Богослужение
Богослужение
совершение священнослужителями религиозных церемоний и обрядовых действий, отправление служб.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Богослужение
внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах, обрядах. Составляя существенную часть всякой религии, оно отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души.
Источник: Религиозные термины
Богослужение
Внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах различного рода, что составляет необходимую принадлежность всех религий и существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях – в слове ли, в жертвах ли, или в каких-либо других действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело.
Источник: Православный церковный словарь.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
совокупность церемоний и обрядовых действий, обращенных якобы к богу, богам и вообще к «сверхъестеств. силам», чтобы угодить им и получить от них «милость» или вынудить их к «благоволению» посредством заклинаний и иных приемов магии. Б. - составной элемент всякого религ. культа и совершается чаще всего в спец. храме, но также и в др. местах. Формы, в к-рых во время Б. служители культа и верующие стремятся угодить «сверхъестеств. силам», бывают различны: жертвоприношения, молитвы, славословие божества в гимнах, каждение, зажигание свечей и т. п. Во мн. культах важную часть Б. составляют «таинства», в к-рых божество будто бы уже проявляет милость к верующим, изливает на них «благодать». Реальная сущность Б. заключается, однако, во внушении верующим мысли о «ничтожестве» человека и «всесилии» божества и его служителей, в воспитании верующих в духе покорности служителям культа и смирения перед судьбой. В этом - реакц. социальный смысл Б. Служители культа - жречество, духовенство - всегда стремились придать Б. торжеств, и красочный характер, чтобы поразить воображение верующих, создать у них религ. настроение и полностью подчинить их своему влиянию. Для этой цели церковь издавна использует силу искусства: Б. часто сопровождается хоровым пением и игрой на музык. инструментах; церк. храмы отличаются особой архитектурой, в них широко применяется роспись; в ряде культов по ходу Б. произносятся проповеди. Все это превращает Б. в важнейшее средство поддержания и усиления религ. настроений и верований.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
совокупность обусловленных верой в сверхъестественное, продиктованных требованиями вероучения культовых обрядов и действий, к-рые создают иллюзию непосредств. общения верующего с богом н др. «силами небесными». Обязат. компонент культа правосл.г занимающий в нем центр, место и доминир. положение. Совершается священнослужителями при активном участии верующих гл. образом в храме по давно разработанному ритуалу и рассматривается церковью как важнейшее средство комплексного воздействия на эмоц.-эстетич. состояние присутствующих в храме с целью возбуждения у них чувства личного приобщения к «высшему миру». Б. призвано, помимо всего прочего, привить верующему сознание своей исключительности, богоизбранности и тем противопоставить его неверующим как лишенным возможности «богообщения». Православ. Б., состоящее из славословия, благодарения и прошения, - рецидив древн. магии, первобыт. колдовства. Оно включает в себя такие колдовские действия, как молитвы, поклоны, осенение себя крестным знамением, зажигание лампад и свечей, прикладывание к иконам и кресту, песнопения и пр. Б. подразделяется на общественное, гл. компонентом к-рого является литургия и частное: требы (за исключ. евхаристии, совершаемой только во время литургии), молебны, заупокойные службы и т. п. регламентируется Б. церк. Уставом (Типиконом); внеуставных Б. православие не признает. Совершается правое л. Б. на нац. языках; используются н мертвые языки (в РПЦ - церковнославян.). Хотя правосл. Б. - наследие византийских времен, каждая помести. правосл. церковь внесла в него свои элементы, к-рые существ, значения не имеют, но зато придают Б. этнически специфич. окраску и тем самым ставят национальное на службу религиозному.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
БОГОСЛУЖЕНИЕ
совокупность специфич. действий, обрядов, церемоний, непосредственно связанных с системой религ. представлений и призванных в эмоц.-образной форме воспроизводить тот или иной аспект вероучения. Осн. назначение Б. состоит в закреплении основополагающих догматич. принципов в сознании верующих, приобщение их к церк. жизни, формирование религ. миросозерцания. Как сост. элемент культа религ. Б. регламентировано строго установленными правилами. Несмотря на большое разнообразие богослужебной практики в различных ре-лиг. системах, определяемое условиями жизни исповедующих эти религии народов, нац. особенностями, уровнем соц. развития, традициями и т. п., общим для всех без исключения Б. является наличие магич. элемента, представлений о возможности воздействия на сверхъестеств. силы. Такие элементы Б., как молитвы, песнопения, обнажение головы, поклоны, поцелуи св. предметов, окропле-ние водой, сожжение свечей, чтение св. текстов и др., создают иллюзию общения человека с богом, его причастности к потустороннему миру счастья и благополучия, обещанного данной религией ее последователям. Б. в любой религии является гл. средством идео-логич. воздействия на верующих, способствует закреплению религ. требований об обязательности для человека личного участия в культовой практике, играет роль интегратора во внутрицерк. связях и обособлении исповедующих данную религию от неверующих и инаковерующих, помогает усилению воздействия священнослужителей на присутствующих в храмах. Как правило, всякая форма Б. тесно переплетена с нац., семей-но-бытовыми традициями и обычаями и этим способствует формированию ошибочных мнений о тождестве религиозного и национального, о проявлении в культовой практике высш. культурно-худож. достижений народа.
Источник: Атеистический словарь