ЧАРВАКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧАРВАКА

        некий древний философ-материалист, последователь локаяты, вообще — сторонник этой школы; чаще употребляют термин "локаятик".
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЧАРВАКА
Санскр.) Было два знаменитых существа под этим именем.
Первый был Рокшаса (демон), который переоделся брамином и вошел в
Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили
Чарваку огнем своих глаз - то есть магнетически с помощью того,
что в Оккультизме называется "черным взглядом" или злым глазом.
торой был ужасный материалист и отрицатель всего за исключением
материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил
бы всех "вольнодумцев" и "агностиков" наших дней. Он жил до
периода Рамаяны, но его учение и школа пережили до сего дня, и он
даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии.

Источник: Теософский словарь

ЧАРВАКА
(санскр. «чарв» - есть, жевать; «чару» - приятный, доходчивый; «вах» - слово) - материалистическое учение древней и средневековой Индии. Нередко отождествляется с локаятой (букв.: учение, «направленное на этот мир»), более древнего происхождения, возникшей примерно в середине I тысячелетия до н. э. Сочинения сторонников этих учений не сохранились. Источниками для изучения материалистических доктрин в индийской мысли служат тексты других философских школ, полемизирующих с ними. Чарвака (как и локаята) отрицает авторитет Вед, существование Бога и души, потустороннего мира, закона кармы и считает существующим и познаваемым лишь то, что может быть воспринято органами чувств. Локаята утвердила принцип свабхавы - индивидуальной природы каждой вещи, определяющей ее строение и судьбу. Этот принцип был воспринят чарвакон и дополнен учением о сущем как о спонтанном сочетании четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Для этической концепции чэрааки характерно признание понятий добра и зла иллюзией, созданной человеческим воображением. Отсюда отрицание обрядов, аскетизма, утверждение целью человече с кого бытия не добродетели или освобождения, а наслаждения, хотя оно и связано со страданием. Каждая система индийской философии пыталась опровергнуть взгляды чарвака, но тем самым оказывалась вынужденной бороться с собственным догматизмом и более ответственно подходить к своим теоретическим построениям.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЧАРВАКА
санскр. carvaka) — материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие-то основания, ибо в «Артхашастре» с этим именем соотносится школа, отрицающая (в отличие от других) за Тремя Ведами статус дисциплины знания, т. к., по мнению ее представителей, учение о них «для знающего житейский обиход только оболочка» (1.2). Начальные корни чарваки — материалистические учения шраманской эпохи (см. Аджита Кесакамбали). В классический период индийской философии чарвака отождествляется с lokayata (о причинах этой идентификации см. Локаятики). Собственные тексты чарваки до нас не дошли: надежды возлагались на трактат Джаярши «Татгвопаплавасинха» (7 в.), который оказался все же скорее скептическим, чем материалистическим. Основные источники по чарваке — посвященные ей главы компендиумов, излагавших основоположения всех систем своего времени: джайнская «Шаддаршана-самуччая» (гл. 7), ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» (гл. 1) и «Сарвадаршанасанграха» (гл. 1). Воззрения чарваки отличались цельностью, но не сложностью. Единственный достоверный источник знания — чувственное восприятие (на умозаключение полагаться не следует). Индивид есть единство четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер), которые, соединившись особьм образом, производят сознание, подобно тому как из некоторых ингредиентов образуется алкогольный напиток (принципиальный недостаток этой аналогии в том, что указанные ингредиенты уже составляются носителем разума). Из этого следует, что сознание исчезает после разрушения тела, а потому единственная цель существования — земные радости, воздаяния за дела — выдумка, религиозные обряды — эксплуатация предрассудков, а священные тексты — средство обогащения жрецов.
Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧАРВАKA
атеистич. и материалистич. школа в инд. ср.-век. философии. Ч. относится к неортодоксальным учениям, отрицающим авторитет священных книг – Вед. Традиция относит истоки Ч. к глубокой древности, к учению мудреца Брихаспати; до наших дней учение Ч. дошло лишь в пересказах буддийских, джайнистских и ведантских авторов (если не считать недавно обнаруженной работы Джаяраши Бхатта "Таттвонаплавасимха", 7–8 вв.). Наиболее полное изложение взглядов чарваков содержится в отд. главах ср.-век. трактатов, посвященных описанию филос. систем (напр., Madhava acharya. The Sarva Darsana – Samgraha or Review of the different systems of Hindu philosophy, trad. by E. B. Cowell and A. E. Gough, L., 1882). Чарваки отрицали самые основы ведийской и брахманистской религии – карму (воздаяние), сансару (круг земных рождений) и мокшу (освобождение), что вызывало обвинения их в безнравственности со стороны почти всех инд. философов. Школу Ч. называют еще локаятой, что означает "мнение обычных людей". Ортодокс. буддийские философы третировали материализм Ч. как примитивное, нефилос. учение, ссылаясь также на отсутствие строгой системы онтологии, этики и теории познания. Чарваки (локаятики) представляли весь мир образованным из четырех (реже – пяти) первоэлементов – воздуха, огня, воды, земли, некоторые добавляли к ним эфир. Опираясь на материалистич. принципы, Ч.-локаята отрицала догматы о существовании сверхъестеств. сил, богов, демонов, о пользе жертвоприношений и т.д. "Нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада" – так излагает учение чарваков Шанкара (Sarvasiddhantasamgraha, Calcutta, 1929). Религ.-идеалистич. проповеди о бренности всего земного, о греховности удовольствий чарваки противопоставили этику, прославляющую естеств. чувства и радости людей: "Мудрость состоит в том, чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий... Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием, – но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой и только?" (Madhava acharya, The Sarva Darsana Samgraha, I, 29–42). Чарваки ставили один из осн. вопросов теории познания – вопрос об источнике достоверного знания и об истинности общих суждений. Материалист Пурандара (7 в.) утверждал, что логич. умозаключения могут применяться лишь в отношении эмпирич. вещей, доступных восприятию. Чарваки применяли различные виды доказательств для опровержения идеалистич. положений о существовании души, независимой от тела. Эти доказательства приводит Шанкарачарья в комментариях на Веданта-сутру. Интерес к учению Ч., выразившийся в упоминании о них едва ли не в каждом трактате инд. философии 8–11 вв., был связан с исключит. подъемом чисто теоретич. знания в Индии того времени (Рамануджа, Шанкара, Нагарджуна) и преобладанием нереалистических и иллюзионистских (майявада) учений. По сравнению с этими школами Ч. выступала как единственная не только реалистическая, но и строго онтологич. школа. Лит.: Аникеев Н. П., Материалистич. направления в древнеиндийской философии, М., 1957; его же, О материалистич. традициях в индийской философии, М., 1965; Пятигорский А. М., Материалы по истории индийской философии, М., 1962; Щербатской Ф. И., К истории материализма в Индии, в кн.: Избр.тр. русских индологов-филологов, М., 1962; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961; Dasgupta S. N., A history of Indian philosophy, v. 3, N. Y., 1940; Ruben W., Geschichte der indischen Philosophie, В., 1954. И. Кутасова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Похожие термины:

  • ЛОКАЯТА, чарвака

    др.-инд. материалистическое учение; основано в сер. I тыс. до н. э. Брихаспати. Отвергая авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (существование Бога-Абсолюта, души и т. п.), Ч.-Л. считает истинным пост
  • ЧАРВАКИ

    (слово «чарвака» в индийской философии издавна означает «материалист») - одна из семи инд. традиц. филос. школ - материалистическая, возникновение к-рой ряд исследователей относит к III в. до н. э.; одн