(Worship in the Church).
Совершать богослужение значит воздавать Богу ту честь, крой Он достоин. Церковь Иисуса Христа по определению призвана совершать богослужение; она создана как "священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет 2:5). Уже с первых десятилетий существования Церкви христиане собирались для совместных богослужений. Богослужение ранней Церкви включало чтение и разъяснение Св. Писания, молитвы,пение псалмов и гимнов и совершение таинств. Во всем этом Церковь следовала повелениям и примеру Иисуса. Однако сам Иисус, за исключением Вечери Господней, не заповедовал новой богослужебной практики. Раннехристианское богослужение было аналогично синагогальной службе.
Ранняя Церковь. Первая (иерусалимская) христианская община ориен тировалась на иудаизм и принимала ВЗ как Слово Божье. Члены этой общины отличались от евреев лишь тем, что считали Иисуса Мессией, Спасителем всех людей. Эти христиане совершали еврейское богослужение, но добавили к нему Вечерю Господню (Деян 2:42,46) и молитвы во имя Иисуса (Деян 4:2430).
Христиане ежедневно собирались для молитвы, общения, проповеди и учения (Деян 2:46; 5:42), но главное богослужение недели они совершали не в субботу, как евреи, а в первый день недели, в день воскресения.
Не совсем ясно, каков был порядок богослужения, установленный апостолами, но эта служба, безусловно, была очень проста. Из НЗ и другой раннехристианской литературы явствует, что последовательность элементов службы не была фиксирована, но центральным событием воскресного богослужения было таинство Вечери Господней. Такой ранний памятник, как "Дидахе"(ок. 95150), содержит подробное описание Вечери Господней, включающее произносимые в ходе ее молитвы, а также другие литургические указания. Литургия состояла как из предписанных молитв, так и из свободной молитвы. Перед началом Вечери Господней совершалось исповедание грехов ("Дидахе", 14:1).
Ив "Дидахе" (14:1), ив "Первойапологии" Юстина (сер. Ив.) Вечеря Господня названа евхаристией, т.е. "благодарением" . Юстин пишет, что во время службы "воспоминания апостолов [евангелия] и писания пророков читались вслух так долго, как позволяло время " ("Первая апология", 67). Под "писаниями пророков" здесь, несомненно, имеются в виду книги ВЗ. Данное свидетельство Юстина показывает нам, что Церковь уже имела установленный порядок службы, но порядок этот был еще очень прост.
Изначально Вечеря Господня совмещалась с трапезой. Но уже на раннем этапе трапеза была отделена от таинства (Климент Александрийский. "Педагог", 2:1; "Строматы", 3:2; Тертуллиан. "Апология", 39; "О венке", 3) и получила название "агапа",т.е. "трапезалюбви". Однако совершение агап зачастую сопровождалось злоупотреблениями, и к IV в. этот обычай перестали соблюдать (Августин. "Письмо к Аврелию", 22:4).
Религиозный календарь евреев стал прообразом христианского "церковного года" ("литургический год"). Однако христианский календарь, призванный превратить год в череду церковных праздников, формировался медленно. Праздники Рождества и Богоявления появились лишь в IV в., а тот литургический год, крый мы знаем сегодня, существует лишь с кон. VI в.
Ап. Павел упоминает откровения, говорение языками и толкование языков как элементы современного ему христианского богослужения. Однако эти духовные дары ("харисмата") использовались по определенным правилам, так что служба проходила благопристойно и чинно (1 Кор 14:40). В рамках богослужения свободное действие Духа совмещалось с литургической строгостью. Дары говорения языками и пророчества сошли на нет очень рано повидимому, одновременно с признанием апостольских писаний каноническими, т.е. в эпоху Юстина. В ту пору богослужение состояло из двух частей первая часть, напоминавшая синагогальную службу, включала хваления, молитвы и наставление, а затем следовала Вечеря Господня.
