БХАВА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БХАВА
Санскр.) Бытие, или состояние бытия; мир, рождение, а
также одно из имен Шивы.

Источник: Теософский словарь

БХАВА
сс. Рождение. Становление. Пребывание. Бытие. Происхождение. Переход. Категория бытия. Жизнь. Термин означает бытие проявленное или не-проявленное, бытие как субстанциальное (душа) или дискретное (дхарма) существование, состояние разделенности или слитности с богом. Бхава образует двоицу, парную оппозицию с термином абхава (небытие). Согласно вайшешике, бхава — положительная субстанция, абхава — отрицательная. Все совершает переходы из непроявленного состояния в проявленное и наоборот. В буддизме бхава означает врожденную, кармически обусловленную склонность, привязанность, предрасположенность к существованию и само существование в эмпирическом мире. Бхава — развертывание бытия, пратибхава — свертывание. Пратигья-бхава — зависимое бытие. Пашу-бхава — человек малодуховный с низменными потребностями, интересами. Вира-бхава — человек мужественный, одухотворенный. Пара-бхава — бытие в другом, или сверхбытие абсолюта. Свабхава — собственное независимое бытие, бытие-в-себе, собственная природа. В абсолюте свабхава выступает как пустота (шуньята). Термину «бхава» синонимичны: сат, айю, дживика, дживита.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

БХАВА

        (с отрицат. Префиксом — абхава: от санскр. корня bhu — (изменчиво) быть, бывать) — встречающийся во всех даршанах один из важнейших оперативных терминов индийской философии, но так и не ставший в ней предметом мысли и специального изучения. На европ. языки переводился по-разному, несовместимыми способами: "бытие", "существование", "сущность" (entity) "состояние" и др.; соответственно абхава — как "отрицание", "небытие", "несуществование", "отсутствие". В интерпретациях постоянны колебания между "существованием" и "сущностью", а также пониманием Б. как абстракции свойства или (гораздо реже) как названия свойства предмета и предмета по свойству. Если использовать введенное Хайдеггером различение "бытия" и "сущего", то ясно, что Б. почти всегда означает "сущее", точнее "существующее-как-присутствующее", хотя
        а) из-за чисто синтаксич. особенностей санскрита часто возникает искушение неверно перевести его как "бытие"; и
        б) само "сущее" может по-разному пониматься в разных даршанах, согласно их онтологиям, как процессуальное, субстанциальное и т. п.
        В нек-рых онтологиях "сущее" может сливаться с "бытием". С Б. близко связан по содержанию термин "свабхава", в толковании к-рого есть сходные колебания — "свое существование", "своя сущность" и пр. Наиб, адекватный его перевод — "существующее-как-присутствующее самим собою, в кач-ве самого себя, как само", что весьма близко к европ. категории "сущности" (чего-то, не гипостазированной абстракции). Однако встречается и употребление термина "свабхава", как абстракции свойства, т. е. "существование самим собою".
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

БХАВА
санскр.- бытие, существование, от бху - быть), в др.-инд. философии категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность», «истина», «жизнь». В буддизме - стремление к становлению, предрасположенность к существованию; объясняется как элемент, проистекающий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы «закона взаимозависимого возникновения» - см. Пратитъясамутпада). Нек-рые мыслители (напр., Чандракиртн) рассматривали Б. как карму, вовлекающую в круг рождений и смертей (см. Сансара). При таком понимании Б.- ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс. Противоположное понятие - абхава (санскр.- небытие, несуществование), получившее особое развитие в ряде филос. систем, где обозначало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение», «отрицание», «смерть». Нередко абхава рассматривается как отрицат. категория, Б.- как положительная. Согласно Кумариле (система пурвамиманса), Б. включает в себя субстанцию (к ней сводится и энергия, сила - см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а абхава - предшествующее, последующее, абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонентом адвайтаведанты Мадхвой: сущее (падартха) бывает независимым и зависимым (паратантра); зависимые же существа или положительны (Б.), или отрицательны (абхава). Кал отрицат. категория абхава выступает и у Канады (система вайшешика), где она противопоставлена шести положит, объектам познания, из к-рых состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность). На убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавынебытия у Канады и его последователей построена и оригинальная классификация типов небытия: сансаргаабхава (т. е. отсутствие чего-либо и в чемто другом) - 1) небытие вещи до ее возникновения (прагабхава), 2) небытие вещи после ее уничтожения (дхвансаабхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянтаабхава, или абс. небытие); аньйоньяабхава (т. е. небытие одной вещи в качестве другой, их взаимоисключаемость). Если Б. является категорией положит. бытия, то абхава - скорее логич. категория, определяемая не столько своим содержанием, сколько местом в системе. Однако в истории др.-инд. мысли были попытки рассматривать абхавунебытие наравне с Б.-бытием, т. е. придать этому понятию самостоят. онтологич. статус.

