой Ч. образ рационально нагружен: мы видим, слышим, осязаем сквозь призму наших воспоминаний, пристрастий, знаний. В чистом виде, вне рациональных форм, чувственность не присутствует в нашем познании.
Если Ч. познание – непосредственно, то Р., логическое знание носит опосредованный характер, оно соприкасается с внешним миром с помощью различного рода посредников – чувственно воспринимаемых вещей (слов, орудий, жестов). Основной формой Р. познания является понятие. Любое понятие есть результат обобщения и абстрагирования: выделяются общие признаки в совокупности различных предметов, происходит абстрагирование от других признаков. Понятие – это всеобщая форма познания, оно отражает общее не только в отдельных предметах, но и в отношениях между ними («высокий», «узкий» – фиксация общего в свойствах тел; «дом», «человек» – фиксация общего в предметах; «отталкивание», «упругость» – фиксация общего во взаимодействии с предметами).
Суждение и умозаключение – формы движения понятий. Суждение есть связь понятий; умозаключение возникает в результате соединения суждений. Понятие не может предшествовать во времени образованию суждений и умозаключений. Напротив, понятие синтезирует отдельные разрозненные суждения о вещах в новое единство, поэтому понятие в широком смысле сложнее по своей структуре суждения и умозаключения. Собственно, понятие о предметах есть теория предмета. Познание всегда выделяет свойства, признаки предмета, подводит итоги познания, переходит от одного знания к другому. Понятие, суждение и умозаключение и есть рациональная форма решения этих познавательных задач: суждение служит для строгой фиксации определенного результата в движении мышления; понятие есть форма движения от одних суждений и понятий к другим; оно выражает процессуальность мышления. По форме познание всегда рационально, является мышлением и выражает себя в суждениях, пользуется понятиями. Чувственность также является необходимым моментом формы познания, поскольку мышление пользуется системой чувственно воспринимаемых знаков – языком. О Ч. как самостоятельной «ступени» познания можно с полным основанием говорить только в том случае, если мы исследуем становление самой познавательной способности в процессе антропогенеза; когда речь идет об исследовании структуры познавательного процесса, то Ч. и Р. рассматриваются в качестве необходимых аспектов познавательной деятельности, по-разному взаимодействующих на уровне эмпирического и теоретического уровней познания.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
228.64 кб

Идея как единство рационального и чувственного в философии нового времени

Оботурова Н.С.
Сущность идеи, ее место и роль в структуре познания и деятельности актуальный вопрос, который в разных формулировках и контекстах ставился на всех этапах исторического развития философии.
Читать PDF
327.05 кб

Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад (принципы сравнительного анализа)

Лысенко Виктория Георгиевна
В статье предпринимается попытка выделить систему понятий, которая позволяет провести сравнительный анализ между представлениями о соотношении чувственного и рационального познания в западной и индийской эпистемологиями.
Читать PDF
363.24 кб

Рациональные и эмоционально-чувственные основания реализации косметических практик трансформации тел

Пронькина Анна Владимировна
Объектом анализа настоящей статьи является специфика реализации косметических практик трансформации тела в условиях современности, а предметом их рациональные и эмоционально-чувственные основания.
Читать PDF
156.52 кб

Эмпирические исследования рационально-логических и чувственно-эмоциональных компонентов образа Велик

Позднякова-кирбятьева Еллина Геннадиевна
Статья посвящена проблеме исследования образов исторической памяти.