Итак, устойчивый процесс отхода от евангельской веры и свободного богослужения начался во II в. Со временем этот процесс изменил саму суть христианства. "Церковный устав" Ипполита, составленный не позже 236 г., показывает, что уже к сер. III в. произошли серьезные перемены и были утверждены определенные литургические формы. Впрочем, богослужение оставалось простым и кратким и включало свободную молитву.
Средние века и Реформация. ВIV в., когда христианство стало официальной религией Римской империи, христиане начали строить величественные храмы и разрабатывать новый, более торжественный порядок богослужения. Результаты такого развития событий были неоднозначными. Вчерашние язычники, обретшие влияние в Церкви, трактовали Вечерю Господню как "мистерию". На смену простоте раннего христианского богослужения пришел сложный ритуал. Превращение Вечери Господней в римскую мессу сделало возможными все те злоупотребления, крыми полна история средневекового католицизма.
Сначала месса была сравнительно простым ритуалом и подразделялась на литургию Слова и литургию Горницы. Со временем стол для причастия сменился престолом, стоящим у стены, а службу стал совершать священник от имени верующих. В кон. IV в., когда на смену вере в живое присутствие Христа на литургии пришло ограниченное представление о Его присутствии лишь в хлебе и вине, возник обычай ставить перегородку между престолом и верующими. Из радостного евангельского славословия Вечеря Господня превратилась в мрачный обряд принесения в жертву тела и крови Христовых. Значимость этого радикального отхода от учения и практики, запечатленных в НЗ, невозможно переоценить. Христианское богослужение стало принципиально другим, утратив почти все свои евангельские черты. Верующие превратились в простых зрителей, наблюдающих за действиями священника. Появление ложных доктрин о пресуществлении, покаянии и добрых делах также способствовало упадку богослужения и разочарованию верующих. Результатом этих процессов стала Реформация.
Деятели Реформации больше интересовались доктриной, чем литургией. Лютер ввел в употребление сокращенную мессу; со временем он внес в нее существенные изменения, отражающие н.з. идею участия в литургии верующих. Цвингли отверг как мессу, так и все прочие католические ритуалы. Он даже отменил совместное пение и игру на органе. Целью Кальвина был возврат к богослужебной практике первых христиан. Удалив из богослужения все то, что напоминало о жертвоприношении, а также все молитвы святым и Деве Марии, Кальвин одобрил совместное пение верующих в храме, особенно пение псалмов. Важное место в кальвиновской литургии занимала проповедь. Такая литургия стала обычной для кальвинистских церквей Европы.
В Англии разрыв с католицизмом был не столь резким, как в протестантских странах континентальной Европы. Генрих VIII не принял учения отцов Реформации, желая лишь освободиться от власти папы Римского. Служба в храмах Англии совершалась по католическому ритуалу и после разрыва с Римом. Однако со временем влияние континентальной Реформации возросло, и комиссия, возглавленная Томасом Кранмером, архиепископом Кентерберийским, создала на основе римской мессы новое, англиканское богослужение, вскоре одобренное парламентом. Затем кранмеровский текст богослужения подвергся пересмотру и был напечатан в 1552 г. как Второй молитвослов Эдуарда VI. Этот текст, уже далекий от католического и отмеченный сильным пуританским влиянием, был введен Дж. Ноксом в Шотландии. Последняя редакция "Книги общего богослужения ", опубликованная в 1662 г., используется Церковью Англии и поныне.
В1643 г. по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея духовенства, края составила не только исповедание веры и катехизис, но и Служебник. Этот Служебник, одобренный парламентом, не получил, однако, широкого распространения в Англии, но использовался в Шотландии до кон. XIX в. В Англии реформирование богослужения в духе протестантской Реформации закончилось в 1662 г.