Источник: Советский философский словарь

БХАВА
1. Понятие индийской философии с широким спектром значений — «становление», «действие», «состояние», «существование», «бытие» в противоположность «небытию» (абхава). Анализ языка вывел грамматистов к проблемам понимания бытия гораздо раньше, чем к этому пришли философы. В «Нирукте» («Этимологии») Яскн (5 в. до н. э.) противопоставляются бхава и саттва (sattva) как значения соответственно глаголов и имен, где первое выражает «становление», «процесс», «бытие в ходе его реализации», «некое длящееся или постоянно воспроизводящееся состояние», а второе — «свершенное бытие», «сущее», «законченную вещь».
Значительное влияние на лингво-философскую традицию оказала концепция шести модификаций (vikara) бхавы некоего Варшьяяни, цитируемого Яской: «рождение», «существование», «изменение», «рост», «деградация», «разрушение». Последующие грамматисты и философы по-разному понимали соотношение бхавы и модификаций. Согласно одним, бхава есть процесс, а модификации — разные его формы, согласно другим, модификации бхавы суть разные состояния одного и того же неизменного, статичного бытия. Третьи сводили шесть модификаций к двум — становлению и разрушению, или свертыванию и развертыванию (санкхья), четвертые считали их иллюзорными (адвайта).
Динамический аспект бхавы подчеркнут не только в грамматике, но и в буддизме, где это изменчивый и зависимый элемент бытия, синоним дхармы (в этом смысле бхаву переводят как «феномен»), содержащий, однако, некую собственную летучую сущность, отсюда его употребление в смысле «собственной природы» (свабхава).
Ни буддисты, ни грамматисты не проводят разграничения между бытием вещей и процессов и бытием как таковым. Концепция абсолютного бытия (сад») формулируется в школах монистического толка (адвайта). В вайшешике и ньяе бхава (синоним сатта) выступает как свойство «быть», «существовать», которое охватывает все категории наличных вещей.
В. Г. Лысенко
2. В санкхье термин «бхавы» маркирует две классификации диспозиций сознания. Первая включает, по «Санкхьякарике». Snap; знание—незнание, добродетель—не добродетель, индифферентность — страстность, «сверхспособности» — бессилие, локализуемые в буддхи (ст. 23). Другая классификация обобщает 50 бхав (ст. 46): 5 разновидностей заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакги), 9 удовлетворенностей достигнутым (тушти) и 8 достижений (сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11 индрий (включая манас) и 17 аберраций способности суждения, а все четыре класса вместе именуются «ментальным миропроявлением» (пратьяя-сарга). Многообразие бхав обусловливается порциями гун. Бхавы неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарцра) и преобладание в менталитете индивида тех или иных бхав определяет дальнейшее продвижение индивида вверх или вниз) по лестнице перевоплощений. Лишь одна из них—знание (соответствующее и «достижениям») — ведет к «освобождению» (ст. 53).
В. К. Шохин
3. Психические состояния. Впервые упоминаются в Натьяшастре («Наука театра», компендиум, сформировавшийся ко 2—3 вв. н. э.), где имеют статус основополагающего понятия в концепции расы (Натьяшастра, гл. 6—7). В трактате описываются 49 разновидностей бхав: 33 из них носят название вьябхичари (vyabhicari) и интерпретируются как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Их примерами служат слабость (glani), опасение (sanka), стьщ (vrida), безразличие (nirveda), опьянение (mada), зависть (asuya), радость (harsa) и т. д. Следующие восемь именуются саттвика (sattvika). К ним относятся оцепенение (stambha), слезы (ааго), поднятие волосков на теле (romanca), изменение цвета лица (vaivarnya), изменение голоса (svarasada), обморок (pralaya), появление пота (sveda) и дрожь (vepathu). Наиболее важными считаются еще восемь разновидностей бхав, т. н. стхайи (sthayi), которые рассматриваются как постоянные или устойчивые психологические состояния, непосредственно связанные с расами и при определенных условиях в них переходящие. Это стхайи-бхавы наслаждения (rati), смеха (basa), скорби (Soka), гнева (krodha), мужества (utsaha), страха (bhaya), отвращения (jugupsa) и удивления (vismaya).
Н. Р. Лидова

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • АНТАРА-БХАВА

    (санскр. antara-bhava, antara-bha–va, тиб. bar do bar srid) — промежуточное состояние в череде рождений, см. Бардо.
  • БХАВА-ЧАКРА

    (санскр. bha–va-cakra, тиб. srid paikhor lo, Колесо бытия) — буддийское понятие и художественный образ Колеса жизни, состоящей из рождений и смертей. На тибетских танках это Колесо держит в лапах бог смерти — Я
  • [МАДХЬЯМА]-БХАВА-САНКРАНТИ-[ШАСТРА]

    (санскр. [madhyama]bhava-san∙kra–nti-[na–ma-sa–stra], тиб. srid papho ba, «[Трактат] о странствии по существованиям [с позиции Срединности]»)комментарий Нагарджуны к «Благородной сутре Великой колесницы о странствии по