ЦЕНТР

Найдено 1 определение
ЦЕНТР
несет в себе понятие смыслового центра, центра мироздания и мистического центра, символизирующего высший принцип Вселенной. Смысловой центр — это основное ядро той или иной теории, того или иного учения, системы взглядов, комплекса мировоззренческих установок — иными словами, суть взглядов на окружающий мир: природу и человеческое общество. Впрочем, каждое из мыслящих существ обладает собственным подходом к тому или иному явлению и обожествлением его, что подразумевает и оригинальный смысловой центр мировоззрения. Мистический центр миросоздания и мироправления связан с существованием таинственных стран Агарты, Шамбалы, погибшей Атлантиды или Гипербореи, а также со святыми местами, например, Монсальват, горой спасения, символом высшего духовного совершенства, резиденцией короля Артура Карлионом, где расположен его дворец Камелот. В этих мистических центрах хранятся знания мира, законов природы и управления ею. Как правило, мало кому из смертных удается побывать в этих местах, доступных только посвященным или учителям, советникам царя мира. Только они вправе воспользоваться хранящимися здесь богатствами, дабы уберечь в целости сам принцип центра мира, представляющего собой стержень существования всего живого. Центр мира — синоним «первоначального состояния»: здесь открывается принцип бессмертия и принцип вечности, здесь время трансформируется в пространство. Видимо, не зря описание центра мира порой включает в себя описание мифической страны мертвых. Понятие центра мира лежит в основе многих религиозных ритуалов, особенно тех, что стали обязательными для народов Центральной Азии. Здесь понятие «центр мира» воспринимают не как нечто отвлеченное, а как действительно существующее, но скрытое от глаз непосвященных. Назначение многих ритуалов — поиск центра мира, причем центра духовного. Как правило, на этом предполагаемом месте строится храм. Вновь обратимся к предшественникам, пытавшимся найти обоснование представлений о центре мира в символике: центр магической печати Соломоновой, состоящей из пересечения двух перевернутых треугольников, один, представляющий восходящий огонь, и второй — нисходящую воду. Гармонизирующая их сила Квинтэссенции является пятой субстанцией — невидимой точкой в центре, которая изображается либо точкой, либо точкой в кружке, либо знаком Тау. Внутреннее пространство гексаграммы этого знака становится символом жизненной силы Квинтэссенции, выраженной невидимой внутренней точкой в центре фигуры. Таким образом, печать Соломона воспринимается как символ Семи — шести треугольников и шестиугольника, составляющих семь внутренних пространств. В системах магического и оккультного символизма композиция из семи кругов образует «сокрытую печать» Соломона, где шесть точек гексаграммы зафиксированы либо шестью окружностями, либо шестью круглыми лепестками цветка, а седьмая, центральная окружность или сердцевина цветка, означает точку Квинтэссенции или жизненную силу, связывающую четыре элемента. При удалении центра из «сокрытой печати» нарушается единство, и фигура, имеющая шесть точек, не сохраняется как единое целое — два треугольника, составляющие гексаграмму, разъединяются, и четыре элемента остаются в разладе. Освобожденная таким образом Квинтэссенция используется алхимиками для своих целей за счет разрушения структурированных форм. Четыре элемента, утратив связь с центром (Квинтэссенцией), возвращаются в раздельное и враждующее состояние. И здесь явно прослеживается связь, благодаря центру мира, земного и небесного — воды и огня, являющегося символом солнца. Причем прослеживается борьба составляющих центр мира элементов, в том числе и тех, которые составляют жизненные первоосновы. Печать Соломона в данной трактовке есть своеобразное изображение центра мира, объяснение смысла составляющих ее элементов есть объяснение составных центра мира, его строения, его гексаграммы. Однако печать Соломона лишь один из символов центра, связанный более с магическими свойствами этого, ставшего уже более мифическим, чем реальным предметом человеческой истории. Модель центра мира представлена и в картах Таро, например в карте Мир. Здесь представлена вертикальная композиция: три вписанных круга и треугольник, пересекающий их. Эти четыре фигуры, ограничивающие пространство, образуют движение, при котором центр перемещается на «периферию карты», а затем возвращается. И здесь прослеживается связь с солнцем, небом и символизирующим их кругом (колесом), взаимоувязанным с иной геометрической фигурой. Современные исследователи считают, что существуют «антиподы идей центра» мира. Это «идея четырех лучников как иллюстрация сил, способных восстать против целостности как индивида, так общества и космоса. Они выступают как защитники четырех сторон света, ставших независимыми от центра». Здесь на первый план выходит идея противостояния (или войны), которую, например, основатель традиционализма Рене Генон считает основополагающей в объяснении существования центра мира. По мнению Генона, война есть очищающее движение, восстанавливающее силы центра мира, способное отбросить мешающие существованию мира элементы. Центр мира ассоциируется с белым цветом — цветом непорочности, рождением всего нового, свежего. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
120.17 кб

