(слово «чарвака» в индийской философии издавна означает «материалист») - одна из семи инд. традиц. филос. школ - материалистическая, возникновение к-рой ряд исследователей относит к III в. до н. э.; однако материализм в Индии имеет значительно более раннее происхождение. Основателем этой школы обычно считается полумифич. Брихаспати. В противоположность сторонникам остальных филос. школ Индии (ньяя, санкхья, миманса, вайшешика, веданта, йога), у к-рых также можно иногда встретить отдельные высказывания материалистич. характера, но к-рые последовательно и настойчиво защищали религию, Ч. активно выступали против осн. догматов брахманизма, буддизма и индуизма. Это вызывало ожесточ. преследование Ч. Их сочинения уничтожались и до нашего времени не дошли. О взглядах и учении Ч. можно судить лишь по трактатам их противников и др. косв. источникам. Ч. отстаивали материальность мира, отрицали существование какого бы то ни было высшего творца. Все в мире, по их утверждениям, состоит из огня, воздуха, воды и земли, из к-рых состоит и человек. Они отрицали существование, а тем самым и бессмертие, души как самостоят. духовной сущности и полагали, что тело и душа едины: нет тела - нет и души. Это учение Ч. приводило их к утверждению, что осн. догматы инд. религий - о карме и сансаре - являются вымыслом. Др.-инд. материалист Аджита Кешакамбалин утверждал: нет смысла в таких деяниях, как жертвоприношения, раздача милостыни и т. п., после смерти нет последствий ни за добрые, ни за порочные деяния, как не существует вообще деления на «этот мир» и «мир потусторонний». Человек состоит из четырех элементов. Когда он умирает, то элемент земли, из к-рого состоят все твердые части его тела, возвращается в землю; жидкие части его тела уходят в воду; тепло его возвращается в огонь, дыхание - в воздух, а сознание в пространство. Ч. резко критиковали также учение буддизма о прекращении страданий путем подавления всяких желаний. На самом деле, утверждали они, эта проповедь является проповедью смерти. Этич. учение Ч. в целом являлось гедонистическим: они выражали желания людей, высоко ценивших счастье и радости в жизни, боролись против идей «непротивления злу насилием».
Выступая против засилья религии, против брахманов и вообще против служителей религии, а также против кастового строя, Ч. выражали интересы прогрессивных слоев рабовладельч., а затем феод. общества.