в православии установленный порядок церк. службы в течение суток. Всего таких служб 9. Вечерня, совершаемая в конце дня; повечерие, к-рое совершается после вечерни; полунощница, происходящая в полночь; утреня — в конце ночи, перед восходом солнца; 1-й, 3-й, б-й и 9-й час, соответственно совершаемые в 7, 9, 12 часов утра и в 3 часа дня. Особо выделяется литургия - гл. христ. Б. с. На практике же проводятся 3 службы -вечерня, утреня илитургия. Остальные «присоединяются» к ним. В дни наиболее значит, праздников религ. проводится всенощное бдение - служба, продолжающаяся всю ночь.
БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОЕ
БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОЕ
Источник: Атеистический словарь
БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОЕ
установленный в православии порядок распределения церк. службы по часам суток. Согласно уставу, церк. сутки начинаются вечером. Суточный круг богослужений, регламентированный Типиконом и Часословом, включает в себя 9 служб, посвященных тому или иному церк. событию: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9-й часы с т. н. междучасьями, литургия. Вечерня посвящена воспоминаниям о сотворении мира богом, грехопадении и раскаянии людей, об их надежде на спасителя и радости от встречи с ним. Повечерие совершается перед отходом ко сну и проникнуто мыслями о смерти. Полунощницу служат в воспоминание о молитве Иисуса Христа в полночь в Гефсиманском саду. Утреня посвящена земной жизни Христа. l-й час должен напомнить верующим о приведении Христа на суд Пилата, 3-й - о самом суде, 6-й - о распятии Христа, а 9-й - о его страданиях и смерти. Центр, место в этом круге отведено литургии. Уже давно все службы объединены церковью в три богослужения: вечернее (служба 9-го часа, вечерня и повечерие), утреннее (служба полунощницы, утреня и l-н час) и дневное (служба 3-го и 6-го часа, литургия). В праздничные дни вечернее и утреннее богослужения объединяются в одну службу - всенощное бдение (всенощную), включающее вечерню, утреню и 1-й час,
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7