Центр и периферия в эпоху глобализации

Салихов Г. Г.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с государством, экономикой, культурой, политикой. Отмечается, что в процессе глобализации меняется и наука, образовательная система в мировом масштабе.
Читать PDF
244.25 кб

Представляем книгу: гасилин В. Н. Античная философия. -Саратов: Издат. Центр «Рата», 2009. 180 с. (I

Фриауф Василий Александрович
Читать PDF
70.35 кб

Центр изучения средневековой культуры: 10 лет научной деятельности

Душин О. Э.
Читать PDF
64.94 кб

Центр изучения средневековой культуры

Душин Олег Эрнестович
Читать PDF
141.28 кб

2004. 02. 001. Тягло А. В. Рациональный холизм: сб. Работ автора (1976-2003). - Харьков: центр образ

Панченко А. И.
Читать PDF
465.51 кб

Исследовательский центр «Медиафилософия»

Степанов Михаил Александрович
Читать PDF
55.76 кб

Научно-исследовательский и образовательный центр имени Г. В. Флоровского в одесском национальном уни

Голубович Инна Владимировна, Петриковская Елена Сергеевна
Представлены основные направления деятельности научно-исследовательского и образовательного центра имени Г.В. Флоровского, созданного на философском факультете Одесского национального университета имени И.И. Мечникова.
Читать PDF
98.03 кб

Международный Центр Рерихов

Читать PDF
124.59 кб

Центр философской компаративистики и сравнительных социогуманитарных исследований (1992-2014)

Колесников Анатолий Сергеевич
Читать PDF
58.55 кб

Пустующий центр : рецензия на новую книгу святослава Каспэ об онтологии политического

Тесля Андрей Александрович
Читать PDF
74.35 кб

Человек как центр рассмотрения понятий: бытие, существование, экзистенция

Исаев Андрей Анатольевич
Автор обосновывает мысль о том, что сегодня уяснение смысла онтологических понятий бытия и существования невозможно без связывания их с понятием экзистенции, предложенным экзистенциализмом.
Читать PDF
66.15 кб

Православная мысль. Историко-философский анализ. (Рец. На: Шапошников Л. Е. Персоналистические центр

Сенчихина Юлия Борисовна
Читать PDF
193.38 кб

2018.04.040. БОНЕЦКАЯ Н. МЕЖДУ ЛОГОСОМ И СОФИЕЙ. - М.: ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИНИЦИАТИВ, 2018. - 576 С

Хлебников Г.В.
Читать PDF
230.71 кб

2018.04.061. СКВОРЦОВ Л.В. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ: ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. - М.: ЦЕНТР ГУМАНИТ

Хлебников Г.В.
Читать PDF
0.00 байт

2016.03.004. КНЯЗЕВА Е.Н. ЭНАКТИВИЗМ: НОВАЯ ФОРМА КОНСТРУКТИВИЗМА В ЭПИСТЕМОЛОГИИ. - М.; СПБ.: ЦЕНТР

Боброва Л.А.

