ЧАРВАКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧАРВАКА

        некий древний философ-материалист, последователь локаяты, вообще — сторонник этой школы; чаще употребляют термин "локаятик".
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЧАРВАКА
Санскр.) Было два знаменитых существа под этим именем.
Первый был Рокшаса (демон), который переоделся брамином и вошел в
Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили
Чарваку огнем своих глаз - то есть магнетически с помощью того,
что в Оккультизме называется "черным взглядом" или злым глазом.
торой был ужасный материалист и отрицатель всего за исключением
материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил
бы всех "вольнодумцев" и "агностиков" наших дней. Он жил до
периода Рамаяны, но его учение и школа пережили до сего дня, и он
даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии.

Источник: Теософский словарь

ЧАРВАКА
(санскр. «чарв» - есть, жевать; «чару» - приятный, доходчивый; «вах» - слово) - материалистическое учение древней и средневековой Индии. Нередко отождествляется с локаятой (букв.: учение, «направленное на этот мир»), более древнего происхождения, возникшей примерно в середине I тысячелетия до н. э. Сочинения сторонников этих учений не сохранились. Источниками для изучения материалистических доктрин в индийской мысли служат тексты других философских школ, полемизирующих с ними. Чарвака (как и локаята) отрицает авторитет Вед, существование Бога и души, потустороннего мира, закона кармы и считает существующим и познаваемым лишь то, что может быть воспринято органами чувств. Локаята утвердила принцип свабхавы - индивидуальной природы каждой вещи, определяющей ее строение и судьбу. Этот принцип был воспринят чарвакон и дополнен учением о сущем как о спонтанном сочетании четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Для этической концепции чэрааки характерно признание понятий добра и зла иллюзией, созданной человеческим воображением. Отсюда отрицание обрядов, аскетизма, утверждение целью человече с кого бытия не добродетели или освобождения, а наслаждения, хотя оно и связано со страданием. Каждая система индийской философии пыталась опровергнуть взгляды чарвака, но тем самым оказывалась вынужденной бороться с собственным догматизмом и более ответственно подходить к своим теоретическим построениям.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЧАРВАКА
санскр. carvaka) — материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие-то основания, ибо в «Артхашастре» с этим именем соотносится школа, отрицающая (в отличие от других) за Тремя Ведами статус дисциплины знания, т. к., по мнению ее представителей, учение о них «для знающего житейский обиход только оболочка» (1.2). Начальные корни чарваки — материалистические учения шраманской эпохи (см. Аджита Кесакамбали). В классический период индийской философии чарвака отождествляется с lokayata (о причинах этой идентификации см. Локаятики). Собственные тексты чарваки до нас не дошли: надежды возлагались на трактат Джаярши «Татгвопаплавасинха» (7 в.), который оказался все же скорее скептическим, чем материалистическим. Основные источники по чарваке — посвященные ей главы компендиумов, излагавших основоположения всех систем своего времени: джайнская «Шаддаршана-самуччая» (гл. 7), ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» (гл. 1) и «Сарвадаршанасанграха» (гл. 1). Воззрения чарваки отличались цельностью, но не сложностью. Единственный достоверный источник знания — чувственное восприятие (на умозаключение полагаться не следует). Индивид есть единство четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер), которые, соединившись особьм образом, производят сознание, подобно тому как из некоторых ингредиентов образуется алкогольный напиток (принципиальный недостаток этой аналогии в том, что указанные ингредиенты уже составляются носителем разума). Из этого следует, что сознание исчезает после разрушения тела, а потому единственная цель существования — земные радости, воздаяния за дела — выдумка, религиозные обряды — эксплуатация предрассудков, а священные тексты — средство обогащения жрецов.
Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ЛОКАЯТА, чарвака

    др.-инд. материалистическое учение; основано в сер. I тыс. до н. э. Брихаспати. Отвергая авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (существование Бога-Абсолюта, души и т. п.), Ч.-Л. считает истинным пост
  • ЧАРВАКИ

    (слово «чарвака» в индийской философии издавна означает «материалист») - одна из семи инд. традиц. филос. школ - материалистическая, возникновение к-рой ряд исследователей относит к III в. до н. э.; одн