НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФРАНЦИИ

Найдено 1 определение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФРАНЦИИ
ведущее государственное учреждение фундаментальных исследований Франции. CNRS подчиняется Министерству научных исследований и технологий, располагает собственным штатом научных работников и автономным финансированием, имеет 18 представительств на территории страны и более десятка за рубежом. В CNRS входят собственные исследовательские лаборатории и группы, а также два института – Национальный институт наук о Вселенной и Национальный институт ядерной физики и физики элементарных частиц. CNRS пользуется определенным приоритетом при распределении государственных научных субсидий — на его долю приходится 25% всех средств, выделенных на невоенные исследовательские нужды.
Приоритетами политики CNRS на ближайшее время объявлены следующие:
-примат фундаментальных исследований;
-ориентация на запросы общества и учет обновления многих научных дисциплин;
-развитие взаимодействия с высшим образованием, др. научными учреждениями, регионами, с экономическими, индустриальными и сервисными структурами;
-создание единого европейского научного пространства;
-создание новых инструментов оценки и продвижения инноваций;
-открытость и ответственность перед обществом и гражданами.
Структура управления CNRS. На верху управленческой пирамиды CNRS находятся Административный совет и Генеральная дирекция. Президента Административного совета назначает Совет министров Франции, который также утверждает генерального директора CNRS. Административный совет определяет общую политику Центра и намечает стратегические направления деятельности. Членами совета являются представители из министерств науки, экономики, финансов и промышленности (3 чел.), известные ученые (4 чел.), представители крупного бизнеса, экономисты (4 чел.), а также избранные коллегами сотрудники CNRS (4 чел.). Кроме того, в Совет с правом совещательного голоса входят высшие руководители CNRS (Генеральный директор, генеральный секретарь, финансовый контролер и главный бухгалтер).
Административное и финансовое руководство текущей деятельностью CNRS осуществляет Генеральный Директор. Управленческую структуру второго, исполнительного, уровня составляют Секретариат Центра, исследовательские департаменты и обеспечивающие управления (юридическое, финансовое, кадровое, информационное и др.). Генеральный директор возглавляет Национальный комитет научных исследований CNRS, занимающийся координацией научной политики на уровне каждого департамента.
Наряду с руководством исполнительными управленческими структурами в сферу ответственности Генерального Директора входит разработка перспективных планов, а также оценка исследований и работы исследователей. Эта задача возложена на Национальный комитет научных исследований CNRS, в который входит 830 экспертов (выбираются на 4 года), распределенных по 40 научным секциям и междисциплинарным комиссиям.
Еще один орган внешней оценки лабораторий — Комитеты по оценке. Комитеты включают ограниченное число экспертов из числа иностранных ученых и представителей промышленности, членов Национального комитета научных исследований CNRS и университетов.
В CNRS входят восемь научных отделений. Все научные департаменты имеют сходную организационную структуру и копируют организационную схему CNRS. При ориентации на фундаментальные исследования в работе каждого департамента существенное значение придается участию подразделений CNRS в прикладных исследованиях, выполняемых в ходе взаимодействия с вузами, промышленными корпорациями и в рамках международных программ.
Рабочая единица CNRS – лаборатория, третий организационный уровень. Именно на этом уровне управления, в первую очередь, реализуется политика CNRS и проверяется ее эффективность. CNRS либо сам создает, либо участвует в создании лабораторий, выделяя в их распоряжение специалистов и средства. Создаются лаборатории под конкретную задачу. Контракт на исследования лаборатория заключает на 4 года. Как правило, в середине срока контракта, через два года, проводится предварительная оценка результатов работы (экзамен), а в конце четырехлетнего срока контракта лаборатория отчитывается полностью об итогах работы. В результате принимается решение либо о заключении нового контракта, либо о продлении старого, в крайнем случае, лаборатория закрывается. Т.о., обеспечивается постоянная миграция персонала внутри общей структуры – и сами лаборатории, и сотрудники в них работают лишь до тех пор, пока эта работа эффективна.
На уровне лабораторий практически реализуется межведомственное и межструктурное взаимодействие в управлении. Из более чем 1200 исследовательских и вспомогательных подразделений, находящихся под эгидой CNRS, лишь 126 лабораторий полностью принадлежат CNRS. Основная масса лабораторий (783) организуется и работает при долевом участии CNRS, др. ведомств, университетов и крупных корпораций. С CNRS ассоциированы еще около трехсот лабораторий принадлежащих университетам. При этом идет постоянное уменьшение числа собственных лабораторий CNRS и рост числа совместных лабораторий, особенно с университетами.
Во всех лабораториях, сотрудничающих с CNRS, независимо от их статуса и принадлежности реализуется единая политика, действуют единые правила создания, контроля и ликвидации лабораторий и координации их деятельности, устанавливаемые CNRS.
Т.о., во Франции реализуется система государственного управления наукой. При этом необходимо отметить достаточно низкую долю административных издержек. Вторая особенность функционирования фундаментальной науки во Франции заключается в том, что основной структурной единицей является не институт (их в составе CNRS всего два), а лаборатория. При этом абсолютное большинство лабораторий имеют двойное подчинение (в основном совместно с университетами), однако во всех лабораториях, сотрудничающих с CNRS, независимо от их статуса и принадлежности реализуется единая политика, действуют единые правила создания, контроля и ликвидации лабораторий и координации их деятельности, устанавливаемые CNRS.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.