Похожие термины:

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ-ВАК

    религиозно-пропаганд центр в США. Основан и возглавляется ярым антикоммунистом Благославом Хрубы. Выпускает периодич. издание «Религия в странах с коммунистическим влиянием», распространяемое в
  • ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА

    религ.-пропа-гандистский центр в Великобритании. Основан в 1970 с целью, как говорилось в его программном заявлении, «более глубокого взаимопонимания между народами коммунистического и некоммунист
  • Исламский культурный центр России

    первая мусульманская общественная орг-ция Российской Федерации, возникшая как Исламский культурный центр Москвы еще в апр. 1991, в февр. 1993 получила статус Всероссийской орг-ции. Имеет более 80 отдел
  • Национальный центр

    22 сентября 1919 г. в Москве был раскрыт ВЧК заговор белогвардейской организации, носившей название "Национального центра". Партийный состав Национального центра был в большинстве своем кадетский, н
  • НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ)

    форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и др. коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций, вузов
  • РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

    объединение нескольких организаций общего среднего образования вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом – «ресур
  • ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ЦЕНТР

    комплекс технических устройств для производства и распространения телевизионных программ. По своему назначению телецентры делятся на программные и передающие (ретрансляционные). В программных
  • ЦЕНТР ИНЖИНИРИНГА И ТРАНСФЕРТА ТЕХНОЛОГИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ФОНДА

    структурное подразделение Национального Инновационного фонда, созданное в с целью повышения конкурентоспособности отраслей реального сектора экономики Казахстана, посредством организации тра
  • Центр притяжения (Великий аттрактор)

    Многие астрономы считают, что Млечный Путь и смежные галактики притягиваются к какой-то громадной, но невидимой массе — центру притяжения. Это пример умозрительной космологии. См. также Темное ве
  • CESNUR (Центр изучения новых религий)

    был основан в 1988г. итальянским юристом Массимо Интровине. Эта группа имеет обширную вэб-страницу; она открыла свои филиалы в ряде стран Европы и Северной Америки, основала исследовательскую библи
  • Евангельский центр исследования вопросов мировоззрения

    немецкая христианская контркультовая организация, основанная в Штуттгарте после Второй мировой войны. Сделано это было после того, как только был остро прочувствован урон, нанесенный Германии но
  • ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)

    лаборатория, в том числе лаборатория государственных органов, проводящая испытания продукции на соответствие требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации.
  • ЦЕНТР ПЕРЕЖИВАНИЯ

    (Erlebnismittelpunkt) — определенность предмета соответствует в философии Р. Гёнигсвальда бесконечному множеству центров переживания. Благодаря непосредственной связи с собственным организмом центр пер
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    межправительственная некоммерческая организация, созданная на основании соглашения между Европейским Союзом рядом государств СНГ, США и Японией. В рамках деятельности по нераспространению знан
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ АККРЕДИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МОН РК

    к задачам НАЦ относятся создание системы показателей (стандартов) и критериев аккредитации организаций образования; мониторинг системы качества образования; адаптация лучшего мирового опыта ак
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    специализированное научно-исследовательское и методологические учреждение в области государственных стандартов образования, контроля качества знаний учащихся, формирования студенческого кон
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    координирует работы и участвует в формировании национального информационного ресурса в научно-технической сфере страны, включая информацию о научном потенциале; проводит исследования и разрабо
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФРАНЦИИ

    ведущее государственное учреждение фундаментальных исследований Франции. CNRS подчиняется Министерству научных исследований и технологий, располагает собственным штатом научных работников и ав
  • НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

    к ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований (магистров и докторов наук). Такие центры создаются НИИ и вуза
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАНДИДАТСКИХ ЭКЗАМЕНОВ

    создается при ведущем вузе региона. Центр организует и проводит кандидатские экзамены для соискателей региона (республики) по истории и философии науки (по отраслям), иностранному языку, казахско