[МАДХЬЯМА]-БХАВА-САНКРАНТИ-[ШАСТРА]
"[МАДХЬЯМА]-БХАВА-САНКРАНТИ-[ШАСТРА]"
(санскр. [madhyama]bhava-san∙kra–nti-[na–ma-sa–stra], тиб. srid papho ba, «[Трактат] о странствии по существованиям [с позиции Срединности]»)комментарий Нагарджуны к «Благородной сутре Великой колесницы о странствии по существованиям» («Арья-бхава-санкранти-нама-махаяна-сутра»). Текст сохранился в 19 строфах тибетского перевода. В дополнение к этой же сутре Нагарджуна составил и аналогичное «Наставление о странствии по существованиям» («Бхава-санкранти-парикатха») в 16 строфах, сохранившихся в тибетском переводе. Содержание «М.-б.-с.-ш.» посвящено раскрытию пяти тем буддийской догматики. 1. (строфы 1–6с) Нереальность всех существующих дхармо-частиц, а также их возникновения, качеств, природы. Все они подобны иллюзии, цветку в небе, пустому пространству. Мир не возник сам по себе и никем не порождён. Он ни вечен, ни невечен и имеет сходство с мифической обителью небесных певцов (гандхарвов). 2. (6д–8) Пять групп (скандха) дхармо-частиц лишены реального содержимого (васту), а ум не обладает какой бы то ни было поддающейся описанию природой. 3. (9–10) Изречённая Просветлённым (Буддха) истина в качестве Пути недвойственности состоит в том, что нет ни ума, ни дхармо-частиц, ни тела — всё лишено самосущего. 4. (11) Только стремящийся к Просветлению (бодхисаттва), постоянно практикующий шесть видов совершенства (парамита), вскоре обретёт высшее Просветление. 5. (12–19) Прибегая к искусным средствам (упайя) и совершенствуя проникновенное понимание (праджня), стремящийся к Просветлению вскоре вкусит плоды Просветления, а благодаря наставлениям учителя станет всеведущим. Он познает, что всё — лишь имена, природа сущего в несуществовании. Впрочем, последний термин условен. Когда Просветлённый говорил, что «предмет воспринимается нашими глазами», Он имел в виду обыденный смысл слов обычных людей. Но поскольку всё видимое нами — иллюзия, постольку абсолютная истина заключается в том, что мир не охватить мыслью. Уже данный краткий пересказ показывает мадхьямиковское направление интерпретации учения. Однако сохранившиеся четыре версии (три китайских и тибетская) «Бхава-санкранти-сутры» отнюдь не являлись таковыми. В раннем и немахаянском буддизме учение о странствии особи из одной жизни в другую в шести видах сансарического существования — бога, полубога (асура), человека, животного, ненасытного духа (прета), твари ада — являлось специализацией пудгала-вады как в ветви ватсипутриев, так и в ветви самматиев. По определению Ф.И. Щербатского, пудгала — это «нечто обусловленное элементами (насколько они организованы) в данный момент жизни особи». Сбрасывая один набор дхармо-частиц и приобретая новый, пудгала выживает в череде рождений (сансара). Таков здесь смысл санкранти-вады. Согласно Камалашиле, сторонниками учения о странствии особи были и сарвастивадины, утверждавшие, что бытие дхармо-частиц двояко: как подлинная сущность и как проявление мгновения. Если второе имеет прошлое, настоящее и будущее время, то первое есть всегда. Но группы дхармо-частиц, переходя из одного существования в другое, не имеют постоянного носителя, такого, как пудгала (см. подробнее: Щербатской Ф.И. Избранные труды… С. 226–227). Что касается рассматриваемой сутры, то три её версии устанавливают правило: «Ни одна из дхармо-частиц не переходит из одного мира в другой мир», — а вот четвёртая и самая старшая из них (на китайском языке в переводе Бодхиручи, жившего между 386 и 534 гг.) утверждает, что в действительности одна дхармо-частица переправляется из этого мира в будущий мир существа. Таким образом, в догматике раннего буддизма санкранти-вада использовалась неоднозначно. Если же посмотреть на учение о странствии по существованиям более широко, то нужно помнить и о других основаниях для череды рождений особи, например, о тех, которые приводятся в палийском каноне. Не следует забывать также и о том, какие метаморфозы претерпело это учение в тантрическом буддизме Индии и Тибета и какую важную роль оно играет до сих пор во всех школах тибетского буддизма. Переводы Сутры и двух трактатов Нагарджуны см.: Андросов В.А. Учение Нагарджуны о Срединности…