Американские церкви. Протестанты, эмигрировавшие из Европы в Америку в XVII в., принесли в колонии учение Реформации.Однако в колониальных условиях (а позже в условиях борьбы за независимость и создание новой нации) их богослужебная практика претерпела некрые изменения. В колониальной Америке существовало три типа богослужения. Вопервых, некрые общины сохранили англиканскую литургию без изменений, создав оптимальные условия для формального участия верующих в службе и таинствах, но принизив роль проповеди. Вовторых, существовали церкви, наследовавшие радикальному пуританству. Они в принципе отвергали богослужение, считая его угашением духа, и признавали за верующим право свободно хвалить Бога и делиться своими чувствами с ближними. Втретьих, практиковался такой вид службы, крый можно было бы назвать богослужением по Слову Божьему. Такой линии придерживались кальвинистские церкви, помнившие призыв Кальвина исключить из богослужения все то, что не заповедано Св. Писанием. Сделав основным компонентом своей службы проповедь Слова Божьего, кальвинисты, следуя примеру Кальвина и Нокса, разрабатывали и литургические тексты.
На богослужении отразились многие аспекты колониальной жизни. В большинстве поселений не было церквей, и служили в школе, в жилом доме или в лесу. Служба была проста она состояла из любительского пения, импровизированной молитвы, чтения Библии и проповеди (если присутствовал пастор). Христиане разных конфессий молились вместе, благодаря чему стирались различия в литургической практике.
На осваиваемых территориях Дикого Запада распространилось движение духовного пробуждения (ривайвелизм), охватившее и те церкви, крые были тесно связаны с религиозными традициями Европы. Большинство свободных церквей Америки возникло именно благодаря этому движению. Собрание обычно начиналось пением, способствовавшим эмоциональному оживлению присутствующих. Затем следовали молитвы, носившие глубоко личный характер, и причастие. Потом, после сольного пения,наступало самое главное в службе евангельская проповедь и призыв к покаянию.
Такая организация службы не слишком распространена в наши дни, но в XVIII и XIX вв. большинство евангельских церквей придерживалось этой традиции. Проповедь, содержащая призывы к пробуждению и напоминания о Страшном суде, преобладала по значимости над совместным богослужением. Баланс между Словом и таинством был утрачен. Вечеря Господня проходила раз в полгода или раз в три месяца, в лучшем случае раз в месяц. Совместная молитва стала редким событием; важнейшей частью службы считалась проповедь пастора.
На характер евангельского богослужения в Америке повлияло и "Движение Чотоква", созданное в XIXв. для того, чтобы повышать культурный уровень населения посредством образовательноразвлекательных мероприятий. Со временем это движение утратило популярность, и единственной организацией, способной обеспечить культурный рост общества, стала Церковь. Священник, крый нередко оказывался самым образованным членом общины, теперь принял на себя и образовательноразвлекательные функции. Естественно, очень многое зависело от его личности и способностей. Церкви теперь строились по образцу театров, чтобы были лучше видны кафедра проповедника и возвышение для хора. Участники службы превращались в простых зрителей.
В XX в. евангельские церкви Америки продолжили как субъективную традицию движения духовного пробуждения, так и развлекательную традицию "Движения Чотоква". В наши дни хор и солисты в храме нередко предлагают общине чтото вроде "христианской развлекательной программы", а индивидуальное участие верующих в службе сводится к пению гимнов. Основной акцент делается на проповеди и Слове Божьем; возможности совместного богослужения не используются.
Сейчас в независимых церквях, равно как и во многих евангельских церквях, корнями связанных с Европой, практически нет тяги к развитию совместного богослужения. Структура службы почти никак не обусловлена библейским и историческим наследием. Однако некрые евангельские деноминации проявляют значительный интерес к обновлению богослужения. Даже некрые из тех деноминаций, для крых был характерен антилитургический настрой, пытаются обогатить свое богослужение, не просто вводя в литургию те или иные древние элементы, а осмысленно приводя церковную службу в соответствие с н.з. наследием и с историческими, профетическими и евангельскими традициями христианства.
R. G. Rayburn (пер. А. Г.) Библиография: Т. Klausrier./l Short History of the Western Liturgy; R. P. Martin, Worship in the Early Church; W.D. Maxwell,/! History of Christian Worship; R.G. Rayburn, О Come, Let Us Worship; J.J. von Allmen, Worship: Its Liturgy and Practice; B. Thompson, ed., Liturgies of the Western Church.
См. также: Христианский год; Поклонение.